Бинарный урок литературы в 8 классе Символический смысл новеллы И.Шухова Рассказ о двенадцати косах


Бинарный урок по литературе, 8 класс
Символический смысл новеллы И.Шухова «Рассказ о девичьих косах»
Тип урока – изучение нового материала
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся– коллективная.
Методы – репродуктивный, исследовательский
Особенности методики – приемы и техники критического мышления: Кластер, Рыбная кость, Луковица, Пятистишие, Эссе, Цветограмма, рефлексивно-оценочные приемы «Плюс – минус – интересно», «Шкалирование».Оборудование:
– слайд-презентация «Жизнь и творчество И.Шухова»
–Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов
–Кожевникова В.М., Николаев П.А. Литературный энциклопедический словарь
– Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
– книжная выставка, посвященная творчеству И.Шухова
–Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д. и др. Учебник «Русская литература. Периоды и стили» для 8 класса, Алматы «Мектеп», 2012 год.
Цели урока – создать условия для
1)понимания и осмысления ключевых понятий урока: новелла, символ, символический смысл, ритмическая проза;
2) развития умения литературоведческого анализа текста;
3)осмысления ценностно-смыслового значения содержания новеллы;
4) развития навыка работы по интерактивным методам обучения;
5)совершенствования навыка группового взаимодействия;
6)совершенствования навыка работы со справочной литературой;
7)развития устной и письменной речи учащихся.
Ход урока
I Мотивационно-целевой этап
Учитель. Сегодня уже как о свершившемся факте пишут и говорят, что казахская литература стала многожанровой, возрос ее интеллектуальный и эстетический уровень, что она в полной мере отвечает интересам читателей. Казахская литература уникальна тем, что представлена творчеством писателей, поэтов разных национальностей, отражает процессы взаимовлияния, взаимообогащения многих национальных литератур, развивается в русле мировой литературы. Широко известны явления литературного взаимодействия, обогатившие как русскую, так и казахскую литературу.
─ Ребята, какие общеизвестные примеры литературного взаимодействия вы можете привести из истории Казахстана? (Абай – Пушкин, Валиханов – Достоевский).
Учитель. Эти примеры характерны для литературы ХIХ века, но и литературе ХХ века часты явления взаимодействия. Так, на литературном пространстве Казахстана известно творческое сотрудничество трех писателей, друзей детства Г.Мусрепова, С.Муканова и И.Шухова. Сегодняшний урок тоже необычен – это урок творческого взаимодействия учителя литературы и библиотекаря школы, посвящен он популярному казахстанскому прозаику Ивану Шухову.
Объявление темы урока – Символический смысл новеллы И.Шухова «Рассказ о девичьих косах»
Целевое самоопределение (задания классу)
1.Распознайте ключевые слова формулировки темы (новелла, символ, символический смысл)
2.Определите цель урока на основе выделенных вами ключевых слов (Выяснить символический смысл новеллы И. Шухова; актуализировать прежние знания о жанровых признаках новеллы через анализ текста новеллы)
3.Запись темы, цели урока, ключевых понятий в тетрадь.
II Операционально-познавательный этап
1.Библиотекарь. Представление И.Шухова-писателя.    
Иван Петрович Шухов родился в 1906 году в станице Пресновская Петропавловской области в большой казачьей семье. Мальчик много ездил с отцом по казахской степи, что позже запечатлел в автобиографических «Пресновских страницах», повестях и романах, романтических новеллах. «Всем, что во мне есть, обязан я моим неграмотным родителям, в первую очередь, моей матери», – признавался Шухов в зрелом возрасте. Образование будущего писателя ограничилось церковно-приходской школой, оконченной еще до революции, Петропавловским педагогическим техникумом.
Творческое призвание Шухов обнаружилось рано. Первые стихи опубликовал в газете «Юный степняк», когда было ему 16 лет. Однако подлинное рождение писателя произошло с выходом первых двух романов: «Горькая линия» и «Ненависть», – которые сразу были замечены критикой. Большое значение для писателя имел одобрительный отзыв М.Горького: «Когда читаешь «Горькую линию», чувствуешь, что Вы как будто были непосредственным зрителем и участником всех событий, изображаемых Вами, что Вы как бы подслушали все мысли. Поняли все чувствования всех Ваших героев. Вот это и есть подлинное, настоящее искусство изображения жизни силою слова».
Основная тема произведений Шухов – это судьбы казаков во времена гражданской войны. К тому же драматизм изображаемых Шуховым событий, происходивших в родных для писателя местах, усугублялся межнациональной враждой. Писатель показывает противоречивую сущность сибирского казачества, причины которой заключаются в специфических условиях, с одной стороны, колонизатора и жандарма степного края, с другой – укорененного в местный быт жителя, пахаря.  Поэтому критики поставили шуховские романы «Горькая линия» и «Ненависть» в один ряд с произведениями М.Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
2. Учитель (задание классу).
─ Представьте в ходе слушания информации ее интересные, по-вашему, моменты в виде известной вам схемы (Кластер, Рыбная кость) или тезисов.
─ Озвучьте, что вы записали в тетрадь (фронтально)
3. Библиотекарь. Многообразна творческая мастерская И.Шухова. Он писал и очерки, и повести, и романы, но особое место в творчестве писателя занимает новелла. Цикл новелл Шухова был посвящен гражданской войне 20-х годов, когда в казахских степях бесчинствовали белогвардейские отряды. Новелла «Рассказ о девичьих косах» – одна из них. Её вы читали к этому уроку.
Задания классу. Организация группового взаимодействия.
─ Определите смысловое значение основных понятий урока: новелла, символ, ритмическая проза, пользуясь навыком работы со справочной литературой, сформированным на библиотечных уроках. Представьте содержание словарной статьи в виде Кластера: I группа – новелла, II группа – символ, III группа – ритм. ─ Составьте определение понятий, опираясь на Кластер, обсудите в группе, лучшее, по мнению группы, озвучьте для класса.
4.Учитель. (Задания, направленные на литературоведческий анализ текста новеллы)
─ Распознайте жанровые признаки новеллы, пользуясь информацией Кластера, оформите выводы в виде известной вам техники (Рыбная кость, Кластер, Луковица) (I группе).
─Выделите главный символ новеллы, определите его значение в тексте произведения, известной вам техники (Рыбная кость, Кластер, Луковица) (II группе).
─ Аргументируйте, проведя анализ текста, тезис о том, что новелла написана в форме ритмизированной прозы, выводы оформите в виде известной вам техники (Рыбная кость, Кластер, Луковица) (III группе)
─ Озвучьте результат работы.
(Примерные варианты ответов. I группа – жанровые признаки новеллы: действие длится сутки, проходит в одном месте – юрте, в центре сюжета одно событие – расправа есаула на аульными девушками, неожиданный финал (пуант) – казнь есаула.
II группа: главный символ новеллы – девичья коса. Это знак девичьей красоты, девичьей чести. III группа – повторяемость строк: мне шел двенадцатый год, в эту ночь и т.п.)
─ Обсудите в группе и предложите свой вариант формулировки темы и основной мысли новеллы. Аргументируйте свое решение.
─ Выделите в тексте строки поэтического описания девичьих кос. Аргументируйте языковые средства, используемые автором для символа девичьей красоты.
(Диалоговая площадка: школьники представляют варианты определения темы и основной мысли новеллы).
5. Библиотекарь (Историческая справка). Установление советской власти после Октябрьской революции 1917 года сопровождалось множеством антибольшевистских выступлений в разных районах России, в состав которой тогда входил Казахстан. Отряды, подконтрольные разным казачьим атаманам (Г.Семенову, А.Дутову, П.Калмыкову), бесчинствовали на Урале, в Сибири и в Казахстане. Особенной жестокостью отличался отряд Б.Анненкова. Девизом его казаков были слова: «Нам нет никаких запрещений! С нами Бог и атаман Анненков, руби направо и налево!» Так, 11 сентября 1918 года в Славгородском уезде было замучено и убито анненковцами более 500 человек. В их числе были и 87 делегатов крестьянского съезда, которых по приказу Анненкова изрубили на площади Славгорода против народного дома и там же закопали в яму. Была сожжена дотла деревня Чёрный Дол, в которой располагался штаб восставших, расстреливались, бились и вешались на столбах даже жёны и дети крестьян. В Семипалатинске Анненков угрожал расстрелять каждого пятого жителя города в случае отказа выплаты контрибуции. В 1918 году Анненков обосновался в Семипалатинске, получив неограниченную власть в Семиречье. Новелла И.П.Шухова «Рассказ о девичьих косах» воспроизводит один из таких жестоких эпизодов гражданской войны.
6. Учитель.
─Жестокость приносит не только физическую боль. Подумайте и оцените жестокость анненковского есаула в новелле, напишите об этом эссе. (Основная мысль – страшнее физической боли моральное унижение, которое переносят девушки из казахского аула).
─ Прочитайте друг другу в группе эссе и выберите несколько для озвучивания в классе.
На доске проецируется текст. «Злодеяние античеловечно. Тот, кто все время норовит сделать людям зло, теряет свою человеческую сущность и превращается в зверя» (Абай, Слова-назидания).
– Соотнесите высказывание великого Абая с содержанием новеллы И.Шухова, представьте в виде Цветограммы, аргументируйте свое решение (Презентация)
7. Резюме учителя. Новеллы И.Шухова проникнуты нетерпимостью к злодеянию, верой в торжество справедливости, любовью к родному краю, его людям.
7. Библиотекарь. Значение творчества И.Шухова в казахской литературе
В течение 11 лет Иван Петрович Шухов возглавлял республиканский журнал «Простор», ставший известным и популярным во всем Советском Союзе. Все эти годы Иван Петрович возвращал читателям «отвергнутую литературу», которую не всегда решался печатать даже Александр Твардовский в московском журнале «Новом мире». Он открывал забытые имена казахских писателей и печатал новые переводы, прозу и стихи молодых авторов – Олжаса Сулейменова, Ануара Алимжанова, Сатимжана Санбаева. Как непревзойденный казахстанский новеллист, Шухов продолжил лучшие традиции русской новеллистической литературы: А. Чехова, А. Куприна. Он был и остается непревзойденным певцом казахстанского края, его людей, реалий казачьего и казахского быта, исторически непростых взаимоотношений Руси и Степи. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с аульными мальчишками Сабиткой и Габиткой, позднее ставшими классиками казахской литературы Сабитом Мукановым и Габитом Мусреповым.
Происходя из семьи пресновского станичника-гуртоправа Петра Семеновича Шухова, который знал казахский язык в совершенстве, не чураясь традиций и обычаев своих степняков-тамыров, Иван Петрович восхищался поэтичностью казахской речи, музыкальностью импровизаций кюйши и акынов, особенностями степного уклада жизни. Все это не только органично вошло в собственные его произведения, но и с максимальной полнотой выразилось в его переводах рассказа Мухтара Ауэзова «Охотник с орлом», романа Сабита Муканова «Ботагоз» и первой части его «Школы жизни», произведений Габита Мусрепова, Габидена Мустафина, Малика Габдуллина.
«Милый, благословенный край. Хорошо, что бог наградил меня чувством сыновней любви к тебе и благословил меня на вечные муки в поисках слова, которым смог бы я выразить эту любовь хотя бы в одной из тысяч исписанных мною страниц…», – писал И. Шухов. Благоуханная шуховская проза, воспевающая неброскую, захватывающую сердце степную красоту, извечный трудовой уклад жизни под мирным, просторным небом, и сегодня понятна, близка, будит лучшие человеческие чувства. А потому произведения писателя из прошлого века могут и должны быть востребованы в новом веке.
III Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель.
– Итак, в завершение урока осмыслите свое внутреннее состояние, участие в ходе урока, заполнив таблицу «Плюс – минус – интересно».
– Оцените свою деятельность на уроке по шкале от 1 до 10.