Урок по биологии на тему Зрительный анализатор 8 класс


Тема: Зрительный анализатор.
Цель: Изучение особенностей строения и выполняемой функции зрительного анализатора.
Задачи:
1. Создать условия для осмысления значения зрительного анализатора в жизни человека и необходимости соблюдения, гигиенических правил для сохранения зрения.
2. Создать условия для изучения особенностей строения зрительного анализатора и выявление взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями.
3. Создать условия для формирования УУД, а именно: сравнивать, анализировать, выявлять причинно – следственные связи, делать выводы.
4. Создать условия для формирования навыков и умений работы в группе.
Оборудование: презентация, таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный (урок получения новых знаний)
Методы: частично – поисковый, проблемный.
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация.
Проверка знаний, выполнение теста с взаимно проверкой.
1) Скопление тел нейронов образует:
а. серое вещество
б. белое вещество головного и спинного мозг
2) Спинной мозг выполняет в нашем организме:
а. только рефлекторную функцию
б. только проводящую функцию
в. рефлекторную и проводящую функции
3) Какому отделу мозга принадлежат полушария большого мозга:
а. спинному мозгу
б. головному мозгу
Учитель: Что входит в состав ЦНС? (Ответы учащихся.)
Учитель: Все тело человека пронизано нервными клетками. Благодаря нервным клеткам осуществляется связь с окружающей средой и обратная реакция организма на окружающую среду. Вопрос: Как называется этот процесс? (ответ учащихся)
Как называется путь, по которому проходят нервные импульсы (ответ учащихся)
Вопрос: Приведете примеры рефлекторной дуги? (ответ учащихся)
Назовите части рефлекторной дуги? (ответ учащихся)
Вопрос: Сколько путей увидели? (ответ учащихся)
Сравните со строение анализатора? (ответ учащихся)
Учитель: Какие зоны коры больших полушарий вы помните и за что они отвечают? (1человек показывает по таблице)
Учитель: У вас на столах находятся предметы.( Мандарин, погремушка, мягкая игрушка). Соберите о них как можно больше информации. Используя все возможные органы чувств.
Учитель: С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации. (Ответы учащихся)
Учитель: Каково значение органа зрения в жизни человека? (ответ учащихся)
Вопрос: Что может нарушить работу органа зрения? (ответ учащихся)
Учитель: Ребята, попробуйте сформировать тему сегодняшнего урока (ответ учащихся)
Зрит. анализатор
Учитель: Для того чтобы понять тему, что мы должны изучить?
Метод кластера

Строение Функции

Значение
Учащиеся формируют цель и задачи урока.
Учитель: Мы в курсе зоологии изучали органы зрения у различных групп животных.
Вопрос: Как шло совершенствование органов зрения? (ответ учащихся)
Учитель: Так постепенно природа пришла к более совершенному органу зрения. (ответы учащихся)
Проблемный вопрос: Почему говорят «Береги как зеницу ока»? (ответы учащихся)
Учитель: 90% информации мы получаем при помощи этого органа.
Учитель: Ребята, закройте глаза на несколько секунд.
Вопрос: Что вы чувствуете? (ответ учащихся)
Учитель: Давайте выясним, как же устроено наше око?
Изучение новой темы.
Работа в группах, ученики изучают по учебнику материал.
1 группа - положение глаза, вспомогательные органы, функции.
2 группа – внутреннее и внешнее строение глаза, функции
3 группа – ход лучей через прозрачную среду глаза.
Дается время на самостоятельное изучение материала в группах. (7 минут)
Вопрос 1 группе: Что вы узнали о положении глаза, вспомогательных органах, функциях? (ответ учащихся) (Слайд)
Вопрос 2 группе: Как устроено внутреннее строение глаза, функции? (ответ учащихся) (Слайд)
Раздать карточки, расшифровать цифровые обозначения.
Вопрос 3 группе: Как осуществляется ход лучей через прозрачную среду глаза? (ответ учащихся) (Слайд)
Физминутка «Гимнастика для глаз» (рисование закрытыми глазами восьмерки)
Учитель: Мы с вами изучили все части глаза и функции.
Вопрос: Как вы думаете, почему изображение, которое попадает на сетчатку глаза, получается перевернутым? Почему мы не видим вокруг себя, все перевернутым вверх ногами? (ответы учащихся)
Учитель: Как правило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности, но возможны и ошибки.
Вопрос: Как они называются? (ответ учащихся)
Выполнение лабораторной работы
«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»
Цель: увидеть иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Оборудование: лист бумаги свернутый в трубочку.
Ход работы:
Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий, возникает иллюзия - «дырка в ладони».
Вывод: Если изображения, полученные в правом и левом глазах попадут на соответствующие участки коры большого мозга, возникнет иллюзия, дырка в ладони
Закрепление
Учитель: А теперь обратимся к слайду «Проверь свои знания»
Рефлексия: Что было интересного? (ответы учащихся)
Что было не понятно, вызвало затруднение? (ответы учащихся)
Чтобы вы хотели узнать о зрительном анализаторе? (ответы учащихся)
Домашнее задание: Пр 49.
1. Повторить особенности строения зрительного анализатора.
2. Выявить связь между строение и выполняемыми функциями.
3. Подготовить сообщение «Причины, ухудшающие работу органа зрения.
4. Приготовить памятки для глаз: для работы с компьютером. Виды гимнастики глаз.