АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая Родина»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Моя малая Родина»
разработана учителем начальных классов высшей квалификационной категории
Мельниковой Натальей Михайловной
МБОУ СОШ № 1г. Белая Калитва Ростовская область
Паспорт программы.
Название программы «Моя малая Родина»
Разработчик программы Мельникова Наталья Михайловна,
учитель начальных классов
Сроки реализации 1 год
Участники Ученики 3 класса, учителя начальных классов и родители
Содержание материала Формирование представления о своей малой Родине – Белокалитвинской земле
Нормативно-правовая основа программы «Моя малая Родина» Конституция РФ
Конвенция ООН о правах ребёнка,
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); (преемственность образовательных программ.; доступность дошкольного образования.)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Устав школы
Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено программой «Моя малая Родина».
Данная программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для 3 класса разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего города и района, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.
Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Основной целью программы является создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста целостного представления о своей малой Родине, воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой город и область (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
1.Формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта, края и его населения;
2.Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ростовской области, как опорного края России;
3.Развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;
4.Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
5.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
6.Развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;
7.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
8.Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
9.Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры.
Условия реализации программы.
Продолжительность реализации программы один год. Программа предназначена для учащихся 3 класса начальной школы.
Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 68 часов, продолжительность занятия – 30-35 минут.

Планируемые результаты освоения программы «Моя малая Родина» к концу 3 класса
Личностные УУД:
будет сформировано: осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие; положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своего города; способность к самооценке; знание и понимание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;получат возможность для формирования: установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении; устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны; умения оценивать трудность предлагаемого задания; адекватной самооценки; чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы; осознанного положительного отношения к культурным ценностям; основ экологической культуры; уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, города, страны;
Метапредметные:
Регулятивные УУД принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД: находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); сравнивать исторические события, делать обобщения.
получат возможность научиться: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий; сравнивать исторические и литературные источники; строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников; собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с одноклассниками при выполнении заданий в паре: установление очерёдности действий, осуществление взаимопроверки; распределение обязанностей при работе в команде, группе; учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Предметные: родословную своей семьи; историю своего населённого пункта, различных учреждений; историю народов, проживающих в своём крае и их традиции; основные краеведческие термины и понятия; администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Ростовской области, значения официальных символов; основные этапы и ключевые события истории с древности до наших дней; изменения природной среды в результате деятельности человека; особенности природы, населения; специфику географического положения и административно-территориального устройства; природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Содержание программы.
Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.
Программа выполняет две функции:
- информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;
- организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.
В содержательной линии:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
- несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, посёлка, улицы, дома;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
- обращение к реалиям повседневной жизни, решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.
В организационной линии:
- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;
- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования , экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников «Моя малая Родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы:
1. История моей семьи (9 часов).
2. История своего города (12 часов).
3. История открытия нашего края (10 часов).
4. Белокалитвинский район –железнодорожный узел (8 часов).
5.Ростовская область – субъект Российской Федерации (10 часов).
6. Природа нашего края (13 часов).
7. Природные комплексы края (6 часов).
Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.
Содержание курса «Моя малая Родина» 3 класс (68 часов).
История моей семьи (9 часов).
Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.
Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.
Традиции семьи.
Практические работы:
1) Составление древа семьи.
2) Исследование старых фотографий и их анализ.
3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.
4) Изучение традиций семьи и их описание.
История своего посёлка (12 часов).
История создания металлургического завода, строительства города. История школы и других учреждений.
Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в городе.
Практические работы.
1) Экскурсия на завод с целью изучения его истории развития.
2) Посещение музея с целью анализа данных о развитии завода и города.
3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.
4) Администрация поселения.
5) Изучение и описание традиций народов, живущих в городе.
История открытия нашего края (10 часов).
Открытия и исследования.
История города.
Полезные ископаемые. Древняя история подземных кладовых.
Практические работы.
1) Работа с картой Ростовской области.
2) Исследование полезных ископаемых.
3) Составление рассказа о биографии города.
Белокалитвинский район –железнодорожный узел (8 часов).
История района.
Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.
Символы района.
Администрация района.
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Белокалитвинского района.
2) Работа с топонимическим словарём.
3) Изучение символики района.
Ростовская область – субъект Российской Федерации (10 часов).
Ростовская область на карте мира, на карте Российской Федерации.
Границы, пограничные территории.
Ростов-на -Дону – столица нашей области.
Официальные символы.
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Ростовской области.
2) Изучение герба, флага, гимна Ростовской области.
Природа нашего края (13 часов).
Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Ростовской области.
Край рек. Водные объекты нашего края. Характеристика местных рек, использование в хозяйственной деятельности.
Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.
Практические работы.
1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.
2) Составление рассказа о реках города.
3) Виртуальная экскурсия в районный метеорологический пункт.
4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».
5) Составление альбома о местных животных и растениях.
Природные комплексы края (6 часов).
Природные комплексы и их охрана.
Заповедники 21 века.
Памятники природы края.
Практические работы.
1) Виртуальная экскурсия горы «Две сестры».
2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»
3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.
4) Виртуальное путешествие в Сосновый бор.
Тематическое планирование курса «Моя малая Родина».
№ Раздел, тема. Количество часов Форма занятий
всего теорпракт1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
История моей семьи.
1. Генеалогическое дерево семьи. Моя родословная.
2.Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.
3. Традиции семьи.
Практические работы:
1) Составление древа семьи.
2) Исследование старых фотографий и их анализ.
3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.
4) Изучение традиций семьи и их описание.
История своего города.
1.История создания металлургического завода, строительства города.
2.История школы и других учреждений.
3. Народы, заселяющие населённый пункт.
4. Традиции народов, живущих в городе.
Практические работы.
1) Экскурсия на завод с целью изучения его истории развития.
2) Посещение музея с целью анализа данных о развитии города.
3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.
4) Администрация городского поселения.
5) Изучение и описание традиций народов, живущих в городе.
История открытия нашего края.
1. Открытия и исследования. История гор.
2. Рождение гор.
3. Горная решётка
4.Полезные ископаемые. Древняя история подземных кладовых.
Практические работы.
1) Работа с картой.
2) Исследование полезных ископаемых
.
3) Составление рассказа о биографии гор.
Белокалитвинский район –железнодорожный узел.
1. История района.
2. Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.
3.Символы района.
4. Администрация района.
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Белокалитвинского района.
2) Работа со словарём.
3) Изучение символики района.
Ростовская область – субъект Российской Федерации.
1. Ростовская область на картах мира и России.
2. Границы, пограничные территории.
3. Ростов -на -Дону – столица нашей области.
4. Официальные символы.
5. Губернатор и правительство области.
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Ростовской области.
2) Изучение герба, флага, гимна Ростовской области.
3) Достопримечательности города.
Природа нашего края.
1. Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные.
2. Красная книга Ростовской области.
3. Край рек. Водные объекты нашего края.
4. Реки – это жизнь.
5. Характеристика местных рек, использование в хозяйственной деятельности.
6. Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой.
7. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде.
8. Климатическая характеристика района проживания.
Практические работы.
1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.
2) Составление рассказа о реках Ростовской области.
3) Заочная экскурсия в районный метеорологический пункт.
4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».
5) Составление альбома о местных животных и растениях.
Природные комплексы нашего края.
1. Природные комплексы и их охрана.
2. Заповедники 21 века.
3. Памятники природы края.
Практические работы.
1) Виртуальная экскурсия горы «Две сестры».
2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»
3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.
4) Виртуальное путешествие по Сосновому бору.
5) Составление правил поведения на территории памятников природы.
9
3
3
3
12
3
3
2
4
10
3
2
2
3
8
3
3
1
1
10
2
2
2
2
2
13
2
1
2
1
2
3
1
1
6
2
2
2 3
1
1
1
5
1
1
1
2
5
1
1
2
1
4
2
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1 4
1
1
1
1
1
1
7
2
1
1
1
2
5
2
2
1
4
1
2
1
6
2
2
2
7
2
1
1
1
2
4
1
1
1
1 Рассказ учителя
Беседа
Практическая работа
Беседа
Творческий проект с защитой
Исследовательский проект
Рассказ учителя
Просмотр презентации и обсуждение
Анкетирование и опрос
Экскурсия
Практическая работа
Викторина
Интеллектуальный марафон
Рассказ учителя
Практическая работа с картой Ростовской обьластиПрактикум по изучению полезных ископаемых
Практическая работа
Викторина
Составление рассказа
Исследовательский проект
Рассказ учителя
Практикум с контурной картой
Практическая работа со словарём
Интеллектуальный марафон
Рассказ учителя
Работа с картой
Беседа
Просмотр презентации
Практиче6ская работа
Олимпиада
Просмотр презентации
Практическая работа
Презентация
Работа с энциклопедией
Изучение исследовательских работ
Рассказ учителя
Практическая работа
Практическая работа
Творческий проект
Экскурсия
Выставка
Практическая работа
Рассказ учителя
Путешествие по заповедному краю
Экскурсия
Творческий конкурс
Викторина
Экскурсия. Просмотр презентации с обсуждением
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Т.Л.Белоусова и др.- М.:Просвещение, 2011, 127с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, и др.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.
литература, рекомендуемая для учащихся
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
литература, используемая учителем
Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
Донецкий А., Снитко А. Белая Калитва. Историко-краеведческий очерк. – Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1978.
Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
Сафонова Л. Белая Калитва.300 лет – ИП Ютищев – 2003.
Сафонова Л. Казаки Усть –Белокалитвинского Юрта.- Ростов-на-Дону: «Аверс»,2007.
Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.