Индивидуальный подход в формировании читательского интереса на уроках литературы в вечерней школе


Муниципальное казённое (вечернее) сменное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при исправительной колонии» г. Мариинска
Индивидуальный подход в формировании читательского интереса на уроках литературы в вечерней школе
(из опыта работы)
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Бахарева Ольга Павловна

Одной из актуальных проблем школ, находящихся на территории исправительных учреждений, является совершенствование учебно-воспитательной работы. У осуждённых отмечается узкий круг эстетических интересов, деформация нравственных, эмоциональных и волевых качеств, низкий культурно-образовательный уровень.
Анализируя читательские интересы учащихся вечерней школы при исправительном учреждении, отмечаем явное стремление к развлекательному направлению в литературе. Единицы из них знакомы с произведениями военной тематики, некоторые читали сказки и книги о путешественниках. Учащиеся питают особую склонность к приключенческой литературе, их увлекает детектив, особенно такой, в котором действуют авантюристы, где описаны сногсшибательные ограбления и загадочные убийства. Они ценят только захватывающий сюжет, интересуются деталями воровской «романтики» («описания шпионов, воров и бандитов»), чтение носит беспорядочный характер, для большинства остаются незамеченными художественные достоинства произведения: язык, изобразительные средства, лирические отступления, пейзажные зарисовки и т.д.
В связи с этим приобщение осуждённых к художественной литературе, формирование читательского интереса способствуют развитию культурно-эстетических и нравственных качеств, духовного мира учащихся.
Так, в связи с введением часов по внеурочной деятельности (ФГОС) по нравственно-эстетическому направлению учащиеся стали больше увлекаться чтением, активнее участвовать в литературно-поэтической и театральной деятельности.
На уроках литературы и внеклассных мероприятиях мы используем различные приёмы активизации интереса учащихся к чтению. Например, при пересказе литературных произведений используем игру «Дружный пересказ». Игра носит соревновательный характер. Класс делится на две команды. Члены одной из них начинают пересказывать прочитанное произведение по цепочке
- 1 -
– один говорит не более двух фраз. Если кто-то не смог подхватить рассказ на счёт «раз, два, три», его продолжает по тем же правилам команда соперников. Выигрывают те, кто меньше нуждался в посторонней помощи.
Можно усложнить игру. Например, прерывать рассказ и передавать его продолжение другой команде может своим хлопком учитель, а может и ученик-член отвечающей команды либо команды соперников. В зависимости от принадлежности руководящего сигнала меняется и тактика игры: если хлопают отвечающие, они стараются найти неудобный (стилистический или содержательно трудный для продолжения) момент рассказа; если сигнал даёт
представитель команды-преемника, то он, наоборот, старается подстеречь
лёгкий для пересказа фрагмент-так в игре появляется интрига и саморазвитие, что и делает её привлекательной для учащихся.
Вариант, когда решение о переходе действия принимают сами игроки, нам кажется предпочтительным, поскольку сигнал-пересказ, исходящий от учителя, может восприниматься как «командование», а то же, но одноклассников-соперников-как хитрость и вызов, на который надо в дальнейшем достойно ответить. Таким образом, чтобы победить в игре-соревновании, учащимся необходимо внимательно прочитать произведение и хорошо ориентироваться в тексте.
С целью эффективной проверки домашнего задания по прочитанному произведению используется игра «Части текста». Смысл её заключается в том, что класс делится на группы: «Введение», «Основная мысль», «Заключение», «Дополнение». Играющие трёх групп должны пересказать соответствующую часть текста по порядку: введение, основная мысль, заключение. Предварительно им даётся несколько минут для того, чтобы посовещаться о границах своей части и выбрать рассказчиков. Группа «Дополнение» имеет право взять слово после выступления каждой группы.
Отмечено, что обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно
- 2-
перерастает в интерес к их внутренней сути. Игровой характер изучения литературных произведений способствует активизации читательского интереса учащихся.
На уроках литературы также положительно зарекомендовало применение методики оргдиалога (обучение в парах сменного состава), которая была разработана в 1910-е годы А.Г.Ривиным и предназначена для изучения научных, учебных и художественных текстов. Автор разработал методику поабзацной проработки текстов для многих учебных предметов.
Например, «Прямая методика состоит в том, что каждый учащийся получает текст (небольшое литературное произведение) и прорабатывает его поабзацно. Для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, вместе они читают, обсуждают, выясняют содержание и озаглавливают абзац. Название первого абзаца записывается в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце.
Для проработки второго абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и записывает название. Так же он помогает своему напарнику, выслушивает его и т.д.
После прочтения всего произведения для закрепления можно предложить учащимся пересказать всё произведение перед малой (временной) группой. Затем учащиеся получают новые тексты и прочитывают их тем же способом.
Используются и другие приёмы активизации читательского интереса. Так, учащимся предлагается поставить вопросы к тексту. При этом можно указать количество вопросов (от 1 до 5) и оговорить, что все вопросы надо начинать с разных вопросительных слов (написать их на доске: «что?», «почему?», «как?», «зачем?») или только с какого-то одного. Можно также посоревноваться, кто придумает наибольшее количество осмысленных вопросов (обговорить с учащимися, что значит «осмысленные», чтобы не появлялись вопросы типа «Сколько букв в названии?» и т.д.). Такая работа
- 3 -
будит интерес к чтению как процессу познания.
Ещё один приём – приём дискуссии. Так, на одном из занятий учащимся были предложены два альтернативных тезиса: «Учит жизни не книга, а опыт», «Учит жизни не опыт, а книга», обсуждение которых вызвало большую активность учащихся и оставило в их сознании глубокий след.
С осуждёнными проводятся беседы о прочитанных книгах, они учатся обмениваться мыслями, выслушивать мнение товарищей. Обсуждая литературные произведения, учащиеся задумываются над собственным поведением, перед педагогами раскрываются взгляды и убеждения воспитанников, это помогает вносить определённые коррективы в воспитательный процесс.
Формирование читательских интересов требует индивидуального подхода. Так, в работе с учащимися, которые не любят читать, главное состоит в том, чтобы заинтересовать их и постепенно приучать к самостоятельному чтению. Добились этого, ставим очередную задачу – перестроить внутреннюю установку и развить интерес к высокохудожественной литературе. Есть учащиеся, которых необходимо научить думать в процессе чтения, анализировать, делать выводы и т.д.
Таким образом, использование разнообразных приёмов работы с художественным текстом будет способствовать активизации читательского интереса учащихся, их нравственно-эстетическому развитию, возможно, поможет устранить отрицательные качества личности.
- 4 -
Литература 
Башкатов И.П., Фицула М.Н. Основы исправления и перевоспитания осуждённых в исправительных учреждениях /Под общ. ред. О.И.Морозова. - М., 1989Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. Ионин Г. Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. – Л., 1986. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985