Методические рекомендации по использованию ЦОР на уроках русского языка

Министерство высшего и среднего специального образования
Республики Узбекистан

Гулистанский Государственный Университет

Факультет переподготовки и повышения квалификации

Кафедра: Русского языка и литературы



Выпускная квалификационная работа


на тему:

Использование ЦОР на уроках русского языка
(из опыта работы)
По теме: « Лексикология»




Выполнила:
преподаватель русского языка и литературы
Гулистанского строительного профессионального колледжа Ситоблаева О.




Научный руководитель: Гизатулина О И.

Зав.кафедрой: Кулбаева С.С



Гулистан- 2015г

Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Предмет, цели и задачи работы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЦОР
1.2. Формы и типы ЦОР
1.3. Цифровые обучающие программы по русскому языку.
1.6. Цифровые обучающие программы по литературе.
1.7.Электронные цифровые пособия по русскому языку и литературе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] использования ЦОР.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Выбор ЦОР

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ктуальность использование электронных образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мотивация применения ЦОР.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Адреса полезных сайтов в поиске ЦОР.

Глава 3. Приложения.
3.1. Методическая разработка урока русского языка в профессиональном колледже на тему: "Лексикология"
3.2. Презентация Ррт "Лексический морофон"
3.3. Мониторинг успеваемости учащихся 149 группы Гулистанского строительного профессионального колледжа после апробации данного урока.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы определяется значимостью ЦОРов, которые полностью соответствуют современному государственному стандарту образования и государственной программе по языку и литературе. На сегодняшний день цифровые ресурсы подчас часто помогают нам, преподавателям сделать урок интереснее, разнообразнее и самое главное продуктивнее. Серьезный научный и методический подход к разработке и созданию урока, конечно же, даёт прекрасный результат. Находит много положительных отзывов среди учащихся и коллег. Сегодня, в мире быстро меняющихся событий, использование ЦОР в деятельности учителя является необходимым, т.к.  при их применении   повышается  уровень профессиональной  культуры учителя.
Использование ЦОРов способствует снижению  трудоемкости процесса контроля и консультирования учащихся.  Развивается плодотворное сотрудничество учителя  с учащимися.  Повышается уровень функциональной грамотности учителя  в сфере ИКТ. 
ЦЕЛЬ: работы заключается в анализе цифровых электронных образовательных ресурсов, помогающих в работе преподавателя – словесника.
Объект исследования: содержание и возможности цифровых образовательных ресурсов по русскому языку и литературе.
Предмет – особенности применения ЦОР по литературе и языку.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи выпускной квалификационной работы:
рассмотреть в целом понятие об электронных образовательных ресурсах;
проанализировать программы;
классифицировать их;
показать практическое применение ЦОРов.

Работа состоит из введения, двух глав, приложения, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. Предмет, цели и задачи работы

Современный урок. Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами. Если вы помните, а вы, конечно, помните - когда мы с вами учились, наши наставники пользовались только мелом, тряпкой, указкой и набором наглядного материала, который разработал, либо сам учитель, как смог, в силу своих творческих возможностей, либо набором плакатов от ГосИздата. И естественно, год от года, из поколения в поколение.. Не хочу сказать, что отучили нас плохо. Нет. Но у нас, у современных преподавателей есть прекрасная возможность среагировать на веяние времени и угнаться, наконец, за этой «гипертрофированной молодёжью». Среагировать на все модные тенденции: цвета, музыки, кино, культуры и т.д. И покорять вместе с ними мир компьютеризации, автоматизации, бороздить просторы Интернета и создать продукт из всего этого для современного урока.
Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся - учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЦОР
Внедрение новых информационных технологий, ЦОРов, в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.


1.2.Формы и типы ЦОР
Применение ИКТ  на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Т.о., формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией  учащимся красочных схем, для пояснения используются различные  звуки  и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал. Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.
Современный урок выгодно отличается от урока, где главными инструментами учителя были мел и тряпка.  Но для того чтобы урок был интересным, учитель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Электронные образовательные ресурсы предлагают преподавателю множество обучающих программ учебного назначения.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения можно предложить кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. На уроках литературы использование цифровых образовательных ресурсов позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей учащихся.
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.
Чаще всего я использую [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.






Анимации и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например: перескажи сказку).


На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.   С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР. Стоит оговориться, что тесты на дисках часто грешат ошибками, поэтому каждый тест нужно обязательно проверять. Наибольшим доверием пользуются у меня диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия (ошибок я там ни разу не находила). Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Проблема только в том, что за урок за компьютером может поработать не более 3-х обучающихся: компьютер в кабинете один. Но я думаю, не за горами то время, когда в классах будет по 2-3 компьютера. Ведь совсем недавно у нас и одного компьютера в классе не было.

1.3. Электронные цифровые пособия по русскому языку и литературе.

Хотелось бы остановиться на тех из них, которые помогают в работе.
Мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»;
«Программа–тренажер по русскому языку «Фраза»;
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)»;
Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;
Тренажёр «Русленг»;
Орфоэпический тренажёр.
Аудиоучебник «Литература 10, 11 класс. Компьютерная единая программа» (авторы – В. Чалмаев, С. Зинин).
Курс русской литературе 20 века видеолекций (автор – О. Парамонов).
ЭОР по русскому языку серии «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Использование ЦОР на уроках литературы и русского языка можно представить схемой: Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
- Тренажёр
- Контроль над умениями, навыками учащихся
- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Например: тренажер Словарь 2.0




1.4. Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока:
Виды ЦОР
Этап урока. Назначение в образовательной практике

Текстовые материалы в цифровом формате
Для поддержки этапов презентации, закрепления и контроля. Могут служить источником для организации самостоятельного чтения, творческой и/или аналитической деятельности детей, дискуссий и обсуждений

Аудиотексты
На этапах презентации и закрепления нового материала. ЦОР этого типа применяются педагогами как отдельно, так и в тематических группах, а также группируются с другими объектами

 Иллюстрации и видеофильмы
На этапе презентации нового материала. Каждый объект включает текст-комментарий, который организует работу.

Электронные задания
При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.





Вывод:
Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) помогают учителю провести интересный урок, а учащимся успешно усвоить материал.
Применение ЦОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
ЦОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении;
- при повторении;
- при контроле знаний, умений и навыков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]5 Адреса полезных сайтов в поиске ЦОР ( в помощь учителям –словесникам)
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе.
http://www.shpl.ru – полезную информацию учитель - словесник может получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки, огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru),
http://gramota.ru/ - можно обратиться к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей можно пользоваться предлагаемыми интерактивными диктантами, набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru),
http://www.it-n.ru/ - коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей»,
http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей,
http://www.biblioclub.ru/audio_books.php - университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека),
Хочется отметить образовательные ресурсы нашей коллеги Гизатулиной О.И., которые мы используем на уроках литературы:
Блог "Фонохрестоматия по литературе" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рекомендован для учителей, учащихся школ, лицеев и колледжей. Здесь собраны видео и аудио материалы по курсу "Русская литература 19 века ", есть иллюстрации к произведениям, много информации о композиторах и их произведениях, материала по МХК.


Глава 2
Методическая разработка урока русского языка на тему «Лексикология. Повторение».
Цели:
Учебная: Повторить и закрепить пройденный курс СРЯ в школе
Воспитательная: Привить уважение и любовь к русскому литературному языку.
Развивающая: Обогащение словарного запаса и расширение мировоззрения.

Компетенции обучения:
коммуникативная, речевая, поисковая, познавательная, лингвистическая, информационная, языковая.

Опорные слова и понятия: Лексика, морфология, слово, единица речи, словарный запас, лексикон, синонимы, антонимы, омонимы, , градация, антитеза, омофония, паронимы.
Оборудование: компьютер, проектор, тесты
Ход урока
1.Орг. Момент
2.Фронтальный опрос по курсу СРЯ:
Что такое Лексика?
Фразеология?
Части речи?
Служебные?
Самостоятельные?

2. Новая тема «Лексика». «Презентация- Лексический марафон»
Слайд 2
Побеседуем!
Каково значение слов в жизни человека?
Приведите примеры из истории, из истории развития человечества того, что без слова человек не может существовать.
Что называется словарным запасом человека?
Что может сказать о человеке его лексикон?
Вспомните хрестоматийный пример из художественной литературы, героиня которого имела лексикон меньше, чем у племени мумба-юмба .
Слайд 3 (кроссворд)
По горизонтали – раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение (лексика)
По вертикали – словарный запас человека (лексикон)
Слова, сходные по лексическому значению, но отличающиеся оттенками лексического значения или стилистической окраской (синонимы)
Слова противоположного значения (антонимы)
Синоним слову «благоухание» (аромат)
Синонимы, расположенные по возрастанию признака (градация)
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (омонимы)
Синоним слову дипломат (атташе)
Контраст (антитеза)
Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре (паронимы)
Слайд 4
«Переводчик»
В миниатюре Л. Петрушевской замените придуманные слова словами с понятным лексическим значением
Сяпала калуша по напушке и увязила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!»
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!»
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: «Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»
Вариант 1 Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся. А божья коровка говорит за опушкой: - Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы! Вариант 2 Летела ворона с воронятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Воронята! Вороняточки! Божья коровка! Воронята подумали и решили божью коровку склевать. И поссорились. А ворона говорит: - Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная! Воронята божью коровку бросили. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. Ворона говорит воронятам: - Вороняточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и самые-самые невкусные. От божьих коровок ссорятся. А божья коровка кричит за опушкой: - Воронята подавились! «Самые невкусные!» Птицы жадные!

Слайд 5
Антитеза
Игра «Бумеранг»
Вам надо продолжить название
«Война и » мир .Л.Н.Толстой
«Отцы и » дети.Тургенев И.С.
«Волки и » овцы островский
«Красное и » черное стендаль
«Живые и » мертвые симонов
«Толстый и » тонкий чехов
Слайд 6
Градация ГРАДАЦИЯ  градация [градация] ж. 1) Постепенность, последовательность перехода от одного к другому с усилением или ослаблением проявления какого-л. признака, действия; разделение какого-л. процесса на ступени, стадии, этапы. 2) Расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием. 
Из предложений, записанных на доске, выпишите синонимы, расположив их по принципу градации.
Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. «Ты лжёшь, мерзавец!» – вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева.
Слайд 7, 8, 9
Анекдоты На каких лексических явлениях они основаны?
К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем! (омонимия)
В парикмахерской:
- Вы можете меня побрить?
- Да, но только «Невой».
- Да я и не вою. (омофония)
- Как сделать заливное из осетрины?
- Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр. (жаргонные слова, каламбур)
Слайд 10
Паронимы (Слова, сходные по своему значению или морфологической структуре)
Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов.
Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.

Слайд 11
Прочитайте стихотворение Владимира Маурина «Утор». Какие слова создают юмористический эффект?
Едва отверзнешь ты свои опухлы вежды,
Оно уж тут как тут – проклятое похмелье!
Ужасен лик его. Вчерашним дышит зельем.
И цвета серого измятые одежды.
Где пировал вчера – припомнить нет надежды.
Мрак поглотил вчерашнее веселье.
И жажда страшная справляет новоселье
Во рту алкавшего дурной портвейн невежды.
И вновь помчишься ты по замкнутому кругу:
Рассол, пирамидон, и, как заведено,
Своим «бросаю пить» порадуешь супругу
Ах, милый мой алкаш, скажу тебе как другу:
Не пей дешёвое креплёное вино,
Лишь водку чистую возьми себе в подругу! (устаревшие слова)


Слайд 12
Фразеологизмы   это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
Найдите пары фразеологизмов-антонимов.
Голубая кровь; сердце кровью обливается; черная кость; сердце обросло мохом; вставлять палки в колеса; хоть пруд пруди; кот наплакал; дать зеленый свет.
Укажите значения фразеологизмов, определите их стилистическую окраску и сферу употребления.
Слайд 13
Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов. Запишите их. Определите значение. Укажите их стилистическую принадлежность, сферу употребления.
Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, становиться, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.
Запишите предложения с любыми двумя фразеологизмами. Определите их синтаксическую роль.
Д/з
Найти пары фразеологических оборотов - антонимов.
Подберите примеры градации.
Выполните упр.37.























Технологическая карта (план урока)
Тема: Лексика. Повторение
Цель урока:
Учебная: Повторить и закрепить пройденный курс СРЯ в школе
Воспитательная: Привить уважение и любовь к русскому литературному языку.
Развивающая: Обогащение словарного запаса и расширение мировоззрения
Вид урока: Комбинированный

Этапы урока
Время
Содержание урока


Обучающий
Обучающийся
Оборудование
Метод

Орг.момент

3 мин
Готовность к уроку
Рапорт дежурного



Оснавная часть
Вступительное слово учителя (мотивация) 7 мин
Называет тему, цель, ожидаемый результат, ключевые вопросы, опорные слова
Слушает, списывает с доски
Доска, текст лекций
Устно


Опрос пройденного материала
10 мин
Вопросы, обобщающие пройденные в школе темы.
Называют части речи р.яз.
Что такое Лексика?
Фразеология?
Части речи?
Служебные?
Самостоятельные?

Объясняет, как он понимает данные слова. Работа с учебником и словарями.
Доска, учебник, таблица
№ 3
Беседа


Объяснение новой темы
20 мин
Работа по презентации
Ключевые вопросы:
Лексикология
Слово
Единица речи, словарный запас, лексикон, синонимы, антонимы, омонимы, , градация, антитеза, омофония, паронимы.

Записывает определения, примеры и отвечает на наводящие вопросы,
Текст лекций, учебник, доска, слайды,
Лекц


Закрепление 37 мин
Делит группу на под группы,
Объясняет выполнение контрольных заданий по теме.
Дает задание составить кластер по теме
1.Решение кроссворда
2. Выполнение упр по учебнику 32-34
3. Составление кластеров
4.Решение мини тестов
(Каждая подгруппа закрепляет на доске)
Белые листы, маркеры, ватман, текст лекций, учебник
Работа в малых группах, кластер, пинборд

Заключительная часть

5 мин
Поводит итоги.
Называет оценки учащихся
Оценивают работу друг друга

Записывает задание на дом
Тетрадь, учебник
Устно


Учитель : Ситоблаева О


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.
Предмет Русский язык

Тема: Лексика. Повторение

Время 2 часа
(80 мин)
Учащиеся 25 (количество )

Тип урока
Комбинированный



План урока
1. Лексический марафон.


2. Работа в группах


3. Закрепление




Цель урока:

Повторить и закрепить пройденный курс СРЯ в школе


Привить уважение и любовь к русскому литературному языку.


Обогащение словарного запаса и расширение мировоззрения

Пед. задачи учителя
Учебные результаты учащегося

А) Объясняет тему
А) Владеет знаниями по теме.

Б) Делит группу на под группы
Б) Умело пользуется словарями.

В) Объясняет, как выполнить работу
В) Отличает одно понятие от другого

Г) Обобщает
Г) Работает сообща в группе

Д) Выставляет оценки
Д) Выполняет тест

Методы, технологии, компетенции обучения
Методы: кластер, вена, игра «Бумеранг»


Технологии: личностно- ориентированная, компьютерная, в содружестве


Компетенции: коммуникативная, речевая, поисковая, познавательная, лингвистическая, информационная, языковая

Формы обучения
В малых группах

Средства обучения

Доска, разработка урока, учебник
ватман, фломастеры, компьютер, презентация, тренажер, проектор, словари, учебники.

Условия обучения
Аудиторный

Критерии оценок


Устно
Письменно
Тест




Тесты на закрепление: ФРАЗЕОЛОГИЯ ВАРИАНТ I
(всего три варианта)
1. Укажите неверное утверждение:
а) фразеологизмы свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы-синонимы;
в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.
А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).
Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух).
В. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов).
Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой).
Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).
Е. Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий).
3. Укажите фразеологизмы синонимы к словосочетанию очень любить:
а) как свои пять пальцев;
б) яблоку негде упасть;
в) души не чаять;
г) проще пареной репы;
д) носить на руках;
е) положа руку на сердце.
4. Найдите синонимические фразеологизмы:
а) во что бы то ни стало;
б) игра не стоит свеч;
в) ни слуху ни духу;
г) хоть караул кричи;
д) себе дороже;
е) хоть волком вой;
ж) кровь из носу;
з) как в воду канул.
5. Найдите антонимические фразеологизмы:
а) душа в душу;
б) засучив рукава;
в) играть на руку;
г) положа руку на сердце;
д) вставлять палки в колеса;
е) кривить душой;
ж) как кошка с собакой;
з) через пень колоду.
6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;
2) Демьянова уха; б) А. Чехов;
3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;
4) человек в футляре. г) И. Крылов.
7. Укажите правильный синтаксический разбор предложения.
А. Незачем валить с больной головы на здоровую.
Б. Незачем валить с больной головы на здоровую.
В. Незачем валить с больной головы на здоровую.
Г. Незачем валить с больной головы на здоровую.


Вывод:
Использование ЦОР на уроках русского языка и литературы позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Из всего изложенного выше, можно сделать вывод, что в настоящее время создано множество  различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса.
Эти коллекции постоянно пополняются учебными и методическими материалами, помогающими  учителю  использовать современные методы обучения
Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.
 




Список использованной литературы
Использованные ресурсы:
1.    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7 . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. kpfu.ru/docs/F1911530012/isp_eor.pdf
9. bibliofond.ru/view.aspx?id=527510
10. eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/PPK_all.doc
11. or.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/PPK_school_21_vek.doc
12. dot.akipkro.ru/.../razrabotka-i-primenenie-yelektronnyh-obrazovatelnyh...
13. eor-np.ru/node/90- электронный учебник по внедрению ЦОРов в учебный процесс
14. saratov.ito.edu.ru/2013/section/206/93270/- учебник по разработке методики применения ЭОР
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПРИЛОЖ

Ррт Презентация "Лексический морофон"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.3.Гулистанский строительный профессиональный колледж ________________________________________
Мониторинг успеваемости учащихся 149 группы после апробации данного урока. Дата: 10 марта 2014год

Фамилия Имя
Оценка



До
После

1
Авелбаева Сабина Собировна
4
5

2
Исламова Гульноза Зокировна
4
5

3
Ви Алена Вячеславовна
4
4

4
Косимова Комила Хасановна
4
4

5
Мустафаева Азиме Сулейман кизи
4
5

6
Цай Лариса Петровна
4
5

7
Ахмедова Азиза Рустамовна
3
4

8
Дустматова Шохсанам Шухрат кизи
3
4

9
Аюпжанова Наргиза Расуловна
3
3

10
Чусовитина Эльвира Валентиновна
4
5

11
Одилова Нодира Алишеровна
3
5

12
Умарова Дильноза Фарход кизи
4
4

13
Аъзамова Малика Вохидовна
4
4

14
Имашев Темурбек Мирзаахмедович
4
5

15
Хашимов Амаль Кахрамонович
4
4

16
Рашидов Олимжон Шарофиддин угли
4
4

17
Икрамжанов Оятулло Икрамжанович
4
5

18
Хатамжонов Жавохир Хатамжонович
4
5

19
Юсупов Аббосбек Эргаш угли
3
4

20
Болтабаев Акмаль Катибек угли
2
3

21
Газизянов Вильдар
4
5

22
Схиртладзе Вячеслав
3
4

23
Шарипов Арсен Таирович
3
4

24
Решетов Исмет Абляз угли
3
4










13PAGE 142715


13PAGE 14115



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415