Презентация к статье Межпредметные связи в обучении младших школьников


Межпредметные связи в обучении младших школьников Учитель I категории Татьяна Николаевна Демидко МКОУ Черчетская СОШ * Значение и актуальность Предметная система обучения предусматривает рассмотрение отдельных тем и ориентирует обучающихся на освоение знаний.Начальное образование – первая ступень, обеспечивающая межпредметную интеграцию как базу для дальнейшего развития.Учитель начальных классов один обучает детей по нескольким дисциплинам. Каждый предмет представляет собой базовые знания из разных областей действительности.При отборе учебного материала учитываются возрастные особенности младших школьников и современный уровень науки.Дидактическая важность МПС всегда обосновывалась взглядами на процессы дифференциации и интеграции. * В педагогической литературе имеется более 30 определений межпредметных связей. Большинство авторов определяют МПС как дидактическое условие:1) « Межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе» . (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин)2) «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин».3) « Межпредметные связи есть отражение в курсе интеграции, они выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса». (Ф.П.Соколова) Определение МПС * Типы межпредметных связей 1. Содержательные 2. Операционные 3. Методические 4. Организационные Состав МПС определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями. * Межпредметные связи 1. Фактические 2. Понятийные 3. Конкретные МПС включаются в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока.В начальной школе МПС устанавливаются по составу научных знаний. * Фактические МПС устанавливаются в процессе ознакомления. Фактические МПС * Понятийные МПС Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественно – научных понятий. * Материал других предметов включается эпизодически; сохраняется программа урока; тема может быть рассмотрена и только на программном уровне, и с введением дополнительного материала. Конкретные МПС * Трудовое обучение 1. Развитие психических процессов 2. Познавательная функция. 3. Развитие творческих способностей 4. Организация самостоятельной работы. Трудовое обучение в младших классах выполняет ряд функций общеразвивающего значения. 5. Воспитание эстетического вкуса. * Изобразительное искусство Живопись Графика Скульптура Архитектура. Предмет «Изобразительное искусство» является интегрированным, объединяющим основы всех визуально-пространственных видов искусства. Декоративно-прикладное искусство Дизайн * Межпредметные связи – основа интеграции. Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общественной культуры. * Значение и актуальность. Проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю.Интегрированный урок способствует личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать рабочее время. * Подготовка к уроку. При подготовке к уроку необходимо:Познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования.Выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни.Определить связи между сходными элементами знаний.Изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость. * Урок ИЗО в 3 классе. Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников. Так представляют себе осень… художники. * Так представляют себе осень… поэты Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников. Урок ИЗО в 3 классе. * Урок ИЗО в 3 классе. Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников. * Рисунки детей. Урок ИЗО в 3 классе. Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников. * Дети особенно чутко воспринимают то, что часто звучит на уроке- это литературное слово и музыка, как современная, так и классическая.Поэтому при работе нужно использовать не только репродукции картин, но и отрывки из литературных произведений, т.е. различные виды искусства в комплексе. Применение МПС. * Тема урока по ИЗО Видеоряд Музыкальное сопровождение Литературное произведение Наши зимние забавы Моя посуда. Тёплые краски осени. В. Суриков. «Взятие снежного городка» И. Левитан. «Золотая осень». Русская народная песня «Как на тоненький ледок». Г. Свиридов. «Осень». Е. Птичкин. «Наш любимый самовар». Загадки о санках, лыжах, коньках. К. Чуковский. «Федорино горе». И. Бунин. «Листопад». И. грабарь. «Рябинка». И. Хруцкий. Натюрморты. * Анкета 1. Каково, на Ваш взгляд, значение межпредметных связей в учебном процессе?2. Устанавливаете ли Вы межпредметные связи при обучении младших школьников? Если да, то между какими предметами?3.Что важно, на Ваш взгляд, в интегрированных уроках? * Результаты анкеты. * 1. Возможность изучения материала по разным предметам как единого целого.2. .Широкая возможность для развития речи обучающихся, для расширения кругозора.3. Развивается умственная деятельность.4. Усиливается желание учиться.5.Формируются нравственные качества. Литература И.В.Кошкина «Интеграция в начальной школе»,журнал «Начальная школа» №10 2003г.Н.Ф. Бакалова «Интеграция в преподавании предметов эстетического цикла», журнал «Начальная школа» №4 2007г.Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках»,М. 1999г. * *