Методическое пособие для учащихся и учителей начальных классов Сборник физкультминуток


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №81 городского округа Тольятти
2016
Сборник физкультминуток
Методическое пособие для учащихся и учителей начальных классов
Разработано Троицкой Наталией Ивановной


Содержание:
Содержание ………………………………………………………….1стр.
Актуальность разработки…………………………………………...2 стр.
Физкультминутки «Животные»…………………………………....4 стр.
Физкультминутки «Растения»……………………………………...6 стр.
Физкультминутки «Предметы»……………………………………7 стр.
Физкультминутки «Природные явления»…………………………8 стр.
Физкультминутки «Зарядка»……………………………………….9 стр.
Физкультминутки «Сказочная разминка»…………………………12 стр.
Упражнения для пальчиков и рук»…………………………………13 стр.
Упражнения для профилактики нарушения осанки………………14 стр.
Упражнения для глаз………………………………………………
Актуальность разработки.
Надо ли проводить на уроках физкультминутки? Стоит ли тратить драгоценное время урока на это? Вопросы, связанные с физкультурными паузами на уроке,  часто возникают в школьной практике. Одни считают физкультминутку обязательным и нужным элементом урока, другие упорно ее игнорируют, ну а кто-то включает ее в урок изредка, "для постороннего глаза" (во время административного контроля или посещения урока коллегами, родителями). А ведь можно физкультурную паузу провести с пользой для дела!
Что же такое физкультминутка?
Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости.
Физминутки являются одним из обязательнейших условий организации урока!
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах.
С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
Вместе с тем в период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие организма ребенка, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры.
И, напротив, ограничение двигательной активности сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физической нагрузки. Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца, его работа становится неэкономичной и менее стабильной.
Наблюдения физиологов доказывают, что занятия физкультурой, рациональные физические нагрузки способствуют профилактике детского травматизма. Целенаправленное обучение школьников специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток.
Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений.
Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма – выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
Задачи физкультминуток:
- снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;
- добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;
- возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;
- сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.


Животные
Аист
Аист, аист длинноногий.
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой.
Топай левою ногою,
Снова – правою ногою,
Снова – левою ногою.
После – правою ногою,
После – левою ногою.
И тогда придешь домой.
( Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускают. Следить за спиной.)Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
( Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
Будем прыгать, как лягушка.
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка – попрыгушка.
За прыжком – другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
(Прыжки.)
Ежик.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
Утром встал гусак на лапки.
Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись,руки вверх – вдох – выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево – влево.)
Приседанье сделал справно,
(Приседания.)
Клювиком почистил пух,
(Наклоны головы влево – вправо.)
Поскорее в воду – плюх !( Присели.)
Цапля ходит по воде.
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колен, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице.
Надо цапле наклониться.
Ну – ка тоже наклонились,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
Стрекоза
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
(Что это ?)
Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза.)
Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись.)
Раз росой она умылась,
(Потерли ладонями щеки.)
Два – изящно покружилась, (Покружились на месте.)
Три – нагнулась и присела, (Присели.)
На четыре – дружно полетела. (Помахали руками вверх – вниз.)
У реки остановилась, (Легкий бег на месте.)
Над водою закружилась. (Присели.)
Серая лошадка.
Цок, цок, цок! Я лошадка серый бок!
(Поочередное топание одной ногой, затем другой.)
Я копытцем постучу (Ходьба на месте.)
Если хочешь – прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива, хороши и хвост игрива.
(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)
Цок, цок, цок, цок, я лошадка – серый бок!( Кружимся на месте.)
Вороны.
Вот под елочкой зеленой (Встали.)Скачут весело вороны:
Кар, кар, кар! (Громко.)(Хлопки в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево – вправо.)
Спать ребятам не давали( Наклоны туловища влево – вправо.)
Кар, кар, кар! ( Громко.) ( Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.0И все вместе засыпают(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)
Кар, кар. Кар!( Тихо.) (хлопки над головой в ладоши.)
Растения.
Во дворе растет подсолнух.
Во дворе растет подсолнух, утром тянется он к солнцу.
(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним растет второй, похожий, к солнцу тянется он тоже.
(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперед, а потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперед и назад.)
Отдохнули мы чудесно, и пора нам сесть на место.
Клен.
Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон, зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)
Лепестки.
Выросли в саду цветки. (Руки плавно поднять вверх, потянуться.)
Распустились лепестки. Вдруг повеял ветерок – (Легкий бег.)
Закружился лепесток. Ветерок их оторвет и на землю вновь вернет.
(Присели.)
Листочки.
Мы листочки осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. ( Присели.)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели. И на землю тихо сели.
На лугу растут цветы.
На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. ( Потягивания – руки вверх.)
Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают и по прежнему цветут.
Рябинка.
На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх.)
Ей не просто жить на свете – ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнется, не печалится – смеется.
(Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.)
Апельсин.
Желтый, круглый, ты откуда? (Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)
- Прямо с солнечного юга. Сам на солнышко похож.(Руки - на пояс.)
Можешь съесть меня, но только (Прыжки на месте.)
Раздели сперва на дольки. ( Хлопки в ладоши.)
Как меня ты назовешь? ( Апельсин.)
Предметы.
А часы идут, идут.
Тик – так, тик – так, в доме кто умеет так?
Это маятник в часах, отбивает каждый такт
(Наклоны влево – вправо.)
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка.
( Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг – друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
( Вращение туловища влево.)
А часы идут, идут (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят! ( Бег на месте.)
Если их не заведут, то они совсем встают. ( Дети останавливаются.)
Ракета.
Раз, два – стоит ракета. Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопки в ладоши,( Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
Мельница.
Наклоняемся вперед, руки в сторону.
Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре – завертелась, закружилась.
(Наклон вперед. Руки в стороны, стойка ноги врозь, 1 – правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону;2 – смена положения рук.)Мяч подскакивает вверх.
Мяч подскакивает вверх. Кто подпрыгнет выше всех? ( Прыжки.)
Тише, тише, мяч устал, прыгать мячик перестал
И под парту закатился. ( Ходьба на месте.)
Ну и мы за стол садимся.
Природные явления.
На дворе у нас мороз.
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать и ладошками похлопать.
(Дети хлопают себя по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето. Речка солнышком согрета.
Мы плывем, плывем, плывем, дно ногами достаем.
(Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Дождь.
Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник для лягушек.( Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град, все под крышами сидят.
(Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин.
(Шагаем на месте.)
Солнце.
Солнце вышло из – за тучки, мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивания – руки вверх.)
Руки в стороны потом мы пошире разведем.
(Потягивания – руки в стороны.)
Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки.
Листопад.
Тучи в небе кружатся, (Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица. (Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
День осенний хмурится, (Руки на поясе – повороты влево вправо.)
Листопад на улице. (Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Кружатся на месте.)
Желтая метелица.
Зарядка.
А теперь на месте шаг.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте. )Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим и рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем дружно!
Мы колени поднимаем – шаг на месте выполняем
От души мы потянулись, (Руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
В понедельник.
В понедельник я купался, (Изображаем купание)
А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. ( Бег на месте.)
В пятницу бегал, прыгал, ( Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка.
Раз – подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два – согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире, пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
Для начала мы с тобой .Для начала мы с тобой. Крутим только головой.( Вращение головой.)
Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх. Ну, дружочек, не ленись!
( Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вниз и т. д.Дует ветер с высоты.
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо клонятся цветы и травы.
( Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора.
Мамам дружно помогаем.
Мамам дружно помогаем. Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки для сына и для дочки.
( Наклоны вперед, движения руками, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко для одежды три веревки.
(Потягивания – руки в стороны.)
Светит солнышко – ромашка, скоро высохнут рубашки.(Потягивания – руки вверх.)
Мы активно отдыхаем.
Руки ставим перед грудью, разводить их резко будем.
С поворотом – раз - два – три. Не бездельничай, смотри!
( Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем – раз – два – раз, ножки разомнем сейчас.
Сели – встали, сели – встали, ( Приседания.)
И немножечко устали. На ходьбу мы перейдем, сядем и передохнем . (Присели.)
Мы активно отдыхаем – то встаем, то приседаем – раз – два – три – четыре – пять,Вот как надо отдыхать.( Приседания.)
Головой теперь покрутим – лучше мозг работать будет. ( Вращения головой.)
Вертим туловищем бодро – это тоже славный отдых. ( Вращения туловищем.)
Мы готовы для похода.
Мы готовы для похода. Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)
Птицы учатся летать, плавно крыльями махать.
Полетели, полетели, опустились, посидели.
(Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.)
Наклоняемся вперед, прогибаемся назад. Кто носочки достает?
( Наклоны вперед – назад.)
Мы ногами топ – топ.
Мы ногами топ- топ, мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали, руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали, Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали, и подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.
Раз – два, раз – два – заниматься нам пора!
Мы присели под кусток.
Мы присели под кусток. Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку. Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.)
А теперь вращаем ручки, словно разгоняем тучки.
Гоним их вперед – назад, по двенадцать раз подряд.
(Вращение прямых рук назад – вперед.)
приседаем ниже – глубже, как лягушка в теплой луже,
Прыг – и нету комара! Вот веселая игра. ( Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились и на стулья опустились.
Мы разминку начинаем.
Мы разминку начинаем. Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.
(Потягивания – руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья – раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно, как лягушки, проскакать.
(Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем, руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.
Мы становимся все выше.
Мы становимся все выше. Достаем руками крыши.
На два счета поднялись, три, четыре – руки вниз.
(Потягивание на носочках с подниманием рук вверх и опусканием в И. п.)
Мы устали, засиделись
Мы устали, засиделись. Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, а потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз,
Приседай, не торопись!(Приседания.)
А последний раз присели, а теперь на место сели.
Нам пора передохнуть.
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой, и усталость вся долой.
Раз, два, три, четыре, пять, шею надо разминать.
(Вращение головой в одну и в другую сторону.)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед. А два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. (Наклоны вперед – назад.)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем. (Приседания.)
Начинается разминка.
Начинается разминка. Встали, подровняли спинки.
Вправо – влево наклонились и еще раз повторили.
(Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счету, раз, два, три, четыре, пять.
Это нужная работа – мышцы ног тренировать. ( Приседания.)
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами.
(Рывки руками перед грудью.)
Прочь, усталость, лень и скука.
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука, будем мышцы разминать!
(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: « Нет! « - на все на свете.
(Вращение головой в стороны.)
А теперь мы приседаем и колени разминаем. Ноги до конца сгибать!
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем
Разминка.
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим – и для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперед и назад.)
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх. Другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
Хорошо гулять по лесу!
Вот высокая сосна, к солнцу тянется она.
(потягивания – руки вверх.)
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
(Потягивание – руки в стороны.)
Приседаем, приседаем. Ножки полностью сгибаем. ( Приседания.)
Чтобы мышцы упражнять. Раз, два, три, четыре, пять.
Сказочная разминка.
Гномик.
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – ищем пропажу.)
Колпачок был непростым со звоночком золотым.
(Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
Буратино.
Буратино потянулся,
раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
нужно на носочки встать.
Царь Горох.
Давным – давно жил король царь Горох. И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил – вертел и танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал и сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался.
Шел король.
Шел король по лесу, по лесу,
нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
еще разок попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем,
и ножками потопаем, потопаем.
Упражнения для пальчиков и рук.
Вверх ладошки.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной.)
По коленкам – шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай!
Можешь хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим.
Где же наши ручки.
Где же наши руки, где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же наши руки, нету наших рук. (Повороты туловища вправо – влево.)
Вот, вот наши руки, вот наши руки ( Показываем.)
Пляшут, пляшут наши руки, пляшут наши руки.
Гости.
Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук.)
И Иван приди, и Степан приди, и Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну пожалуйста.
(Поочередной массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин.
И Матвею блин, И Сергею блин, а Никитушке – мятный пряничек.
(Поочередной массаж кончиков пальцев левой руки.)
Две сестрички.
Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, ( Изображаем.)
Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают, плавая.
Скрут.
Кто живет под потолком? (Руки в стороны.)
- Гном. (Руки колпачком над головой.)
У него есть борода? (Руки в стороны.)
- Да. ( Кисти рук у подбородка.)
И манишка и жилет? (Руки в стороны.)
- Нет… (Руки к груди.)
Как встает он по утрам? (Руки вытянуть вверх.)
- Сам. (Руки « в боки» )Кто с ним утром кофе пьет? (Руки в стороны.)
- Кот. (Пальчики - « усики».)
И давно он там живет? (Руки в стороны.)
- Год. (Указательный пальчик вверх.)
Кто с ним бегает вдоль крыш? (Руки в стороны.)
- Мышь. ( Ладошки – « ушки».)
Ну а как его зовут? (Руки в стороны.) - Скрут!
Гимнастика.
(Руки – на столе перед грудью согнуты в локтях.) Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены.)
С добрым утром! ( Пальцы рук переплести - рукопожатие.)
Потянулись! Потянулись! Потянулись! (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться.)
Стали дружно умываться. ( Ладошки трут.) Полотенцем вытираться. (Скользящие движ.)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. ( Массаж всех.)
Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед, назад. ) ( Пальцы расслаблены, взмахи кистями.)Пришли в школу ( руки на парте согнуты в локтях.) и уселись за тетрадку. (Показать готовность к уроку.)
Упражнения для профилактики нарушения осанки.
« Гора».
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: « Сила во мне», и тянется вверх. Другая говорит: « Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. « Нет», - решили они, мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.
«Держи осанку».
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите. Грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20 – 30 сек.) Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
«Деревце».
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем.
( Выполняется 15 – 20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.
Растяжение тела/позвоночника:
Потянуться вверх – 8 раз.
Вытянуться вперед – 8 раз.
Наклониться – 8 раз.
Потянуться вверх – 8 раз.
« Упражнения животных».
« Жираф» - голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.
« Осьминог» - круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди.)
« Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад вперед.
« Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо – влево.
« Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
« Аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой ( по полу.)
«Кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
Упражнения с речитативом:
Начинаем подготовку! Выходи на тренировку!
В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, мы идем на пятках.
Все в затылок подравнялись, на носочки приподнялись.
Высоко подняв колени, все шагают, как олени. (Высоко поднимать колени.)
Быстро шагай, смотри, не зевай, раз, два, три. Стой!
Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали, спрятали за спину их.
Посмотрели через левое плечо, через правое еще.Дружно все присели, пяточки задели.
Внеклассное мероприятие:
«Будьте здоровы!»
Цели: - формировать у учащихся необходимые ЗУН по здоровому
образу жизни;
- учить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- воспитывать культуру поведения;
- продолжать работу по сплочению детского и родительского
коллектива;
- развивать выносливость, ловкость;
- развивать творческие способности учащихся.
Форма проведения мероприятия: внеклассное мероприятие и веселые старты на открытом пространстве в лесу.
Оборудование: маски персонажей, мячи, 2 мешка, скакалки, кегли, и др. спортивный инвентарь.
Ход мероприятия:
1.Орг.момент:
Ведущий.
На спортивную площадку
Приглашаем, дети, Вас!
Праздник спорта и здоровья
Начинаем мы сейчас!
2.Дети выходят на сцену.
1–й ученик.
Мы выходим на площадку, начинаем мы зарядку.
2–й ученик.
Шаг на месте, два вперед,
А потом наоборот.
3 – й ученик.
Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
4–й ученик.
От лени и болезней
Спасает нас она!
5–й ученик.
Не надо бояться, Что будут смеяться.
Зарядку свою не бросай никогда.
6–й ученик.
Лишь тот, кто не плачет,
Добьется удачи.
Ничто не дается
Легко, без труда!
Все.
Нам лениться не годится.
Помните, ребята, Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.
Дети расходятся по залу и готовятся к проведению игры «У всех своя зарядка».
1–й ученик (в маске зайца).
Раз – присядка, два – прыжок
И опять присядка,
А потом опять прыжок –
Заячья зарядка!
2–й ученик (в маске птички).
Птичка скачет,
Словно пляшет,
Птичка крылышками машет
И взлетает без оглядки.
Это Птичкина зарядка!
3-й ученик (в маске щенка).
А щенята, как проснутся,
Очень любят потянуться.
Обязательно зевнут,
Ловко хвостиком махнут.
4-й ученик (в маске котенка).
А котята спинку выгнут
И не слышно с места прыгнут.
Перед тем как прогуляться,
Начинают умываться.
5-й ученик (в маске белки).
Белки скачут очень быстро,
Машут хвостиком пушистым,
Целый час играют в прятки.
Это беличья зарядка!
Входит мальчик в белом халате.
Мальчик.
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке! Отдохните,
Вверх руки поднимите.
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо,

Улыбнитесь! (Обращается к ведущему).
Да, осмотром я доволен.
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов!
Стук в дверь.
Ведущий.
Кто стучится тут?
Входит Мишка.
Здравствуй, Мишенька! Ты пришел на праздник, а почему грустный?
Мишка.
Я немного толстоват,
Я немного косолап.
Вы поверьте мне ребята,
В этом я не виноват!
1-й ученик.
А скажи, Мишутка, нам,
Чем ты занят по утрам?
Мишка.
Я, ребята, долго сплю,
До полуночи храплю…
2-й ученик.
Расскажи нам по порядку,
Долго делаешь зарядку?
3-ученик.
Спортом занимаешься?
4-й ученик.
Водою закаляешься?
Мишка (качая головой).
Нет! Зарядку-то, ребята,
Я не делал никогда!
Закаляться страшно, братцы,
Ведь холодная вода!
Может, средство есть такое,
Чтобы сильным, ловким стать,
От других не отставать?
1-й ученик.
Есть такое средство, есть!
Надо меду меньше есть.
2-й ученик.
В кровати долго не валяться,
Физкультурой заниматься!
3-й ученик.
Бегать, прыгать и скакать,
Душ прохладный принимать!!
Мишка (чешет затылок).
Ой-ой-ой, мне не суметь!
Я же все-таки медведь!
1-й ученик.
Ничего не бойся, Мишка!
Ты медведь, а не трусишка.
2-й ученик.
Рядом с нами ты вставай,
Все за нами повторяй!
Мишка.
Ну а Мишка косолапый
Широко разводит лапы.
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Дети исполняют ритмический танец и уходят.
Выходят девочки со скакалками.
1-я девочка.
Без конца во всех дворах
Соревнуются с утра
Ленки и Наталки.
2-я девочка.
Так умело, лихо скачут,
Любо-дорого смотреть.
И у всех одна задача –
За скакалки не задеть.
Вместе.
Вместе с лентами взлетаем
Мы, как птицы, в высоту.
Физкультура в нас вселяет
Силу, ловкость, красоту.
Ведущий.
Нам зарядкой заниматься
Очень, очень нравится.
Все, кому рекорды снятся,
Спортом увлекается.
Будем мы на радость маме
С детства закаленными,
Скоро вырастем и сами
Станем чемпионами.
Все.
Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься.
Ведущий.
Закаляйся, детвора!
В добрый час!
Все.
Физкульт-ура!
Звучит спортивный марш. Дети, маршируя, покидают зал.
3.Спортивные соревнования
« Веселые старты»:
- Деление на команды (расчет на 1 – 2)
а) Пробежать до кегли и обратно.
б) Прыжки с мячом (мяч зажат между колен).
в) Прыжки в мешках.
г) Расчет в каждой команде по порядку номеров. Дети решают примеры, заданные ведущем, тот, у кого ответ совпадает с порядковым личным номером, бежит до кегли и обратно:
13 – 1=12
14 – 10=4
1 – 0=1
1 дес.=10 ед.
5+4=9
Разность чисел 10 и8 ( 2 )
Сумма 5 и 0
12- 9=3
Какое число следует за числом 10?
1 –е слагаемое -0, второе – 6.Сумма?
1 – е слагаемое 4, второе такое же. Сумма?
д) Попрыгать по лягушачьи до кегли и обратно.
е) Бег в парах до кегли и обратно.
4. Подвижные игры.
5. Обед.
6. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.
7.Чтение стихотворений об осени.
8. Подведение итогов.
9. Возвращение домой.