Урок по математике на тему Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями


Конспект открытого урока
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений
Учитель: Воробьева Анна Александровна
Участники: обучающиеся 5 класса
Цели урока:
обучающая- формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать умения к их практическому применению;
развивающая – развитие математической речи учащихся при проговаривании правил, развитие внимания ( при работе с рисунками), развитие исследовательских навыков (при решении задач 1,2,3);
воспитательная – развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства товарищества.
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы, цветные карандаши.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордковича.
Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность обучащихся
Формы организации урока. УУД
Определение потребностей и мотивов.
1.1. Орг. момент
Определяет
готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся Включаются в деловой ритм урока.
Подписывают рабочие листы, записывают дату в рабочих тетрадях, рисуют «настроение» на смайликах.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
1.2 Мотивация к учебной деятельности. Задает вопросы:
Какие числа записаны?
Какие числа называются натуральными? Обыкновенными дробями?
Как называют число над чертой? Под чертой?
А есть ли среди записанных чисел равные?
Координирует деятельность учащихся
На доске записан ряд чисел:
12, 0, QUOTE , 11, QUOTE , 100, QUOTE , 1, QUOTE , QUOTE , QUOTE
Устно отвечают на вопросы учителя
Задание 2. Какая часть фигуры заштрихована? (Слайд(2,3)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение 1. А нужны ли вообще дроби в жизни человеку? Пользовались ли ими в Древней Руси? Знаете как раньше назывались дроби?
Предоставляет слово ученику.
2. Далее предлагает решить задачи с помощью рисунков на рабочих листах.
Мотивирует учащихся.
как можно ответить на последний вопрос задачи, используя сложение и вычитание?
Как вы думаете называется тема нашего урока? Ученик сообщает классу исторический материал, заранее им подготовленный про дроби в Древней Руси
Слайд(4,5).
Решают задачи, под руководством учителя заполняют подготовленные поля для записи решений. Слайд(6,7).
Формулируют тему урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Слайд(1). Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация
2.Принятие учебных целей и условий их достижения.
2.1. Организация познавательной деятельности. Координирует деятельность учащихся при оформлении решений на листах.
Умели ли вы раньше складывать и вычитать обыкновенные дроби?
Предлагает сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Записывают тему урока в в рабочих листах.
Заполняют пропуски в полях для решения задач, добавляя знаки действий
Формулируют правила.
Проверяют себя, читая правила (кто-то из учащихся читает вслух) стр.155,156 учебника. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы.
2.2. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.
Сможете ли вы записать эти правила с помощью формул, если
1-я дробь QUOTE , 2-я - QUOTE Кто-то из учащихся записывает формулы на доске, а затем все делают записи в тетрадях:
QUOTE + QUOTE = QUOTE ; QUOTE - QUOTE = QUOTE .Слайд(8). 3.Проверка принятой гипотезы.
3.1. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Физкультминутка Предлагает применить сформулированные правила при выполнении упражнений.
Вызывает 2-х учеников для выполнения №1011(а,б,д,е).
Как выполнить сложение?
Как выполнить вычитание?
Учащиеся у доски
записывают, комментируют решение, остальные самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях, проверяют по решению на доске.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
4.Итоговый самоконтроль и самооценка.
4.1Организация первичного контроля.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку.
Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля. Самостоятельно выполняют задания на рабочих листах по вариантам, затем проверяют у соседа по парте.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Какую тему мы сегодня изучали?
Какие задачи мы сегодня ставили?
Наши задачи выполнены? Отвечают на вопросы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
4.3.Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. стр. 155-156(правила), № 1041,№1040. По желанию: найти старинные задачи про дроби. Записывают задание в дневник. Слайд(9) 4.4. Рефлексия.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Дорисуйте смайлики в конце работы на рабочих листах, указав на них свое настроение. Учитель проходит по рядам и собирает работы) Просит высказать свое мнение к изученному на уроке материалу.
«Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! Дорисовывают свое настроение на смайликах.
Заканчивают фразу «Я думаю, что новые правила помогут мне…»
Коммуникативные: аргументация своего мнения.
Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.