Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)


МБОУ «Липкинская СОШ»
Ромодановского района РМ





Исследовательский проект

ЭТА ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА








Выполнили:
Учащиеся 11 класса

Руководитель:
Хапугина С. В.






2014 год.

Цель проекта:

изучить физиологические основы влияния курения на состояние здоровья человека.

Задачи:

- изучить культуру знаний о вреде курения среди учащихся нашей школы;
- выявить отношение к курению учащихся нашей школы;
- исследовать влияние табачного дыма на некоторые функции организма человека.

Методы исследования:

изучение теоретического материала, сбор данных анкетирования, эксперимент, анализ, сравнение.


I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ

ТАБАКОКУРЕНИЕ

Не все еще сегодня осознают опасность такой вредной привычки, как курение. Особенно тревожно, что к курению табака приобщаются подростки. Среди них есть и девочки. А между тем подростковый период в жизни человека имеет особое значение. В возрасте 14-15 лет происходит бурное физическое развитие организма. Наступает период превращения юноши в мужчину, девочки в девушку. Наукой установлено, что начинающие курить подростки слабее своих сверстников в физическом и умственном отношении, хуже успевают в учебе, отстают в спорте, чаще болеют.
Почему подростки приобщаются к курению? Большинство подростков начинают курить по примеру взрослых, из-за мнимой престижности этой привычки, склонности подражать, стремления к возмужанию. Некоторые пробуют курить, влекомые любопытством. Привычка быстро укореняется, появляется тяга к курению.
Подростки, начинающие курить, порой не имеют ни малейшего представления о том, сколь пагубно курение воздействует на их здоровье, на здоровье окружающих тоже.
Курящего человека легко отличить по бледной, несвежей, с ранними морщинами коже лица, пожелтевшим пальцам, запаху изо рта и от волос, сиплому голосу. Он выглядит старше своих лет. Как правило, у него набухшие, кровоточащие десны, разрушаются зубы, язык с серовато-белым налетом. Со временем у курящих краснеют кончик носа, ушные раковины, щеки, багрово-синюшной становится кожа кистей и стоп. Следы, оставляемые курением, особенно заметны у девушек.
Что же происходит в организме, когда человек затягивается сигаретой? Через 2-3 минуты никотин проникает внутрь клеток головного мозга. Наступает снижение его активности. Уменьшается острота зрения, точность движений. У курящих часто болит голова. Отсюда – раздражительность, неуравновешенность, беспокойный сон.
Никотин стимулирует выделение гормонов, вызывающих сужение сосудов, что повышает артериальное давление и заставляет сердце работать с большей нагрузкой. Никотин ослабляет действие антисвертывающей системы крови, что ведет к тромбообразованию в сердце, мозге, почках. Никотин вызывает спазмы сосудов нижних конечностей. Появляются боли в икроножных мышцах, могут возникнуть осложнения, требующие серьезного оперативного вмешательства.
Коварство табачного дыма углубляется тем, что окись углерода, попав в организм, соединяется с гемоглобином эритроцитов, образуя стойкое соединение карбоксигемоглобин. Доля гемоглобина, способного соединяться с кислородом, уменьшается. Создаются условия постоянной кислородной недостаточности организма в целом и сердечной мышцы в первую очередь.
Отравляющее действие табачного дыма на курящих школьников много больше, чем на взрослых. Тайное курение сопровождается торопливостью, затягивание дыма происходит энергично, из-за экономии сигарета выкуривается до конца. Все это приводит к тому, что в дыхательные пути попадает наибольшее количество токсических веществ. Кроме того, курение лишает школьника такого важного для него отдыха между уроками, поскольку подростки курят в основном именно в школе, на переменах.
Бросать курить нужно сразу. И сделать это нетрудно, поскольку «стаж» приверженности к сигарете у школьника еще небольшой. Учащиеся должны знать, что только при отказе от курения можно стать сильным и ловким, быть космонавтом и покорителем горных вершин, заниматься подводным плаванием, самолетным и парашютным спортом. Курение и спорт несовместимы. Курящим – не курить, некурящим – не начинать.

ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

К сожалению, это не так. Самостоятельно бросить курить в состоянии не более 5 человек из 100. При помощи врача – 25-30 человек. Международный критерий, показывающий избавление от этой привычки – некурение в течение года. По данным статистики, из тех, кто не курил 1 месяц, 70% вновь начинают курить, из некуривших 3 месяца - 50%, полгода - 30%, год - 5%.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Как только курильщик бросает курить, включается процесс дезинтоксикации: организм самоочищается. Уже через 3 месяца, максимум 3 года, организм курильщика может полностью избавиться от всего того, что в нем накопилось. Однако даже 1-2 сигареты в день блокируют процесс очищения. Так что если бросаете курить – не курите вообще.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Подобные препараты содержат очищенный никотин в гораздо меньших дозах по сравнению с потребляемыми курильщиками. В них нет массы вредных канцерогенных и мутагенных веществ, содержащихся в табачном дыме. Именно никотин вызывает зависимость, поэтому препараты с никотином помогают преодолеть синдром отмены, который длится около месяца.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Увеличение веса при отказе от курения возникает у 20-30% людей. Чтобы избежать этого, переходите на дробное питание (5-6 раз в день) и пейте больше жидкости. Примерно через месяц пищеварительная система перестроится, вес нормализуется.
II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ
Анкета

1
Ваш пол:
мужской
женский


2
Возраст:



3
Как вы учитесь:
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно


4
Курят ли ваши родители:
-отец:
да
нет
изредка
-мать:
да
нет
изредка


5
Курите ли вы:


да
нет
изредка


6
В каком возрасте вы начали курить:
до 7 лет
8-11 лет
12-15 лет
16-17 лет


7
Сколько сигарет в день вы выкуриваете:
1-2
3-6
7-10
Более 10


8
По каким мотивам, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:
от нечего делать
за компанию
для снятия напряжения
поднимает настроение
хочется быть взрослым
модно
любопытно
помогает похудеть
просто так


9
Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель:
да
нет
изредка



10
Как часто вы болеете простудными заболеваниями:
1 раз в месяц
1 раз в 3 месяца
1 раз в полгода
1 раз в год
не болею


11
На какие органы и системы органов действует курение:
на дыхательную
на нервную
на репродуктивную
на сердечно-сосудистую
на пищеварительную
на органы чувств
не знаю


12
Знаете ли вы, что такое пассивное курение:
да
нет
затрудняюсь ответить


13
Влияет ли пассивное курение на окружающих людей:
да
нет
затрудняюсь ответить


14
Совместимы ли спорт и курение:
да
нет
затрудняюсь ответить


15
Пытались ли вы бросить курить:
да
нет


16
Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения:
-запретить продажу сигарет
вообще
до 21 года
нет
- запретить рекламу сигарет
да
нет
затрудняюсь ответить
-ввести штрафы за курение в общественных метах
да
нет
затрудняюсь ответить
-получать достоверную информацию о вреде курения:
да
нет
затрудняюсь ответить
-ваши предложения:



Результаты обработки анкет показали, что курящих учащихся в нашей школе 8%. Среди родителей – курящих 55%.

Действие курения на организм человека осознают почти все учащиеся. Были предложены учащимися действенные меры по предупреждению курения.


Источник информации о вреде курения

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Причины курения

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
III. ЭКСПЕРИМЕНТ


Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.

- Получение сигаретного дыма и его растворение.
Укрепили в лапке штатива сигарету, надели на нее резиновую грушу со стороны фильтра.
Сжав грушу, подожгли сигарету и, осторожно разжимая грушу, заполняли ее табачным дымом. Набранный дым выпускали в стакан с дистиллированной водой несколько раз, пока не «выкурится» сигарета.

- Извлечение веществ из сигаретного фильтра.
Развернули фильтр от сигареты после «курения» и поместили его в небольшую колбу с дистиллированной водой на некоторое время, встряхнув и закрыв пробкой.

- Определение реакции среды полученных растворов.
В пробы полученных растворов внесли универсальную индикаторную бумагу. Она показала кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с СО2, SO2, NO2, выделяющимися при тлении табака.

СО2 + Н2О = Н2СО3
SO2 + H2O = H2SO3
4NO2 + 2H2O = 4HNO3

Опыт 2. Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет.

- Реакция с FeCl3.
В две пробирки налили по 1мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра, и добавили 2 -3 капли 5% раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов.









- Реакция с KMnO4.
В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролин. Они обнаруживаются следующим образом.
В две пробирки налили по 1мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавили в пробирки несколько капель 5% раствора перманганата калия. Произошло обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме. В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролин.

MnO4- + 2H2O + 3e MnO2 + 4OH-

Опыт 3. Обнаружение непредельных соединений.

В две пробирки налили по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, и добавили по 2 капли йодной воды. Наблюдается обесцвечивание раствора.











IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Исходя из результатов анкетирования, считаем, что процент курящих в школе небольшой.
Результаты работы убеждают в том, что курение вредно для организма.
В целях пропаганды здорового образа жизни ознакомить всех учащихся с результатами работы.
Выпустить стенгазету «Жизнь или смерть?» о вреде курения.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курение – небезопасное занятие. Проблема борьбы с курением приобрела международный характер. Регулярно проходят конференции Всемирной организации здравоохранения. Создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, следует отметить:
- запрещение рекламы табачных изделий;
- предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма;
- запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним;
- разъяснительная работа о вреде курения;
- сокращение площадей выращивания табака;
- запрещение курения в общественных местах и на рабочих местах.


VI. ЛИТЕРАТУРА

Новикова Т. А. Наследие Жана Нико. /Т. А. Новикова, Е. В. Кривотулова, А. В. Шишкина //Биология в школе. – 1997. - №2.
Маюров А. Н. Табачный туман обмана. /А. Н. Маюров, А. Я. Маюров. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Маюров А. Н. Алкоголь – шаг в пропасть. /А. Н. Маюров, А. Я. Маюров. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
Мельникова Т. И. За здоровый образ жизни. /Т. И. Мельникова //Биология в школе – 1997. - №6.
Внеклассные занятия по биологии /под ред. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998.
Журнал «Химия в школе» 2006г. №1, 5
Проектная деятельность учащихся. Биология. /Е. А Якушкина, Т. Г. Попова, Е. В. Трахина, Т. И. Типикина. – Волгоград, «Учитель», 2009.
МИФ 1.
Я МОГУ САМ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТАБАКА В ЛЮБОЙ МОМЕНТ

МИФ 2.
БРОСИТЬ КУРИТЬ БЕСПОЛЕЗНО – ЗДОРОВЬЕ ВСЕ РАВНО УЖЕ НЕ ВОССТАНОВИТЬ

МИФ 3.
АНТИНИКОТИНОВЫЕ ПЛАСТЫРИ И АЭРОЗОЛИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ, ПОТОМУ ЧТО СОДЕРЖАТ НИКОТИН

МИФ 4.
ЕСЛИ БРОСИШЬ КУРИТЬ – РАСТОЛСТЕЕШЬ



Root Entry