Рабочая программа по учебному курсу Я — будущий избиратель (6 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель МО _________Куянец Т.П.
Протокол №_1___
От «_30__»_08_____2016 Рекомендовано и утверждено педагогическим советом
Заместитель директора школы по УВР
__________Сапронова О.В.
Протокол №__1___
От «31__»_08____2016г. «Утверждаю»
Директор школы_________
Л.В.ПроломоваПриказ №_4____
От «_01__»_09_____2016г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Я – будущий избиратель»
для обучающихся 6 класса
Базовый уровень
Учитель истории и обществознания
Попова Татьяна Ивановна
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в году – 0,25
Сроки реализации – 2 четверть
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни и управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культура позволяет гражданину увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов реальные масштабы народного представительства. В этом случае избиратель отдает свое предпочтение тем силам, которые, по его мнению, в наибольшей мере способны обеспечить, в случае победы на выборах, достойную жизнь народа, законность и правопорядок, характерные для демократического правового государства. Особое значение в подготовке обучающихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей обусловливает необходимость включения в учебный план в 6 классе учебного курса « Я- будущий избиратель». Основными целями данного учебного курса являются: познакомить обучающихся с основами избирательного права; подготовить молодое поколение к участию в политической жизни общества, освоению социальных ролей человека и гражданина; создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции. Задачи учебного курса: развитие личности в подростковый период, начало формирования ее политической и правовой культуры; воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям; освоение начальных знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация; формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности.
Используемые образовательные технологии.
Данный курс построен на проблемно – деятельностной технологии и проектных формам работы. Используются диалоговые формы работы, технология «дебаты», круглые столы. Используется активное включение обучающихся в учебный процесс в роли активных субъектов и организаторов. Значительное место в программе отводится игровым технологиям и формам контроля, стимулирующим исследовательскую деятельность учащихся. Широко используется ИКТ-технология.
Данный курс носит пропедевтический характер так как, позволяет обучающимся получить начальные знания в области избирательного права, при этом программа курса формирует прогностически важные навыки самостоятельного проектирования моделей действий поведенческого, профессионального и научного характера, что выступает важнейшим результатом данного курса.
Место учебного курса в учебном (образовательном) плане.
Согласно Учебному плану для 6 класса на изучение Учебного курса «Я – будущий избиратель» отводится 0,25 часа. Курс изучается в течение 2 учебной четверти.
Личностными результатами изучения курса являются:
воспитание российской гражданской идентичности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами являются:
Умения находить нужную социальную информацию;
Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Ценностные ориентиры основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности важного для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание.
Выбор. Выбор в повседневной жизни людей. Понятие «Выборы». Экономические системы. Политические режимы. Бюллетень. Выборы в прошлом. Выборы в Древней Греции. Древний Рим и выборы. Выборы на Руси. Парламент. Демократия. Международные документы о правах человека. Конституция. Референдум. Плюрализм. Терпимость. Компромисс. Демократические выборы. Избиратель. Ценз. Дееспособность. Гражданин. Права и свободы гражданина Российской федерации. Политическая культура. Представительная демократия. Президент. Государственная Дума. Органы власти субъекта РФ.
Форма итогового контроля по курсу – зачет по итогам курса складывается из следующих результатов:
-активная работа на занятиях;
-решение практических учебных задач;
-успешное выполнение итогового тестового задания.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Выпускник научится:
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализа-ции, самоконтролю;
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Календарно – тематическое планирование.
№ Тема Кол-во час.
1. Люди всегда выбирают, или вечные вопросы. 1
2. Немного об истории. Выбирали и на Руси. 1
3. Игра «Не победа, а участие» 1
4. Демократия как таковая. 1
5. Документы о правах человека. Исследовательские работы 1
6. Демократические выборы. 1
7. Вы – избиратель. 1
8. Кого мы выбираем, когда выбираем. Мини –проекты. 1
8
Список дополнительной литературы для обучающихся:
Учебные пособия:
Обществоведение: гражданин, общество, государство: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. / под ред.Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Н. И. Городецкой и др.; ред. Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2006. - 18ВН 5-09-014702-7.
Литература для дополнительного чтения:
Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.
Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.
Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.
Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб.: Специальная литература, 1998.
6.Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002.
7. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005
Образовательные сайты:
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ruРубрикон. http://www.rubricon.ru/МегаэнциклопедияMEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/Lib.ru Библиотека Максима Мошкова
http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ
http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"