Обобщение педагогического опыта работы. Развитие познавательных процессов учащихся на уроках биологии


Обобщение опыта работы.
«Развитие познавательных процессов учащихся на уроках биологии».
Шишова И.А.- учитель биологии МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши.
В учебной деятельности немаловажное значение имеет развитие познавательных процессов учащихся, которые определяют в большей степени эффективность усвоения нового материала. Поэтому любой учитель- предметник должен не только передавать свои знания, но и научить учащихся способу их успешного усвоения с должной долей самостоятельности. Поскольку в современное время наука развивается быстрыми темпами, выпускник средней школы должен не только обладать необходимыми знаниями, которые ему пригодятся в дальнейшем, но и обладать навыками самостоятельного поиска новой информации. Важную роль для реализации данной задачи имеет развитие познавательных способностей обучающихся, которые выражаются в заинтересованном принятии информации, желании углубить и уточнить свои знания в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творческого подхода, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале . Данные цели отражены в системе требований к результатам обучения в рамках ФГОС по биологии .
Метод – это совокупность путей, способов достижения цели, а средства и приемы являются его составляющими.На первом этапе изучения данной проблемы определялась система методов в соответствии с современной классификацией, направленных на решение проблемы, выделенной в данном исследовании. Выбор приемов, средств развития познавательных процессов был продиктован особенностями того или иного метода. В учебном процессе учитывались психологические свойства и характеристики основных познавательных процессов: внимания, памяти и мышления.
В практике преподавания биологии особенно эффективным оказывается применение различных методов, которые разделяются по логическим формам мышления. При переходе из начального звена в основную школу многие учащиеся испытывают трудности в определении логических связей между понятиями. В процессе преподавания оказалось целесообразным использование различных приемов работыс биологическими понятиями:индуктивным путем (примеры - существенные признаки - определение), т. е. от частного к общему и дедуктивным, т.е. от общего к частному. В результате у учащихся нет необходимости запоминать большой обьем материала, так как формируются системные знания, умение устанавливать причинно–следственные связи. Например: «Почему цитоплазма на 80 % состоит из воды и постоянно движется?»; «Какое это имеет биологическое значение?» или:«Зная физические свойства липидов и функции белков, предположите, почему клеточная мембрана в своей структуре имеет эти вещества?» Таким образом, биологические явления не механически усваиваются, а во взаимосвязи строения и функции, причины и следствия.
При введении новых понятий используется на этапе актуализации знаний прием разделения существенных и несущественных признаков, (примеры - существенные признаки - определение) Например, из предложенных вариантов возможных характеристик клетки выберите только такие, которые свойственны всем клеткам.
Особенно продуктивными являются методы, выделяемые по характеру познавательной деятельности. Причем использованиеобьяснительно – иллюстративного метода как традиционного целесообразно сочетать с частично – поисковым и проблемным, которые будут способствовать развитию активной мыслительной деятельности. Важно чтобы преподавание конкретной дисциплины носило не описательный характер, а раскрывало взаимосвязь основных закономерностей и явлений действительности. Поэтому применение учебно- познавательных задач, требующих не только знаний, но и умения оперировать имеющимися понятиями, выдвигать гипотезы, может стать особенно продуктивным с точки зрения результата учебной деятельности.
Особенность учебно - познавательных задач, используемых при изучении биологии, состоит в том, что многие из них имеют несколько путей рассуждений, приводящих к предполагаемому выводу. Необходимо объяснить учащимся, что решение задачи - это не только ответ на вопрос, а система умственных действий на основе анализа рассуждений. Например: ”Ихтиологи установили, что на рост рыб влияет размер водоема. При одинаковых условиях содержания рыбы быстрее растут в больших водоемах, чем в маленьких. Объясните, почему?” Учащиеся формулируют то, что дано в условии задачи, что необходимо выяснить. Затем, опираясь на знания о жизни рыб, предполагают возможные пути ее решения. Роль учителя при этом зависит от того, насколько учащиеся усвоили основной принцип решения задач такого типа.
В целом, чем более разнообразные формы обучения будут включать разные типы познавательных задач, тем эффективнее их использование. Это имеет отношение не только к традиционной форме организации учебного процесса, различным внеклассным мероприятиям, но и на уроках – практикумах: лабораторные занятия, экскурсии.
Кроме того, важна не только неодинаковость вариантов использования познавательных задач, но и их разнообразие. Чем больше фантазия педагога, тем дольше держится познавательный интерес. Поэтому учитель может вводить не только текстовые разновидности задач, но и таблицы, рисунки – загадки, рассказы с биологическими ошибками, с недостатком необходимых и избытком ненужных данных. Например, изображено фантастическое животное. Необходимо определить, из каких частей рыб оно составлено. Применение задач с биологическими ошибками осложнено тем, что дети могут их запомнить как правильные. Педагог при этом акцентирует внимание детей на ошибочных понятиях, просит найти ошибки и повторить правильные утверждения. Следует отметить, что особенно эффективным оказалось применение в качестве контроля заданий, требующих исправления ошибочных ответов.
Применение методов по характеру решаемых задач: начального усвоения знания, совершенствования знаний, проверки и оценки знаний также оказалось целесообразным. На уроке или во внеклассной работе использование данной группы методов эффективно всочетании с информационными средствами обучения. Например, презентация по определенной теме содержит блок информации, необходимой для усвоения, для углубления знаний и проверки их усвоения в форме фронтального теста или программированного контроля.
Дальнейший этап исследования проблемы развития познавательных особенностей учащихся будет направлен на систематизацию и апробация их в практике преподавания биологии.
Литература:
1.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М.: 2002 г. - 356 с.
2.Мирзоев С. С. //Автореферат «Педагогические условия формирования познавательных интересов учащихся при изучении биологии». - Душанбе.: 2001 г.-336 с.
3.Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы.-М.: Просвещение, 2010. -80 с.