Компетентностное задание по роману А.Фадеева Разгром (11 класс)


Компетентностные задания на уроках
Разработаны Борисовой Светланой Ивановной, учителем русского языка и литературы МАОУ гимназии №55 г.Томска
Компетентностный подход в обучении – востребованная реальность современного российского образования, ибо это попытка сделать учебный процесс более эффективным, который должен опираться не только на «знаниевое» обучение, а скорее, на осуществление изменений содержания образования, когда «знания будут являться средствами преобразования ситуаций действия» (Б.Д.Эльконин). Известный афоризм: ребенок не сосуд, который необходимо заполнить, а факел, который надо зажечь, - приобретает значение, т.к компетентностный подход помогает ученику внести личностный смысл в собственный образовательный процесс. И.Д.Фрумин, говоря о КП, противопоставляет его бессмысленности: «…отказаться от начетничества и бессмысленности в пользу практичности. …Личностное знание, равно как и личностное понимание, представляет собой не только использование усвоенного, прочитанного в качестве некоторой ценности знаний, но знание и понимание в смысле понимания своей жизни».
Все это ставит в центр внимания ученика как субъекта, как личность, имеющую потребность в самовыражении и развитии. А роль учителя постепенно отходит от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания помощи «вместо научения правильному поведению».
Компетентностное задание
Личность и толпа
Предмет: литература, психология, ОБЖ
Класс: 11
Внимательно прочитайте отрывок из романа А.Фадеева «Разгром»

-- Дальше идти некуда, трясина...
Левинсон, превозмогая внезапную дрожь в ногах, побежал к Кубраку. Едва
он скрылся за деревьями, как вся масса людей отхлынула назад и заметалась во
все стороны, но везде, преграждая дорогу, тянулось вязкое, темное,
непроходимое болото. Только один путь вел отсюда -- это был пройденный ими
путь туда, где мужественно бился шахтерский взвод. Но стрельба, доносившаяся
с опушки леса, уже не казалась чем-то посторонним, она имела теперь самое
непосредственное отношение к ним, теперь она как будто даже приближалась к
ним, эта стрельба.
Людьми овладели отчаяние и гнев. Они искали виновника своего несчастия,
-- конечно же, это был Левинсон!.. Если бы они могли сейчас видеть его все
разом, они обрушились бы на него со всей силой своего страха, -- пускай он
выводит их отсюда, если он сумел их завести!..
И вдруг он действительно появился среди них, в самом центре людского
месива, подняв в руке зажженный факел, освещавший его мертвенно-бледное
бородатое лицо со стиснутыми зубами, с большими горящими круглыми глазами,
которыми он быстро перебегал с одного лица на другое. И в наступившей
тишине, в которую врывались только звуки смертельной игры, разыгравшейся
там, на опушке леса, -- его нервный, тонкий, резкий, охрипший голос
прозвучал слышно для всех:
-- Кто там расстраивает ряды?.. Назад!.. Только девчонкам можно впадать
в панику... Молчать! -- взвизгнул он вдруг, по-волчьи щелкнув зубами,
выхватив маузер, и протестующие возгласы мгновенно застыли на губах. --
Слушать мою команду! Мы будем гатить болото -- другого выхода нет у нас...
Борисов (это был новый командир 3-го взвода), оставь поводырей и иди на
подмогу Бакланову! Скажи ему, чтобы держался до тех пор, пока не дам приказа
отступать... Кубрак! Выделить трех человек для связи с Баклановым...
Слушайте все! Привяжите лошадей! Два отделения -- за лозняком! Не жалеть
шашек... Все остальные -- в распоряжение Кубрака. Слушать его
беспрекословно. Кубрак, за мной!.. -- Он повернулся к людям спиной и,
согнувшись, пошел к трясине, держа над головой дымящее смолье.
И притихшая, придавленная, сбившаяся в кучу масса людей, только что в
отчаянии вздымавшая руки, готовая убивать и плакать, вдруг пришла в
нечеловечески быстрое, послушное яростное движение. В несколько мгновений
лошади были привязаны, стукнули топоры, затрещал ольховник под ударами
сабель, взвод Борисова побежал во тьму, гремя оружием и чавкая сапогами,
навстречу ему уже тащили первые охапки мокрого лозняка... Слышался грохот
падающего дерева, и громадная, ветвистая, свистящая махина шлепалась во
что-то мягкое и гибельное, и видно было при свете зажженного смолья, как
темно-зеленая, поросшая ряской, поверхность вздувалась упругими волнами,
подобно телу исполинского удава.
Там, цепляясь за сучья, -- освещенные дымным пламенем, выхватывавшим из
темноты искаженные лица, согнутые спины, чудовищные нагромождения ветвей, --
в воде, в грязи, в гибели копошились люди. Они работали, сорвав с себя
шинели, и сквозь разодранные штаны и рубахи проступали их напряженные,
потные, исцарапанные в кровь тела. Они утратили всякое ощущение времени,
пространства, собственного тела, стыда, боли, усталости. Они тут же черпали
шапками болотную, пропахнувшую лягушечьей икрой воду и пили ее торопливо и
жадно, как раненые звери...

2. Выполните задания
А. Охарактеризуйте сложившуюся ситуацию, дайте ей определение. Сформулируйте проблему, которую автор поднимает в данном отрывке .
Б. Попытайтесь объяснить поведение людей, оказавшихся в таком непростом положении. Почему оно изменилось? Кто (что) на это повлиял(о)?
В. Объясните, с точки зрения психологии, поведение главного героя. Какими важными качествами обладает Левинсон (нарисуйте его психологический портрет)?
Слова для справок:
темперамент, характер способности; направленность, эмоциональность, волевые качества, умение общаться, самооценка, уровень самоконтроля
Г. Составьте памятку-инструкцию для людей, оказавшихся в подобной ситуации. Дайте ей название.
Д. Определите круг возможных ситуаций, в которых может оказаться современный человек и в которых Ваша инструкция-памятка сможет сыграть своеобразную роль психолога-помощника?
Е. Вспомните произведение (автор, название, герой), в которой описывается подобная ситуация. Насколько похожи сами истории, главные герои, поведение толпы(массы) и чем они отличаются?

Ж. Сделайте выводы после проделанной работы