Статья на тему: Типы уроков по английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ООО


ТИПЫ УРОКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку: 1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/ межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют: личностные, предметные, метапредметные.
Личностные:
- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные:
- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;
- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
- умение четко определять области знаемого и незнаемого.
Предметные результаты:предметные области
ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:
- социализацию;
- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.
Можно определить следующие требования к современному уроку:
- четкое формулирование цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- создание условий успешного учения учащихся.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1)  уроки «открытия» нового знания;
2)   уроки рефлексии;
3)   уроки общеметодологической направленности;
4)   уроки развивающего контроля. 
Урок «открытия» нового знания:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока  «открытия» нового знания 
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Урок рефлексии:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа (фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение проекта выхода из затруднений
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Структура урока  рефлексии:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 
Урок общеметодологической направленности:
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Структура урока общеметодологической направленности:
1. этап мотивации;2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи;4. этап включения изученного в систему знаний;5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Урок развивающего контроля:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1)  написание учащимися варианта контрольной работы;
2)  сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3)  оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. 
1 урок – проведение контрольной работы:
Структура урока:
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия2 урок: анализ контрольной работы:
Структура урока:
1. Этап локализации индивидуальных затруднений
2. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
3. Этап реализации построенного проекта
4. Этап обобщения затруднений во внешней речи
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
6. Этап решения заданий творческого уровня
7. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности
Деление учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологий обучения.