Творческие способности младших школьников и их развитие на уроке окружающего мира

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра педагогики и методик преподавания




ПОРТФОЛИО

По дисциплине: «Творческое развитие младшего школьника»
Тема: «Творческие способности младших школьников и их развитие на уроках окружающего мира»






Выполнила:
Студентка 5 курса
Группы ППОБз-1231
Е.С. Хохлова

Научный руководитель:
Груздова И.В.









Тольятти
2017



















Введение
























На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
К моменту поступления в школу ребенок становится субъектом разнообразных видов деятельности, у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта.
Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования.



































Теоретический раздел


























Сущность понятия творческие способности.

Творчеством, творческим подходом к любому виду деятельности, творческим отношением к учению, развитием творческих способностей на протяжении многих веков интересовались отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес, Л. С. Выготский и другие.
В справочной литературе творчество определяется как продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений и так далее. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.
В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривает творческую деятельность как создание нового, все равно будет ли это создание творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Деятельность человека автор разделяет на репродуктивную или воспроизводящую, связанную с памятью, и комбинирующую или творческую.
С. Л. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и так далее. Автор рассматривает связь между творчеством и воображением и приходит к выводу, что ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности.
Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности: декоративно – прикладная и художественно-эстетическая.
Если обратиться к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, то там понятие способность рассматривается как природная одаренность, талантливость. В Педагогическом энциклопедическом словаре способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.
Р.С. Немов определяет способности как то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое обретение, закрепление и использование. Так же Р.С. Немов рассматривает учебные и творческие способности, где под учебными понимаются такие способности, которые «определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности» Под творческими он раскрывает такие способности, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности».
Высокий уровень развития способностей называют талантом. Под талантом мы, с одной стороны, понимаем наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность успешно, творчески выполнять определенную деятельность; с другой стороны склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней; а с третьей - большое трудолюбие и настойчивость. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и учитель, и машинист, и врач, и инженер.
Понятие «творческие способности» включает в себя и творчество, и творческую деятельность. Таким образом, творческие способности определяются как способность к продуктивному мышлению, формированию новых образов воображения, способность находить решения нестандартных задач, создавать оригинальные продукты деятельности, реконструировать ситуацию с целью получения нового результата.
Как анализирует Л.С. Выготский, творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения и фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Обобщая понятие творческих способностей, можно сделать вывод, что творчество - высшая ступень психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творческая деятельность может быть любая: научная, художественная, производственно-техническая, хозяйственная и так далее. Объем творчества может быть самым разнообразным, но всегда происходит возникновение, открытие чего-то нового.
Легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в раннем детстве. Маленькие дети - прирожденные строители, художники, поэты и музыканты. Со временем человек всё реже и реже использует свои творческие способности. Это происходит, потому что развитию его способностей уделялось мало внимания в детском и подростковом возрасте. Один из важнейших вопросов психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей и подростков, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.




Формы и методы обучения, направленные на развитие творческих способностей
Формы обучения.
Необходимо наряду с традиционными формами уроков окружающего мира применять и нетрадиционные формы: урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, экскурсии, проблемный урок, урок-викторина, урок-встреча, урок-конференция и другие.
Методы обучения
В настоящее время существуют различные классификации методов обучения. Для того чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.
1. Репродуктивные методы:
инструктаж;
практическая тренировка;
методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.
2. Программированное обучение:
метод алгоритмов;
метод аналогий;
проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.
3.Методы дифференциации:
каждодневного применения самостоятельной работы;
постепенного нарастания сложности;
решение одной и той же задачи различными средствами и др.
4.Методы самооценки и самоконтроля.
5.Метод работы в группах.
6.Эвристические методы:
метод мозгового штурма;
индивидуальной образовательной траектории;
рефлексии и др.
7.Метод проектов.












Аннотация на книгу Л.С. Выготского

«Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Книга для учителя»

Творческая деятельность – такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданная творческой деятельностью какая-нибудь вещь внешнего мира или известное построение ума или чувства, живущее и обнаруживающееся только в самом человеке. Вся деятельность человека делится на два вида: воспроизводящая (репродуктивная) и комбинированная (творческая). Под первым видом подразумевается повторение выработанных приемов и впечатлений, связанное с памятью. Под вторым – создание новых образов или действий, связанное с воображением.
Воображение – основа всякой художественной, научной, технической творческой деятельности. Все предметы обыденной жизни, включая самые заурядные, являются «кристаллизованным воображением». Так как воображение как психический процесс наблюдается у всех людей без психических отклонений, следовательно, и творчество доступно всем и реализуется ежедневно в самых обычных вещах с самого раннего возраста. У детей в раннем возрасте творчество активней всего проявляется в игре. В процессе игры и фантазирования ребенок комбинирует множество сведений, составляет план действий, придумывает истории и т.д., что и является творчеством.
Далее стоит рассмотреть существующие связи между фантазией и реальностью в поведении человека, чтобы понять психологический механизм воображения.
Первая форма связи: всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности, содержащихся в прежнем опыте человека, просто эти элементы воображение по-новому комбинирует.
Вторая форма связи между готовым продуктом фантазии и сложным явлением действительности позволяет представить человеку те места и события, которых он никогда не видел, за счет большого запаса прежнего опыта для того, чтобы можно было построить новые образы.
Третья форма связи: эмоциональная. Всякая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие этому чувству, и имеет не только внешнее выражение, но и внутреннее, сказывающееся в подборе образов и впечатлений (закон двойного выражения чувств).
Четвертая форма связи: построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека, однако, принявши материальное воплощение, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире.
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества.
Факторы, от которых зависит протекание всех отдельных процессов воображения:
потребность человека в приспособлении к окружающей среде;
самопроизвольное воскрешение образов;
опыт человека;
воплощение продуктов воображения в материальную форму;
технические умения;
окружающая среда.
Одной из особенностей творчества является то, что оно несет человеку не только большие радости, но порой и большие страдания – муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Муки творчества обусловлены стремлением воображения к воплощению, ведь не всегда оно достигается в том виде, в каком задумано в фантазии творца.






































Рецензия на статью А. Тургель

«Творческая деятельность младших школьников как основа оптимизации начального образования»

Автор статьи осветил в своей работе крайне актуальную тему: в современном образовательном процессе младших школьников излишне нагружают интеллектуальной работой, при этом не уделяя должного внимания творческому развитию личности. И это при том, что в обществе сейчас востребованы креативные специалисты с умением мыслить нестандартно.
В данной теоретической статье автор очень структурировано представил материал, максимально полно постарался отразить все особенности творческого процесса, как в целом, так и по отношению к младшим школьникам. Помимо этого, он говорит о том, какие именно творческие способности необходимо развивать в первую очередь, и дает подробное описание того, как можно включить в образовательный процесс больше творческих заданий, направленных на развитие детей. Что немаловажно – автор указывает, что увеличение количества творческих заданий призвано не только развивать ребенка как личность (хотя эта цель, безусловно, на первом месте), но и разгрузить весь образовательный процесс относительно ребенка, ведь этому маленькому человеку так тяжело постоянно заниматься интеллектуальным трудом, в то время как возрастным особенностям отвечают именно творческие, активные занятия.
На мой взгляд, статья написана очень компетентно, обзор теоретических основ выполнен очень целостно и полно, даны грамотные замечания по организации учебного процесса в школах, и автор может продолжить освещать эту тему в дальнейшем, чтобы, возможно, предложить свои варианты того, какие именно творческие занятия можно интегрировать на уроки и каким образом это осуществить.


















Рецензия на статью Е. В. Дёмина учитель начальных классов

«Творческие способности младших школьников»

Что же такое "творческие способности", или "креативность" (от лат. "creatio" - созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта".
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возраст определяется важным обстоятельством - поступлением ребенка в школу.
Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Регулярное использование системы специальных задач и заданий, расширяет творческие способности младших школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться закономерностях окружающей их действительности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
 Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Таким образом, творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.













Рецензия на статью Т.Ф. Четайкина, учитель начальных классов

«Развитие творческих способностей младших школьников»
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ученика.В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Учителя предлагают учащимся творческие занятия в различных кружках. Кружковая деятельность помогает ребенку реализовать себя, развить свои задатки и способности. Необходимо расширять коммуникативные возможности ребенка, вооружать его языком как средством общения, всячески способствовать успешному речевому развитию. Речевое развитие возможно только в том случае, если ведется активная работа по обогащению словаря учащихся, то есть лексическая работа. Путь обучения языку должен быть коммуникативным. Каждое слово должно быть исследовано ребенком, понято, осмыслено, и только после этого его можно включать в работу, где предусмотрены грамматические задания. Поэтому путь обучения языку должен иметь познавательный характер, он должен способствовать развитию логического мышления. Сама природа слова, его связь с окружающей средой, людьми, миром мыслей и чувств человека требует вдумчивого, осмысленного подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К.Д.Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа.
Таким образом коммуникативные способности не только помогают выявить способных к творческому сочинительству учащихся, но и дают учителю возможность правильно организовать с ними индивидуальную работу, помогают развить творческие способности у учащихся.






















Методический раздел





















Направления формирования творческих способностей младших школьников.

Развитие качеств творческого мышления.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в младшем школьном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в младшем школьном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Педагогические задачи по развитию системности мышления в младшем школьном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Развитие творческого воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.
Младшее школьное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение младших школьников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого.
С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Вообще познавательные интересы ребенка очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности младших школьников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать учителя для развития воображения детей.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны учителей, так и со стороны семьи. Целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира
При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Задачи учителя:
а) пополнение запаса знаний учащихся по литературному чтению и окружающему миру;
б) развитие общеучебных умений и навыков;
в) развитие креативного мышления;
г) развитие творческой самостоятельности учеников;
д) воспитание творческой личности.
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
Организация творческой деятельности младших школьников
для развития творческих способностей.
Игра как свободное проявление личностного начала ребят;
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.
Творческое чтение. Он предполагает, что учитель стимулирует, организует творческое чтение текста классом.
Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.
Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.























Рецензия на статью Т.В. Цыганкова

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего  мира.

                  Творчество – создание новых по замыслу культурных ценностей обычно связывают с самостоятельной созидательной деятельностью, в результате которой появляется что-либо новое, оригинальное.
Требования  к усвоению дисциплины «Окружающий мир» сформулированы следующим образом:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Сформированность  уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Освоение доступных способов изучения природы  и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
       Здесь же  предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-эстетическую деятельность школьников.
Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.



















Диагностический
раздел


















Диагностики развития воображения.
 
Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение).
Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
скорость процессов воображения;
необычность, оригинальность образов воображения;
богатство фантазии;
глубина и проработанность (детализированность) образов;
впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 
1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 
2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.
Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.
Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.
0 баллов - ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.
1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная.
2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.
Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.
0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.
1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.
2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Методика «Рисунок».
В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика «Скульптура».
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.
Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.
0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;
2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;
4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех;
6 - 7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;
8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;
10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.
Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.
25- 30 - баллов - очень высокий уровень;
19 - 24 баллов - высокий уровень;
10 -18 баллов - средний уровень;
5 - 9 баллов - низкий уровень;
0 - 4 баллов - очень низкий уровень.

Диагностика креативности.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Диагностика творческих способностей.

Тест П. Торренса на творческое мышление.
- Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.
При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:
высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.
Низкий уровень: 17 - 34 балла;
Средний уровень: 35 - 60 баллов;
Высокий уровень: 61 - 85 баллов.
ОПРОСНИК
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
№ Особенности ребёнка
1
2
3
4
5
и т.д.
1. Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»
2. Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует
3. Точно, правильно использует много слов в своей речи
4. Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов
5. Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми
6. Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)
7. Легко справляется с загадками и может их придумывать
8. Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление
9. Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями
10. Понимает значение чисел от 1 до 10
11. Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники
12. Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции
13. Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки
14. Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники
15. Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети
16. Проявляет острую наблюдательность
17. Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

Творческое задание «Три краски».
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Лучше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.
Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.
По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

Творческое задание «Озвучь роль».
Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле «Рукавичка», но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.
Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

Творческое задание «Соотнеси музыку».
Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

Виды творческой работы:
Декупаж.
Декупаж (фр. decouper вырезать) техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности.
В России интерес к декупажу возник в начале XXI века и получил массовое распространение.
Сейчас к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.
Кроме того, активно применяются так называемые декупажные карты. Это специальным образом подготовленные изображения, напечатанные типографским способом на специальной бумаге.
Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор в творчестве и исполнении.
Техника декупаж развивает у детей тактильные навыки, знакомя в работе с различными материалами и предметами, такими как дерево, стекло, различные виды бумаги и пластика; развивает концентрацию, внимание и усидчивость во время вырезания рисунков и мотивов, знакомя младшего школьника с орнаментами, узорами и развивая цветовое восприятие, фантазию. Не менее важным здесь будет развитие логического мышления в процессе обдумывания последовательности действий: вырезать, наклеить, покрыть лаком.
Квиллинг.
Квиллинг (англ. quilling от слова quill «птичье перо») искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т.д.
Для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность. Эти качества и развиваются у младших школьников при занятиях квиллингом. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Вышивание.
Вышивание (вышивка) общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, до тончайших материй батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Вышивка крестом вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.
Вышивка помогает детям развивать моторику, делает их более усидчивыми, уравновешенными, развивает фантазию, рациональный подход (часто приходится решать задачу: обойти несколько разрозненных участков, затратив минимум ниток). Большой простор для фантазии оставляет варьирование цвета ниток, небольшие изменения в готовую схему, экспериментирование с оттенками мулине, цветами и структурой ткани, капитальные изменения в готовые дизайны.
Живопись.
Живопись вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность. Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.
У детей занятия рисованием развивают мелкую моторику, тренируют память, учат детей рассуждать и сравнивать, развивают пространственное воображение и аналитическое мышление, раскрывают способность к изобретательности, приобщают ребенка к искусству.
Техника торцевания
Одним из способов создания бумажных поделок является торцевание из бумаги. Торцевание – это создание объемной, махровой картинки с помощью наклеивания на шаблон скрученных кусочков бумаги - торцовок.
С помощью торцевания можно:
 создать уникальную бумажную разноцветную картину,
 объемную фигурку,
 рамку под другую картинку,
 небольшие декоративные элементы.
Для этого понадобятся:
 однотонные бумажные салфетки или гофрированная бумага,
 картон для основы,
 ножницы
 клей
 тонкая палочка (паста для шариковой ручки, спица, шпажка для шашлыка, и т.д.)
Техника торцевания
Салфетки или гофрированную бумагу разрезают на кусочки 1,5х1,5 см или 2х2 см.
От размера этого квадратика зависит высота создаваемой картинки. Чем больше квадратики, тем грубее будет выглядеть панно. Продумывают композицию и рисунок будущего изделия. Берут один квадратик, прикладывают его на тонкую палочку, так, чтобы ее конец оказался в центре. Бумажку скручивают вокруг палочки, умокают в клей и прикладывают к нужной поверхности. После этого палочку убирают, а бумага остается приклеенной к поверхности. Делать это нужно аккуратно, чтобы не порвать бумагу. Так торцуют всю поверхность, приклеивая детали вплотную друг к другу. Торцевание осуществляют, пока вся картинка не будет покрыта бумажными деталями.
Композиция.
С помощью торцевания можно выполнить любую сюжетную или орнаментальную картинку. Для этого заранее наносят рисунок на картон или используют шаблон. В качестве шаблона может служить картонная картинка, на которой сначала нарисовали, а потом и вырезали отверстия. В эти отверстия и будут наклеиваться детали. Желательно, чтобы фон основы был того же цвета, что и бумага для деталей. Для изготовления картинки с определенным сюжетом, рисунок для начала наносят на основу, раскрашивают согласно творческой задумке, а после полного высыхания краски осуществляют торцевание.
Отдельными видами являются объемное и контурное торцевание. При объёмном торцовки наклеивают не на ровную поверхность, а на объемную заготовку. Это может быть имитация дерева, кактуса, снеговика и др. При контурном торцевании детали наклеивают только по контуру рисунка.
Торцевание – занятие довольно кропотливое. Оно воспитывает усидчивость, старательность, аккуратность и ловкость рук.
Пластилинография.  Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности - это ни что иное какрисунок пластилином. Возможности пластилинографии безграничны. Всё зависит от нашей личной фантазии.
В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства.Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Материал:
Картон или стекло, пластилин, доска для лепки, стека, салфетки.
Процесс выполнения работы:
За основу берется любой рисунок или контур из раскраски и вместо фломастеров и карандашей, ребёнок использует пластилин нужных цветов. В результате картинка получается очень оригинальная и рельефная. Это приводит детей в неописуемый восторг.
Приёмы работы с пластилином и возраст ребенка:
С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:
 раскатывать «колбаски» и «шарики»,
 сплющивать «лепешки»,
 вытягивать пластилин,
 слеплять детали друг с другом.
Регулярная работа с пластилином уже к младшему школьному возрасту позволяет ребёнку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:
 выполнение декоративных налепов разной формы,
 прищипывание,
 сплющивание,
 оттягивание деталей от общей формы,
 плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».
Тестопластика.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3.Синхронизирует работу обеих рук;
4.Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5.Развивает творчество ребенка.
Бумагапластика.
Бумагопластика наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. 
Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психологических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другому. 
В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращается внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги. Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей.
















Практический
раздел
















Игры на развитие воображения у младших школьников.

Игры – упражнения на развитие воображения.
Упражнения предлагаются на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.
№1
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

№2
Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

№3 Игра «Укрась слово».
Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.
Например:
Существительное: задача
Прилагательные: простая, сложная, трудная, ясная, составная, косвенная, скучная, непонятная и т.д.
ДРУГОЙ ПРИМЕР:
Существительное: стихотворение
Прилагательные: красивое, лиричное, интересное, известное, любимое, классическое, большое, трудное и т. д.
Кто подберет больше слов к этим и другим словам, таким как: книга, лампа, дерево, закон, школа, друг, дорога.
Можете придумать и свои существительные.

Игры на развитие творческих способностей младших школьников.
1.«Определение».
В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.
2. Объяснение образного сравнения.
Придумайте, с чем можно сравнить причёску, одуванчик, снежинку, ласточку, озеро, чащу леса, степь, ветер.
Например: причёска.
Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.
Прочность: рассыпалась как карточный домик, как песочный кулич, держалась, как из железобетона.
Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как мореный дуб.
Красота: как произведение искусства.
Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений
3. Составление слов.
Образуйте как можно больше слов из букв слов «электростанция» («школьники», «приключения» и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды. 4.Подбор синонимов.
М. Горький считал, что у слова «хороший» 30 синонимов (слов с таким же значением). Попробуй за 1 минуту назвать как можно больше синонимов слова «хороший».
Методика "Дощечка".
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
Развитие творческих способностей. Конспект урока РТС.

Цель: Способствовать развитию детской фантазии, монологической речи, зрительной и слуховой памяти, мышления.
Задачи:
Знать приёмы разгадывания ребусов.
Знать дополнительные сведения по теме урока.
Уметь воспроизводить внешний вид предмета по памяти.
Уметь находить в двух и более объектах общие и различные признаки.
Уметь устанавливать закономерности, находить “лишний” предмет.
Уметь решать логические задачи.
Оборудование:
Рабочие листы для учащихся.
Ребус.
Развивающие каноны.
Закодированное стихотворение.
Книга А.Гина “Задачки-сказки от кота Потряскина”.
Листы к игре “Найди лишнее”.
Игра “Разбитое зеркало”.
Набор счетных палочек на каждого учащегося.
Ход урока
1 этап. Разминка
– Как можно быстрее ответьте на вопросы.
Какой день недели идёт за четвергом? А сегодня?
Он живёт в проводах.
Назовите имена трёх поросят.
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке.
У слонихи сын – , а у коровы – ?
К 5+5+5=5? А сколько?
Бабочка, муха, стрекоза, комар – ?
Сколько козлят съел злой волк?
Какое варенье получится из малины?
Кто громче замычит петух или корова?
Что выпускает из себя чайник, когда кипит?
Тёмное время суток.
Что дольше длится год или 12 месяцев?
Что такое ребус?
2 этап. Развитие психических механизмов
Разгадайте ребус. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Расширяем кругозор
– Что вы знаете о мухах? (сообщения детей).
Мухи и комары относятся к отряду двукрылых, который насчитывает около 80 тысяч насекомых.
Комнатная муха – это серо – чёрное существо длиной 1см не жалит и не сосёт кровь, однако крайне неприятно своей назойливостью.
Комнатная муха, как и большинство представителей этого семейства, опасна тем, что садится не только на пищевые продукты, но и на разные нечистоты, откладывая там яйца, и потому может переносить бактериальные и очень опасные вирусные заболевания.
Мухи, как и некоторые бабочки, пробуют еду ногой, и информацию о свойствах пробуемого вещества получают немедленно.
Рот этих насекомых устроен так, что они могут питаться с помощью хоботка только жидкой пищей – соком растений и нектаром цветов, однако есть среди мух и паразиты: они сосут кровь у животных.
У мух развита только первая пара крыльев, и только она используется в полёте. Задние крылья преобразованы в жужжальца, которые издают жужжание во время полёта и являются органом равновесия.
Глаза всех насекомых, в том числе и у мухи – сложные (фасеточные), состоящие из 30 тысяч простых отдельных глазков. Они занимают большую часть поверхности головы. Насекомые видят мозаичную картинку и плохо различают форму предметов, зато хорошо видят движение.
Муха взлетает без разбега, совершает самые сложные фигуры высшего пилотажа, ходит или ползает с помощью присосок на лапках по всевозможным поверхностям, даже вниз головой. Есть даже загадка про муху “Кто над нами вверх ногами?”
Мухи тоже болеют. У них есть один могущественный враг – микроскопический грибок, который паразитируют в теле мухи.
Плодовитость этого насекомого вызывает одновременно и удивление, и ужас. Одно мушиное поколение сменяется другим, проходя все стадии (яйцо, личинка, куколка, взрослая муха) всего за две недели!
3. Развиваем пространственное мышление
– Игра “Муха”. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Игра позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ.
Муха может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Задача игрока: не выпустить муху за пределы девятиклеточного поля. Пальцем фиксировать движение мухи нельзя.
– Рассадите 4 мухи в клетки так, чтобы клетки с мухами не соприкасались ни сторонами, ни углами. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Найдите несколько вариантов решения.
4. Учимся сравнивать предметы
– Найдите отличия между рисунками. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Работаем в парах, сравниваем свой рисунок с рисунком соседа.
5. Учимся устанавливать закономерности
– В каждой группе слов или рисунков есть что-то или кто-то лишний, не подходящий к остальным. Найдите “лишнее”.
9 – однозначное число, нечётное, остальные двузначные и чётные.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Скрипка – струнный музыкальный инструмент, а остальные духовые. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Москва – город, а остальные названия стран. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конфета – сладость, а остальные фрукты. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Паук – не насекомое, остальные насекомые.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Учимся решать логические задачи
– Муха летает везде и слышит разные истории, но вот ответить на все вопросы у неё не получается. Поможем ей.
Вова проснулся утром, подбежал к окну и удивлённо воскликнул: “Мама, на улице ночью шёл дождь!” Как Вова догадался, что шёл дождь, ведь он в это время крепко спал?
Выглянув в окно, Вера сказала маме: “Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер!” как Вера догадалась, что на улице сильный ветер?
Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает: “Ловись, рыбка, большая – пребольшая!” А Васька потихоньку бормочет: “Маленькая ловись, маленькая!” Почему он так говорит?
Спускается муравей с горы, а навстречу ему – осёл. Осёл спрашивает муравья: “Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?” “Такая высокая, густая”, – ответил муравей. Обрадовался осёл, поднялся на гору, но как не пытался щипать траву губами – никак не мог. “Обманул меня муравей”, – подумал осёл. А вы как думаете, обманул ли муравей осла?
3 этап. Решение частично – поисковых задач
1. Раскодируйте запись. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Раскодируйте запись (стихотворение) и продолжите его.
– Какой приём кодирования использован? (Опущение гласных букв).
– Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор?
2. Материализация фантазий. Изобразительная деятельность
– Пошла муха на базар и купила
– Сконструируйте из счетных палочек – что же могла купить муха на базаре.

4 этап. Решение творческих задач
3. Развиваем воображение
– Прочитайте, это немножко необычное нестихотворение так как записано. Расскажите, что здесь происходит?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Как вы догадались: что делает муха, что делает бегемот, и чем всё закончилось?
– Автор этого нестихотворения Тим Собакин, а называется оно “Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды”.
4. Учимся анализировать зрительный образ
– Игра “Разбитое зеркало”.
Муха летала по тесной комнате, а неповоротливый бегемот гонялся за ней. Удар, и зеркало разбилось. Найдите осколок от этого зеркала. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ: осколок № 5.
5. Задачка – сказка от кота Потряскина
Трудная задача муравья.
Тащил муравей домой нужное брёвнышко (честно говоря, это был кусок коры). Устал. Видит, лужа блестит. Напился и думает: как же домой водички принести? Можно водичку в какой-нибудь лепесток набрать, но брёвнышко выкидывать жалко И на помощь никого не позовёшь: муравейник-то далеко. Как быть?
Подсказка: а ведь можно и водичку принести, и брёвнышко сохранить.
Ответ: Нужно бросить кору в лужицу – пусть промокнет. А потом мокрое брёвнышко принести в муравейник и там выжать из него воду. Кстати, настоящие муравьи примерно так и запасаются водой – отжимая сильными челюстями воду из мокрых предметов.
6. Развивающий канон
“Развивающий канон – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями” (А.В. Попов). 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Итог:
– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Какие задания особенно понравились?
– Отобразите своё настроение на данный момент смайликом.
– Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать.











[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Список литературы

Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. / Г.С. Альтшуллер - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.
Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. / М.С. Гафитулин - Фрунзе, 1990.
Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. / Л.Б. Константинова, Начальная школа. – 2015, № 7.
Лук А.Н. Психология творчества. / А.Н. Лук - М.: Наука, 2014.
Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. /А.В. Никитина, Начальная школа. – 2013, № 10.
Пидкасистого П. И. Педагогика / П.И. Пидкасистого - М.: Пед. о-во России, 2011.
Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. / В.П. Ушачев - Магнитогорск, 2012.