Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьников

Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьников
Рассматриваются понятия импровизация; связь экстраверсии и импровизации. Приводятся результаты проведенного эксперимента.
Ключевые слова: творческие способности, импровизация, экстраверсия и интроверсия.
В последнее время, особенно в педагогической деятельности обращают внимание на развитие творческих способностей детей, в частности на развитие импровизации. Это связано с тем, что современное развитие общества происходит в очень быстрых темпах, и при поступлении больших объемах информации, человеку становится трудно усваивать ее. Необходимо подчеркнуть, что «импровизация, импровизационное самочувствие, игровое начало – мощная сила, развивающая воображение и чувственное восприятие, непосредственность и композиционное мышление, важные во многих сферах человеческой деятельности, и особенно – в процессе превращения в свободно творящее существо» [4]. Наше общество нуждается в воспитании инициативного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность. В настоящее время способность к импровизации обретает новую силу в связи с возможностью стимулировать творческую активность и влиять на творческое развитие школьников. Выстраивая работу с учащимися нужно использовать психологческий подход, Основанный на индивидуальных особненностях учащихся. Создавать атмосферу доверия, способстующее максимальному растрытию их самовыражения в тврческом процессе. Импровизация – это вид творческой деятельности, в которой совпадают процесс, и продукт, то есть импровизация – это процесс создания продукта без предварительной подготовки. [6] Кроме того, в основе импровизации лежат интуитивные бессознательные процессы, связанные с активностью правого полушария нашего мозга, обеспечивающие инкубацию и рождение творческой идеи. Для успешной импровизации, необходимы также особые свойства высшей нервной деятельности, такие как высокая скорость протекания нервных процессов, их лабильность. Кроме того, функционирование импровизации связано с мотивационной ориентацией на публичность творческой деятельности [3]. Л. С. Выготский отмечал: «Ребенок редко работает над своим произведением долго, чаще творит его в один прием».
Благодаря разнообразию предметов учебной программы в общеобразовательной начальной школе становится возможным для развития импровизационной способности в разных сферах. Внеучебная работа предполагает проявление самостоятельной творческой активности учащихся, в изобразительной, музыкальной, танцевальной и театральной деятельности с использованием различных заданий. В ходе учебной деятельности также возможны импровизационные формы поведения учащихся, хотя они ограничиваются дидактическими целями и общей запрограммированностью учебной деятельности. Тем не менее, отдельные формы учебной работы позволяют развивать способность к импровизации.
Для выявления структуры взаимосвязей показателей импровизации был проведен эксперимент, с использованием различных творческих методик и тестов на выявление индивидуальных особенностей учащихся. В эксперименте принимало участие 69 учащихся третьих классов Государственного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №488 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В ходе проведенного эксперимента мы сделали корреляционный анализ, который показал взаимосвязь между показателями импровизации и личностным фактором экстраверсией. Это свидетельствует о том, что дети с данным типом обладают большей способностью к импровизации, так как они более импульсивны, инициативны, гибкие в общении и поведении. В то время как, для интровертированного типа характерна замкнутость, пассивность, склонность к самоанализу, трудность в социальной адаптации.
Ученики экстравертного типа быстрее справлялись с поставленными задачами, то есть скорость импровизации у них развита лучше, они не боялись ошибиться при ответах, подходили к делу с большим энтузиазмом и заинтересованностью. Их результаты отличались большим количеством ответов, разнообразием классификацией и детализацией, это говорит о хорошем развитии таких показателей, как беглость, гибкость и тщательная разработанность.
Структура взаимосвязей различный показателей импровизации в обычном классе рис.1







Условные обозначения: вербальные показатели;
невербальные показатели;
ассоциативные показатели;
личностный фактор.

r > 0, p
· 0,5 r > 0, p
· 0,1

Из рис. 1 видно, что такой личностный фактор, как экстраверсия, имеет связи почти со всеми показателями. При этом сила связей видна между личностным фактором и невербальной беглостью (r=0,45; p<0,1). Не входящий в общую ассоциативную структуру показатель ассоциативной беглости и тщательной разработанности также коррелирует с экстраверсией. Это доказывает, что учащиеся экстравертного типа лучше и быстрее дают ассоциации. То есть мы можем сказать, что недостаточное развитие экстравертированности может мешать развитию способности к импровизации. Данная творческая способность будет иметь высокий уровень только при условии сочетания с этим личностным фактором.
Изменения, которые произошли в образовательных стандартах нашей страны, где прописаны требования воспитании личности, способной к активной и креативной деятельности, заставляют педагогов прибегать к новым поискам решения проблем, искать новые подходы в педагогическом процессе. Одним из таких подходов является использование импровизации как вида творческой деятельности.


Библиографические ссылки
Авсиян О.А. Импровизация/О.А. Авсиян // Юный художник. 1998. №8. – С.24 - 27.
Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: СПГУТД, 2006.
Вергелес Г. И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
Мун Л.Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа «Педагогика искусства» 2008.
Толковы словарь русского языка / Под.ред. Д.Н. Ушакова. – М.: ОГИЗ, 1935. – Т.1.
Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! – М.: Магистр, 1997.
Юнг К.Г. Психологические типы. СПб. Ювента, 1995.
















Экстраверсия

Ориг.невер

Ск.импр. асс.

Тщ. разр. асс.

Ориг. верб.

Ориг.асс


Скр. импр. неверб.

Скр.импр.
верб.

Беглость верб.

Бегл. неверб

Тщ. разр.
невер.

Бегл. асс.