Урок развития речи Как связать предложения в тексте, 5 класс


Как связать предложения в тексте?
Штрейденберг Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы
Цель деятельности учителя Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со средствами связи предложений в тексте (особенности цепной и параллельной связи предложений)
Тип урока Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности цепной и параллельной связи предложений; уметь уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы обучения Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия Цепная и параллельная связь
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия) Контроль результатов учебной деятельности
1 2 3 4 5 6 7
1. Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала – Здравствуйте, ребята!
Сегодня по телевизору и по радио можно часто слышать о приближающейся зимней олимпиаде в городе Сочи, поэтому наш урок будет посвящен спорту и здоровому образу жизни.
Цель каждого спортсмена – стать победителем, занять первое место на пьедестале. Перед вами Пьедестал знаний (наглядное пособие).
В ходе урока мы поднимемся по его ступеням и ответим на вопрос, который является темой сегодняшнего урока – «Как связать предложения в тексте?». В конце занятия вы узнаете, что связывает предложения в тексте Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем
месте, демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Листы обратной связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока, эвристическая беседа – Чтобы подняться на первую ступень, нужно подойти и достать задание.
Задание: разгадать кроссворд.
По вертикали: 1. Группа предложений, объединенных в целое темой, основной мыслью, а также языковыми средствами.
2. Основная строительная единица текста (из чего состоит текст).
3. Разновидность речи, когда говорит один человек, а остальные слушают. Это слово произошло от греческих «один» и «речь».
4. Как называется разновидность речи, когда говорят оба собеседника? Отвечают
на вопросы,
разгадывают кроссворд, строят понятные для партнера высказывания, смот- Индивидуальная, фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне- Устные ответы, кроссворд
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
На слайде:
² п 4д
р и
¹ т е ³ м а
е д о л
к л н о
с о о г
т ж л е о н г и е – Дайте определение получившемуся в выделенной строке слову.
Предполагаемый ответ: Тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема обычно отражена в заглавии рят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины ния, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и от-
вечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения 3. Выявление места и причины затруднения Эвристическая беседа, ответы на вопросы. – Первый шаг – самый трудный. Вы с ним успешно справились, поэтому продвигаетесь дальше и получаете посылку (В коробке разрезанные кусочки текста.) Пока посылка шла, предложения рассоединились. И их нужно расположить в такой последовательности, чтобы получился единый текст.
На слайде:
Для этого первобытные люди учили своих д_тей м_тать камни, бегать, плавать. Выполняют задание, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают Индивидуальная, групповая. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные Устные ответы.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Первые физические упражнения по_вились в п_рвобытном обществе.
Человек должен был добывать себе еду, защ_щат(?)ся от диких животных.
С тех пор люди занимают(?)ся спортом и физкультурой.
Текст:
Первые физические упражнения появились в первобытном обществе. Человек должен был добывать себе еду, защищаться от диких животных. Для этого первобытные люди учили своих детей метать камни, бегать, плавать. С тех пор люди занимаются спортом и физкультурой. свою точку зрения. действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Физкультминутка Мы поставили пластинкуРаз-два, раз-два,
И выходим на разминку.Хватит, прибежали,
Начинаем бег на месте,Потянулись, подышали.
Финиш – метров через двести!
Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки поднять и опустить их через стороны Выполняют элементарные физические упражнения Фронтальная Выполнение упражнений
4. Целеполагание и по-
строение
проекта выхода из затруднения Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах – Докажите, что составлен текст. (Эти предложения объединены общей темой и связаны языковыми средствами, поэтому являются текстом.)
– Какова тема, связывающая предложения? (Тема данного текста – как появились физические упражнения.)
– Как вы определили, какое предложение должно быть первым?
(Первое предложение относительно самостоятельно, не связано с предыдущими, понятно вне текста.)
– Что помогло определить последовательность остальных предложений? (Предложения связаны по смыслу и про помощи слов «для этого», «с тех пор».)
Вывод. Между предложениями в тексте устанавливаются различные смысловые отношения. Первое предложение может быть независимым, тогда его смысл ясен и без текста. В другом случае смысл предложения зависит от остальных предложений.
дополняет ответы Отвечают на вопросы, выполняют упражнения Индивидуальная, групповая Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Вопросы для уточнения информации
1 2 3 4 5 6 7
5. твор-
ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа – Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор букв.
Предполагаемые ответы:
Д_тей. Орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне; проверочное слово – дети, следовательно, в корне пишется буква е.
М_тать. Орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне,
проверочное слово – меткий, следовательно, в корне пишется буква е.
По_вились. Орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне, проверочное слово – явный, следовательно, в корне пишется буква я.
П_рвобытном. Орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне, проверочное слово – первый, следовательно, в корне пишется буква е.
Защ_щаться. Орфограмма: безударная проверяемая гласная в корне, проверочное слово – защита, следовательно, в корне пишется буква и.
Защищат(?)ся. Орфограмма – написание -ться и -тся у глаголов. Задаем вопрос: должен (что делать?) защищаться. В вопросе есть мягкий знак, следовательно, в слове пишется мягкий знак.
Занимают(?)ся. Орфограмма – написание -ться и -тся у глаголов. Задаем вопрос: люди (что делают?) занимаются. В вопросе нет мягкого знака, следовательно, в слове не пишется мягкий знак Отвечают
на вопросы, под руководством педагога составляют план работы заданиями Фронтальная, индивидуальная Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также
самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Устные ответы,
выполнение письменных упражнений
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Беседа по вопросам – Мы успешно справились. Пришло время подняться на вторую ступень. Посмотрим, какое задание следует выполнить.
Задание. Определите, с помощью каких языковых средств связаны предложения в тексте, назовите смысловые отношения между предложениями в тексте:
1. Здоровье является важнейшей ценностью для человека. 2. Именно поэтому здоровый человек успешно проявляет себя во всех сферах деятельности. 3. Сохранение и укрепление здоровья зависит чаще всего от действий самого человека. 4. Однако нужны не только знания, Принимают участие в работе, выполняют упражнения Индивидуальная, групповая Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Вопросы для уточнения информации, устные ответы
1 2 3 4 5 6 7
но и соответствующее поведение. 5. Следовательно, необходимо с детства сохранять и укреплять свое здоровье.
– Какая тема связывает предложения в тексте? (Все предложения в тексте связаны общей темой – здоровье.)
– Известно, что глаголы в тексте обычно стоят в одном времени.
В каком времени употреблены глаголы в тексте? (Все глаголы стоят в настоящем времени.)
– Определите, с помощью каких языковых средств связаны предложения в тексте, каковы смысловые отношения между предложениями в тексте. (Предложения 1 и 2 связаны словами «именно поэтому». Второе поясняет первое. Предложения 3 и 4 соединены словом «однако», то есть их содержание противопоставлено. Предложение 5 присоединяется к остальному тексту при помощи слова «следовательно».) осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы 7. Самостоятельная работа Письменная работа – Вы размялись и готовы двигаться вперед. Перед вами главное задание.
Задание. Ответьте письменно на вопрос «Как я могу сохранить и укрепить свое здоровье?».
– Посмотрите на иллюстрацию, она поможет ответить на вопрос.
Организует устное обсуждение темы Пишут мини-сочинение Индивидуальная Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Письменная работа
8. Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений – Вы успешно справились со всеми заданиями и заняли вершину пьедестала. Главная награда – знания, которые вы приобрели в ходе урока. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
(Предложения в тексте связаны между собой смысловыми отношениями, специальными словами. Первое предложение в тексте относительно независимо.) Отвечают на вопросы, обобщают полученную на уроке информацию Индивидуальная, групповая Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Вопросы для уточнения информации
1 2 3 4 5 6 7
9. Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений Индивидуальная Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу Оценивание учащихся за работу на уроке; листы обратной связи

Уроки 95–96. Подготовка к сочинению с грамматическим заданием(употребление диалога) по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
Цель деятельности учителя Обучать сочинению с грамматическим заданием, отрабатывать умение правильно писать
Тип урока Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
методы и формы обучения Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия Диалог, монолог
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия) Контроль результатов учебной деятельности
1 2 3 4 5 6 7
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
– Давайте определим свое настроение, настрой на работу.
• отличное;
• хорошее;
• не совсем готовы.
Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности*.
Опережающее домашнее задание: придумать рассказ на тему: «История двойки» (поразмышлять, почему ученик мог получить плохую оценку), подготовить сообщение о биографии художника, об истории создания картины «Опять двойка!» Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем
месте, демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Листы обратной связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Словесно-иллю-
стративный рассказ о художнике с элементами беседы по содержанию картины – Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Федором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте ее главного героя может оказаться любой из вас.
Сообщение учащегося о художнике.
Родился Федор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконопис- Слушают сообщения, воспринимают информацию на слух Фронтальная, индивидуальная Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Устные ответы
1 2 3 4 5 6 7
ца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат – художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти; иногда рисовал и сам.
Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В 1926 г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – все это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвященных Арктике.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Достали языка», «Опять двойка!».
– Еще в юности, бывая в Третьяковской галерее, художник задерживался у картины В. Е. Маковского «Свидание» (на доске репродукция этой картины). Он не мог без волнения смотреть на голодного, оборванного мальчика, с жадностью жующего калач, принесенный матерью. Наверное, именно в эти минуты и зародилась тема детства в творчестве Решетникова. Полотна создаются для детей, они же становятся главными героями картин.
На доске: репродукции картин, главными героями которых стали дети: «Прибыл на каникулы» (1948 г.), «Опять двойка» (1952 г.),«Достали языка» (1943 г.), «За мир» (1950 г.). осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и от-
вечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
1 2 3 4 5 6 7
Этимологическая страничка:
Картина – произведение живописи в красках.
Репродукция – воспроизведенный посредством печати рисунок или картина.
– Обратите внимание на выражение лиц героев. Художник умеет точно передать мысли и чувства, переживания и настроение людей.
Сообщение учащегося об истории создания картины «Опять двойка!».
Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе» 3. Выявление места и
причины
затруднения Эвристическая беседа, чтение творческих работ. Организует проверку домашнего задания.
Читает письмо Ф. П. Решетникова.
Дорогие ребята!
Мне известно, что на одном из ваших уроков вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка!».
Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают Групповая, индивидуальная. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Оценивание домашних сочинений.
Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7
вашего внимания, и поэтому хочется для вас еще многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно).
Вообще обсуждение художественных произведений принесет вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойки» – на пятерку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учебе!
Ф. Решетников свою точку зрения, в со-
трудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; слушают учителя. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Физкультминутка Буратино потянулся,Руки в сторону развел,
Раз – нагнулся,Ключик, видно, не нашел.
Два – нагнулся,Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся.Нужно на носочки встать Выполняют элементарные физические упражнения Фронтальная Выполнение упражнений
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Беседа по вопросам, анализ содержания картины – Что объясняет нам название картины? Чем вам понравилась картина?
– В каком жанре написана эта картина? (Картина написана в бытовом жанре.)
– Как художник показал, что ученик – главный герой картины? (Мальчик изображен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.)
– Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10–11 лет.)
– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.)
– Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что эта двойка не первая.
– О чем говорит его «бывалый» портфель? (Портфель потертый, рваный. Зимой он служит школьнику вместо санок, а летом – футбольным мячом. Портфель перевязан длинной бечевкой, потому что замок давно сломан; вместо учебников из портфеля торчат Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания Фронтальная, индивидуальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парарабочих Устные ответы, вопросы для уточнения информации
1 2 3 4 5 6 7
коньки.)
– Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему ребенку купили велосипед.)
– Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит.)
– Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)
– Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрепанный, как у мальчика.)
– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.)
– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдет во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет.)
– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)
– Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своем месте, хорошо виден. Все действующие лица связа- группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач .


1 2 3 4 5 6 7
ны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)
– Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? (Художник сочетает различные цвета, в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т. д.)
– Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.
дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся 5. твор-
ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Анализ языковых единиц, составление плана сочинения Словарная работа.
1. Записать словосочетания, объяснить орфограммы: потертый портфель, поношенное пальто, длинная бечевка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, темная косыночка, смотрит с укоризной.
2. Работа над деформированными предложениями:
Держит, руках, портфель, в, потертый, мальчик, рваный.
Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.
3. Работа со словами, записанными на доске:
Печаль, грусть, тоска, скорбь, огорчение, беспокойство, неприятность, беда, горе, несчастье.
– Распределите данные слова-синонимы на две группы. В чем разница между словами?
– Подберите слова-антонимы для характеристики мальчика и его сестры.
Составление плана.
1) История создания картины.
2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
3) Осуждающий взгляд матери. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над сочинением Фронтальная, индивидуальная Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих Вопросы для уточнения информации
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
4) Взгляд и поза сестры.
5) Собака – верный друг мальчика.
6) Основная мысль картины.
7) Мое отношение к картине группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы 6. Первичное закрепление, самостоятельная работа Устное составление текста, письменная работа Организует составление устного рассказа по картине (опрос 2–3 учеников), написание сочинений (образцы сочинений см. в Приложении к уроку) Отвечают на вопросы, пишут сочинения Индивидуальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации Устные ответы, письменные работы
7. Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание Организует проверку письменных работ (чтение нескольких сочинений) Определяют уровень приобретенных знаний Индивидуальная, групповая Личностные: понимают зна-
чение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Оценивание учащихся за работу на уроке
8. Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания – Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений Индивидуальная Личностные: приобретают мотивацию к процесса образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу Листы обратной связи

Продолжение табл.
Окончание табл.

.