Конспект урока по теме Атмосфера и ветер (с использованием игровых моментов ГЕО-КВН) 6 класс


МАОУ «Средняя школа № 6» городского округа Троицк
в городе Москве
Открытый урок
по теме

(с использованием игровых моментов ГЕОКВН)
6 класс

Учитель географии
Бусленко Т.Н.
15 марта 2016 г.

Цели урока:
1. Закрепить, проверить и дополнить знания учащихся об атмосферных закономерностях, атмосферном давлении и видах барометров.
2. Сформировать более полное представление о понятии «виды ветров» и причинах образования ветра, навыки по определению направления, силы и скорости ветра.
3. Продолжать развивать коммуникативные способности, умение работать в группе, классифицировать материал, уметь применять знания по географии в различных ситуациях.
Учебно-наглядный комплекс:
1.Учебник по географии 6 класса. Автор Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
2.Рабочие тетради, атласы по географии
3. Раздаточный материал – практическая работа.
4. Таблички с цифровыми данными атмосферного давления.
5.Презентация по уроку и для игры ГЕОКВН
6.Заготовки по уроку для игровых и проблемных заданий.
Ход урока:
Организационный момент. Представление гостей.
Вступление:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе… Ситуация с поиском проблемы (озвучить задачи нашего урока).
Опрос:
Фронтальный опрос по вопросам темы «Температура. Атмосферное давление и ветер» с использованием презентации (в презентации три тура).
Слайды презентации:
IV. Выполнение практической работы: на закрепление знаний терминологии по теме «Атмосферное давление и ветер», об атмосферных закономерностях (изменении температуры и давления с высотой), о направлении ветра. Работу собрать на проверку. В ходе сбора подискутировать о самом легком задании и о задании, требующем размышления.
Игра ГЕОКВН
Поделить класс на 2 команды, трех человек определить в жюри.
Дать задание придумать название команде, выбрать капитана и поприветствовать друзей по игре.
Разминка:
Демонстрация шкалы Бофорта (ПРАВЫЙ ФОРЗАЦ УЧЕБНИКА) и рассмотрение рисунков на форзаце учебника.
Давно когда-то не было приборов, Как ветер действует на воду?
Чтоб скорость, силу ветра измерять. Как надувает парус кораблей?
По местным признакам на суше и на море Как из трубы дым рвётся на свободу?
Учился человек о ветре узнавать. Как вызывает колыхание ветвей?
С учётом многолетних наблюдений
Придумана та бальная шкала.
По ней мы производим измерения,
Какие дуют каждый день ветра.
рассказ и вопросы учителя о бризах и муссонах:
Земная поверхность нагрелась, А ночью земля остывает,
И воздух над сушей теплей. И выше давленье над ней.
Вот только вода не согрелась, А водная гладь согревает,
И воздух над ней холодней. И воздух над нею теплей.
Возникло различье в давлении У моря есть ветра движенье,
Над сушей, а также водой. И как его в науке зовут?
И свежего ветра движенье, Ведь дважды своё направление
Почувствуем мы над землёй. За сутки меняет он, плут.
Конкурс капитанов: роза ветров; провести анализ графика, определив преобладающее направление ветра, дней без ветра и количества ветреных дней по остальным направлениям (2 листа):

Географический кроссворд (на время), - пока капитаны выполняют задание, команда решает кроссворд и заполняет соответствующие клетки. Задание на 5 минут (8-10 терминов).
ИНТЕРНЕТ-КРОССВОРД
ЗАДАТЬ В ПОИСКОВОЙ СТРОКЕ ЯНДЕКСА: географический кроссворд 6 класс атмосфера(Урок по теме "Атмосфера: состав, строение, свойства" (6 класс)...Закрепление знаний с помощью кроссворда в LearningApps.org. Дидактический материал. Схема в bubbl.us. определение атмосферы. Презентация "Географические задачи". Кроссворд по атмосфере.
wiki.nios.ru›index.php/Урок_по…Атмосфера…6_класс) копия ещё)
Игровое задание «Цепочка» для первой команды:
К доске вызываются четыре ученика. Каждому учитель выдаёт табличку и просит учащихся стать так, чтобы получилась цепочка причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра.
Солнечное
излучение
Разный нагрев
поверхности Разница в
давлении Образование
ветра
Игровое задание «Я – ветер» для второй команды:
К доске выходят 4 ученика. Им выдаются таблички с различными показателями атмосферного давления. Приглашается еще один ученик, который должен двигаться в качестве ветра, в том направлении, которое определяют показатели атмосферного давления на табличках и со скоростью пропорциональной разности давления воздуха.
Ученики делают вывод о влиянии разности атмосферного давления на силу(скорость) ветра.
Письма из бутылки (проблемное задание):
1.Проблемный вопрос.
Это было во время Великой Отечественной войны. В оккупированном немцами городе, нужно было разбросать листовки, но фашисты установили жесткий контроль. Одному мальчику удалось выполнить задание партизан с помощью заводской трубы, печь которой не работала с начала войны. Объясните, какую закономерность он использовал.
(Тягу от топки к вершине трубы, которая возникла из-за разности в давлении.)
Учитель проводит эвристическую беседу по данному вопросу отмечая, что такое явление - движение воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении.
2.Проблемный вопрос.

Учитель предлагает ученикам пофантазировать и представить себя в роли следователя детективного агентства, который расследует дело об убийстве, совершённом днём в нескольких километрах от берега моря. На допросе один из подозреваемых, разъясняя своё алиби, утверждал, что в момент убийства гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды унесённую лёгким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло всё дальше и дальше от берега.
Поверите ли вы подозреваемому или усомнитесь в его алиби?
(Дневной бриз дует с моря на сушу, поэтому он не мог унести шляпу в море.)
Заготовка домашнего задания для обеих команд: Фенология. Народные приметы о погоде (два ученика рассказывают о народных приметах, указывающих на погоду и ее изменение).
Подведение итогов урока, выставление оценок, выдача сертификатов отличившимся ученикам.
Домашнее задание: §40-ознакомление, наблюдение за погодой и состоянием неба.