Статья Анализ урока с точки зрения интегративного подхода


Анализ урока с точки зрения интегративного подхода
1.Нормативно-правовое обеспечение урока
-Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";
-Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2001 № 196;
-приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
-приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 " О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312";
-Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
- Учебный план ГООУ Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие»
Программа: среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторская программа по географии 6 -10 классы под редакцией Сиротина В.И., М.Дрофа 2009г.
Курс «Экономическая и социальная география мира » 10 класс
Учебник Экономическая и социальная география мира» 10 класс, Максаковский В.П. М. Дрофа 2010г.
Тема урока: « Рекреационные ресурсы мира »
Раздел: « Природа и человек в современном мире-»6ч
Урок№6 География обеспеченности регионов мира рекреационными ресурсами.
Место урока: На предыдущем уроке изучается теория темы рекреационные ресурсы – понятие, виды, значение. На данном уроке идет знакомство с географией рекреационных ресурсов, т.е. он является продолжением предыдущего.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: Используются частично - поисковые, исследовательские методы
Средства: учебник, карты атласа, мультимедийные средства.
Форма проведения: ролевая игра «Конкурс – защита рекламных проектов туристических маршрутов».2.Дидактический анализ урока
Структура урока
1.Организационный момент – учитель ставит цели и задачи, объясняет форму и методы работы.
2.Основная часть – защита рекламных проектов туристических маршрутов.
3.Заключительная часть:
Подведение итогов конкурса, объявление победителей, заполнение анкет самооценки деятельности учащимися.
Подведение итогов урока учащимися и учителем.
4.Задание на дом – подготовиться к проверочной работе по теме.
Ход урока
Вступительное слово учителя (включение учащихся в деятельность).
На прошлом уроке по данной теме мы узнали основные понятия. Сегодня наша цель - на конкретных примерах познакомиться с основными туристическими районами мира. Сделаем это в форме проектно-ролевой игры: «Конкурс- защита рекламных проектов туристических маршрутов». По правилам нашей игры учащиеся, выступающие в роли туристических агентов, заранее создали проекты туристических маршрутов и должны сегодня защитить их. А поскольку это- конкурс, то цель каждого из них - рекламировать свой проект лучше других, так чтобы привлечь на свой маршрут большее число туристов и положить в свой карман больше денег. Учащиеся, выполняющие роль туристов, оценивают предложенные проекты и выбирают понравившийся маршрут, для чего по ходу выступлений «турагентов», они выставляют в своих учетных карточках баллы, оценивая каждый проект. По окончанию защиты всех проектов карточки сдаются в счетную комиссию. Члены счетной комиссии на основании данных карточек «туристов» определяют рейтинг каждого проекта, каждого «турагента», определяя победителей. Итак, мы начинаем наш конкурс! Учитель поочередно представляет каждый проект.После защиты всех проектов, туристы сдают учетные карточки в счетную комиссию.Результаты конкурса объявляются членами счетной комиссии.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы с использованием различных источников географических знаний.
Разнообразие видов деятельности способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока логично связаны друг с другом.
Образовательные цели
Цели Реализация их на уроке
Знания Понятия рекреационных ресурсов
Видов рекреационных ресурсов
Географии рекреационных ресурсов мира
Понимание Выделять главные рекреационные ресурсы.
Описывать маршруты путешествия
Рекламировать основной смысл их посещения
Применение Применять для составления маршрутов путешествий
Создавать рекламу-показывать преимущество своего маршрута
Создавать рекламный проспект
Иллюстрировать свое выступление
Использовать в жизни для планирования своего отдыха
Анализ Анализировать, сравнивать, отдельные рекреационные ресурсы региона
Определять мотивы и причины, по которым предлагается посетить те или иные достопримечательности
Синтез На основании анализа отдельных ресурсов ,соединять их в единый маршрут путешествия
Придумывать название своих туристических компаний, их услуг, способов передвижения
Сочинять рекламу
Оценивание самостоятельно выносить суждение ,выбирать рекреационные ресурсы
Осознание личностного смысла изученного материала и на этой основе самостоятельно планировать свой отдых, отбирая для себя виды рекреационных ресурсов ,их географию
Высказывать собственное мнение, выбирая, какой маршрут был представлен на уроке лучше
На уроке формировались следующие компетентности:
Компетенции Реализация их на уроке
Ценностно-смысловые компетенции способность видеть и понимать какие, для чего, где существуют рекреационные ресурсы, умение ориентироваться в них.
уметь самостоятельно выбирать цели и смысл, установки для своих путешествий, отдыха.
Общекультурные компетенции. Знакомство с памятниками культуры, истории, искусства регионов мира.
Знакомство с эффективными способами организации свободного времени.
Формирование компетенции в культурно-досуговой деятельности
Учебно-познавательные компетенции.
Самостоятельная познавательная деятельность по сбору, анализу, синтезу материала о рекреационных ресурсах данного каждой группе региона ,включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
В конце урока ученики выбирают лучший проект на основании рефлексии, самооценки.
Овладение креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, (из опыта своих путешествий, рекламы в СМИ)
Информационные компетенции. При помощи информационных технологий (СМИ, Интернет) самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, преобразовывают, сохраняют и передают ее, составляют и выпускают медиапродукт.
Коммуникативные компетенции. Проекты создаются в группе.
Учащиеся по своему желанию делятся на группы для создания проекта , сами распределяют роли ,способы взаимодействия .
Выступление в роли дает возможность каждому ученику научиться представлять как себя самого, так и свою группу.
Социально-трудовые компетенции Учащимся предлагается ролевая игра создающая условия для овладения опытом ,знаниями в социально-трудовой сфере. С одной стороны, они выполняют роли туристических агентов, составляющих и предлагающих свои маршруты путешествий. С другой стороны, туристов , которые должны оценив каждое предложение ,выбрать нужное для себя.
Данная игра имитирует ситуацию конкурентности, что создаёт условия для формирования умения действовать в соответствии с личной выгодой.
Компетенции личностного самосовершенствования Каждый ученик при работе над проектом получает новые знания, умения, компетенции, овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях.
Форма ролевой игры даёт возможность каждому проявить себя, выразить свои чувства и мысли, отношение, создаются условия для самопознания
Задачи:
Обучающие:
-Выявить обеспеченность регионов мира рекреационными ресурсами
-Географию рекреационных ресурсов мира
Развивающие:
-продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
-совершенствовать приемы использования различных источников информации;
-развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;
Воспитывающие:
-Создание условий для самоутверждения, самореализации, адаптации к условиям реальной жизни.
-Формирование коммуникативных навыков работы в группе.
-Оказание помощи в осознании личностного смысла изученного материала и на этой основе - прогноз жизненных перспектив.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
На уроке применяются различные формы и методы учебной деятельности: самостоятельная работа в группах, ролевая игра, метод рекламного проекта, рефлексия.

При подготовке данного урока выделен личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения. Урок содержит большой объем информации, что способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Главный акцент на уроке делается на понимание учащимися обеспеченности регионов мира рекреационными ресурсами. Для этого ими выделены главные объекты отдыха и туризма в каждом регионе, составлены маршруты путешествий.
Дифференцированный подход осуществляется различием деятельности учащихся при создании проекта, одни собирают материал, другие анализируют, составляют маршруты, рекламу, защищают проект.
Контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся организуется по результатам выполнения и представления проекта.
На уроке используются такие средства обучения, как карта, компьютер.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживается благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоит в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, логически связанной с темой урока.
Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивается хорошим психологическим климатом на урок, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся, мотивацией о значимости этой темы в жизни.
Подготовка учащимися опережающих заданий способствует созданию ситуаций успешности у учеников.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигается за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащихся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.
3.Внеурочная деятельность
В отличие от предыдущих поколений, современное имеет широкие возможности путешествий в разные регионы и страны, поэтому многие учащиеся используют личный опыт, что, безусловно, помогает успешной реализации целей, задач данного урока. Большую помощь при подготовке урока оказывает большая доступность информации по данной теме в СМИ (телевидение, журналы, интернет). Получению знаний о памятниках культуры, истории, искусства регионов мира способствует посещение учащимися музыкальных, художественных школ, курсов иностранных языков , музеев ,выставок .Изучение этих вопросов на уроках истории ,мхк. музыки .изо, иностранных языков.
Из практики своей жизни учащиеся видят ,что многие современные профессии, сферы деятельности сегодня требуют умения рекламировать или делать выбор с помощью рекламы. Это мотивирует учащихся к созданию не информационных, а рекламных проектов. Все это способствует эффективнее формировать ключевые компетенции, так как моделирует деятельность ученика для его полноценной жизни, помогает видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, учит выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Мешает при реализации целей и задач данного урока стереотип мышления у детей, сформированный их родными, рекламой СМИ. Из-за чего большинство учащихся не знакомы с эффективными способами организации свободного времени, не сформированы разносторонние ценностно-смысловые компетенции, компетенции в культурно-досуговой деятельности.