Урок литературного чтения Е.Чарушин Кабан



Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан.»
Камышан Лариса Ивановна учитель начальных классов
Тема: Е. Чарушин «Кабан»
Цели:
Предметные : Познакомить с творчеством Е. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица и от лица автора.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные : работать с информацией , предоставленной в разных формах(текст, рисунок, таблица, схема);осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Регулятивные: уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя ;понимать учебную задачу урока ;высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные :уметь ориентироваться в своей системе знаний,оличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы,
используя учебник ,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация к произведению Е.Чарушина, выставка его книг, предметные картинки с изображением животных ,карточки с буквами.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель. Ребята! Прозвенел звонок. Начинается урок. Сегодня у нас в школе день открытых дверей. У нас в классе гости. Повернитесь и поприветствуйте их . А теперь настраиваемся на работу.
Я хочу начать урок со слов французского писателя Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Как вы его понимаете? (Люди, которые много читают, много знают, умеют думать и рассуждать.)
-Что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока?
(«Новые знания, хорошую оценку.)
2.Актуализация
С каким разделом литературного чтения мы с вами знакомимся?
( Природа и мы).Какие произведения уже нам знакомы из данного раздела?
Какие ещё произведения о природе вы читали?
3.Ассоциативность
Какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите слово природа?
(Красота, животные, растения, солнце ,вода, воздух.)
-Природа говорит с нами на особом языке , и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.2017 год в России объявлен годом экологии. Так как наша природа очень нуждается в нашей помощи.
4.Проверка домашнего задания.
Учитель. Давайте вспомним ,какое произведение мы читали на прошлом уроке?(Выскочка.)
-О ком этот рассказ ? (О животных. О собаке и сороках)
- Я подготовила вам хитрые вопросы. Ответит только тот, кто внимательно
читал. Поделимся на две команды. Команда девочек и команда мальчиков.
Кто ответит правильно, получит букву.
1.Какой породы была собака Вьюшка? (Лайка)
2.Откуда приехала Вьюшка? (С реки Бии.)
3.От какого слова произошла кличка собаки?(Бия)
4.Какая трава росла во дворе?(Мурава)
5.В какое время года происходят действия? (Поздней осенью)
6.Сколько сорок было в сорочьей семье?
7.Нет в сорочьем быту большего сраму , как…( лишиться хвоста)
-Из полученных букв составьте у доски слово. (Чарушин.)
-Догадались с произведением какого писателя мы будем знакомиться?
(Фото Е. Чарушина , презентация)
-Где можно узнать об этом писателе? (В энциклопедии, у учителя,
в библиотеке, в интернете).
Ребята нашего класса подготовили нам сообщения о Евгении Чарушине.
5.Игра «Верите, не верите»
-Верите ли вы, что можно научиться плавать держась за хвост животного?
-Научиться выговаривать звук подражая голосу птицы?
-Подражать повадкам птиц?
- А вот сейчас и узнаем.
Сообщения детей.
-Какое сообщение вызвало улыбку?
-Встретилось незнакомое слово-анималист. Что оно означает?
(Художник рисующий животных)
6.Речевая разминка.
Опускается туман
Просыпается кабан,
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.
-Как можно прочитать?
(Хором , про себя, шопотом , скороговоркой, с удивлением ,с испугом, с вопросом)
-О каком животном говорится в разминке?
-Как вы думаете о каком животном сегодня пойдёт речь на уроке?
-Откройте учебники на стр.96 и прочитайте название рассказа с которым мы познакомимся.(Кабан)
7.Целеполагание.
Работа в парах на листочках.

8.Словарная работа.
Зоосад –это научно просветительное учреждение в котором содержатся
в клетках, вольерах или полувльно на огороженных площадках дикие животные.
Студень –кушанье из сгустившегося от охлаждения мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы.
Марал -крупный сибирский олень.
Вспомните, что такое синонимы . Подберите синонимы к словам.
Студень-холодец
Баловство-озорство
Запер-закрыл
Загородка-забор
Стегает-хлещет
Вспомните , что такое антонимы
Подберите антоним к слову
Начальник-подчинённый
Физминутка
В зоопарке жили звери
Делали зарядку
И поэтому здоровье
У зверей впорядке.
Приглашаю всех ребят
Поддержать этих зверят.
9.Продолжение работы по теме. Знакомство с рассказом «Кабан».
-Читают хорошо читающие дети.
-Учитель. Откройте учебники на стр. 96.Начинаем читать.
-Проблемный вопрос .Дерево предсказаний .Как поведёт себя автор?
(Варианты ответов)
Дочитываем рассказ.
10.Вопросы по содержанию.
-Что мы прочитали?(Рассказ).С какого слова начинается рассказ?(я)
Что это за часть речи?(Местоимение 1го лица.)Значит рассказ пойдёт от лица автора.
-О чем повествуется в рассказе? (О случае который произошёл с ним в зоосаду.)
-Можем ли мы назвать этот рассказ весёлым? (Да. Автор с юмором говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё –происходящее с ним.)
-Раскрывает ли автор характер героя, его мысли, чувства?
-В какой момент вам было страшно за героя?
Сейчас мы будем повторно читать рассказ «Цепочкой». Слушайте внимательно , потом у меня будет вам серьёзное задание.
-Что делал автор в зоосаду? (Рисовал животных)
11.Работа в парах. Проведите исследование и запишите каких животных описывает Е.Чарушин в рассказе « Кабан» .
Проверка: марал, ягуар, гималайский медведь -губач, слон, волки, журавли-красавки, серый журавль.
12.Выборочное чтение.
-Прочитайте отрывки, где описывается внешний вид и поведение оленя марала Серёжки.
-Что нового узнали об этом животном?
-Чем занимаются другие животные?
-Прочитайте эпизод где описаны кабаны.
-Как вы думаете кабан свирепый зверь или нет?
Ребята провели мини -исследование. И сейчас о кабане нам расскажет Бороненко Алина.(Сообщение).Кабаны живут в лесу, питаются желудями, их можно назвать дикими свиньями.
13.Игра «Фотоглаз» а теперь мне хочется проверить кто запомнил в какой последовательности рассказывается о животных в зоопарке. Расположите картинки.
14.Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора.
-С каким настроением работает художник до встречи с кабанами?
Интересно. Ничего не вижу.
-Как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? Его эмоциональное состояние?
Всё из рук попадало.
-Какие чувства он испытывает?
Делать что –то надо.
Что он решает? Зачитайте его действия.
Что происходит в самый кульминационный момент?
Кто появляется в самый напряжённый момент?
Как повели себя кабаны? Зачитайте.
Как вы думаете почему Чарушин назвал рассказ «Кабан»,ведь там были и другие обитатели? Как бы назвали рассказ вы?
(Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение.)
-Почему автор их испугался?
_Можем ли мы смеяться за это над автором и осуждать его за трусость?
-Какой мы можем сделать вывод ? Как надо вести себя в незнакомой ситуации? (Быть осторожным и принимать все меры безопасности. Не поддаваться панике .Автор смог умело уйти от опасности он так же подумал о безопасности окружающих.)
15.Рефлексия.
Работа над пословицами. Работа в парах.
Выбрать пословицу , которая больше всего подходит к этому рассказу.
16.Отгадайте по ключевым словам героя.
-Наблюдательный, анималист , любознательный, любит животных.
( Е.Чарушин)
-Беспокойный, чавкает , хищник, вепрь, громадный.
(Кабан)
17.Домашнее задание. Обязательное. Пересказ рассказа «Кабан».
Задание по желанию стр.99 задание №5.
18.Оценка.
19.Итог.
-Понравился ли вам урок?
-Над каким произведением мы работали?
-Что полезного вы вынесли из этой истории?
-У кого какое настроение в конце урока?
20.Закончить урок я хочу словами автора Евгения Ивановича Чарушина:
«Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!»