Педагогический проект: Развитие познавательной активности младших школьников с ОВЗ через организацию проектной деятельности.


МБС(К)ОУ «Школа-интернат VIII вида» г. Верещагино












Педагогический проект:

Развитие познавательной активности младших школьников с ОВЗ
через организацию проектной деятельности.














Автор проекта: Петрова Диана Ивановна
учитель начальных классов





Работая в школе учителем начальных классов вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для развития познавательной активности младших школьников. На выбор темы моей работы повлиял тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность учащихся в моём классе, увидела, что % учащихся класса не имеют интереса к учению; у % учащихся класса - ситуативный уровень познавательной активности; у % - исполнительский, и только % учащихся испытывают интерес к учению.
Почему моим выбором стал метод проектного обучения?
Тому есть причины. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальных классах общеобразовательных школ полностью разработана и апробирована. Данный метод в начальных классах нашей школы не использовался в педагогической практике и тем самым вызвал у меня интерес. Здесь очень важно опираться на имеющийся опыт по использованию элементов проектной технологии обучения учителей города, которые давно и успешно внедряют элементы проектной методики обучения на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Считаю, что неоспоримым достоинством проектного метода по сравнению с традиционными, является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Учитель из “вещателя” знаний превращается в консультанта: рассказывает, где искать информацию, объясняет, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни.
Дети с ОВЗ – также прирождённые исследователи, неутомимые и старательные, как и обычные школьники. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно добытые” учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Одна оговорка: в начальных классах МБС(К)ОУ «Школа-интернат VIII вида» не может идти речь о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а лишь об элементах проектной деятельности в классическом её понимании. Но для малыша – это его проект.

Актуальность данного проекта:
-обогащает ребенка новыми знаниями;
- пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности;
-помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал;
-проектная деятельность предназначена для развития мышления, закрепления навыков, социализации школьников, для получения новых знаний;
- используются знания различных дисциплин;
- стимулирует учеников к решению сложных реальных задач;
- даёт право выбора, наряду с возможностью самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками, повышает мотивацию обучения и познавательную активность младших школьников.

Противоречия:
Между складывающейся идеологией потребления, снижением престижа уровня знаний, образованности и обществом, которому нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Гипотеза:
Предполагаю, что через использование проектной деятельности произойдёт формирование и развитие личностных качеств младшего школьника таких как:
-умение работать самостоятельно;
- умение работать сообща;
- способность быть полноправным членом коллектива;
- быть терпимым к своим товарищам.

Т.к. проектная деятельность – это хороший инструмент для развития познавательной деятельности младших школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Повысить уровень познавательной активности детей через организацию проектной деятельности в начальных классах МБС(К)ОУ «Школа-интернат VIII вида» .
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Процесс обучения учащихся начальных классов с использованием проектных технологий.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Познавательная деятельность учащихся 2-4 классов.
Задачи проекта:
Изучение теоретического материала о приемах активизации познавательной деятельности учащихся через внедрение проектных технологий.
Определить пути и условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках и внеклассных мероприятиях в начальных классах.
Создание ситуаций востребованности функций личности ребёнка.
Выявить пути активности самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
Развивать коммуникативные способности младшего школьника в современной деятельности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Его авторы – Дж. Дьюи ( «Школа и общество»)и У. Килпатрик – добивались построения обучения на активной основе, используя Д-И-П (деятельность, интерес, потребность) ученика.
Н.К.Крупская интерпретировала его как «метод увязки теории с практикой».
В России метод проектов использовал с 1905г. С.Т.Шацкий.
Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С.Макаренко.
С 30-ых и до середины 80-ых гг. в отечественной педагогике метод проектов не практиковался.



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
I этап: Информационно-подготовительный (сентябрь 2013г.-май 2014г.)
II этап: Внедренческий (сентябрь 2014г.-март 2016г.)
IIIэтап: Аналитический (апрель-май 2016г.)

План – график реализации проекта


Этапы реализации
Сроки
Проводимая работа
Отметка
о выпол-нении

·
I этап
Информационно-подготовительный
сентябрь 2013г.-
май 2014г.
1.Изучить теоретический материал о приемах активизации познавательной деятельности учащихся через внедрение проектных технологий.
2. Определить пути и условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках и внеклассных мероприятиях в начальных классах (через
3.Создать ситуации востребованности функций личности ребёнка.
4.Выявить пути активности самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
5.Формировать максимально возможное дидактическое, информационное обеспечение проектной деятельности прямо в классе (справочная литература для детей, схемы, рисунки, видеокассеты, игрушки, природный материал и т. д.).


II этап
Внедренческий
сентябрь 2014г.-
март 2016г
1.Формулировать темы проектов для класса или групп учащихся.
2.Внедренить проектный метод в урочную деятельность учащихся.
3. Внедрить проектный метод во внеурочную деятельность младших школьников.
4. Провести праздник «Презентация детских проектов».


IIIэтап
Аналитический
апрель-
май 2016г.
1.Провести тестирование и обработать результаты проектной деятельности. 2.Обсудить достигнутые результаты на классном часе, на родительском собрании и методическом совете школы.





Основные аспекты реализации проекта:
Креативный аспект: способствует трансформации учебно-воспитательного процесса, когда дети через творческую работу включаются в процесс жизнетворения и получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умения быть счастливым, ориентироваться в будущем, способными одолевать негативные стороны жизни волевыми усилиями.
Нравственный аспект: творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям. У детей возникают новые интересы, ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей, они отвлекаются от негативных соблазнов окружающего мира, их жизнь наполняется интересными делами.
Коммуникативный аспект: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье.
Срок реализации проекта: 3года.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-Повышение качества знаний, положительная динамика формирования учебной деятельности обучающихся.
Развитие познавательного интереса школьников.
Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.
Воспитание самостоятельной творческой личности.

Механизм реализации проекта: общеобразовательные предметы, участие в конкурсах, олимпиадах, внеурочная деятельность.
Учебные проекты:
«Охрана животных: местные заповедники и зоопарки» (развитие устной речи)
«Салфетки для переноса горячей посуды» (ручной труд)
«Меры длины» (математика)
«Меры времени» (математика)
«Меры стоимости» (математика)
«Моя маленькая Родина» (развитие устной речи)
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Слова с «трудной буквой» (словарные слова)» (письмо и развитие речи)
«Ох уж эти сказочки» (чтение и развитие речи)

Внеурочная проектная деятельность:
«Здравствуй, здравствуй Новый год!»
«Здоровье в саду и на грядке»
«День матери»
«Русские народные подвижные игры» (для организации большой перемены)
«Береги воду»

ВЫВОДЫ:
В процессе работы над проектом у учащихся будут формироваться следующие умения и навыки:
а) мыследеятельностные: (уметь выдвигать идеи, определять проблему, ставить цель урока, высказывать гипотезы, обосновывать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);
б) поисковые: (уметь находить информацию 70% учеников);
в) коммуникативные: (уметь слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся);
г) презентационные: (строить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготавливать наглядность до 30% учеников).
Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования познавательной активности ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.
Анализ деятельности учащихся, опрос родителей и педагогов покажет, что использование проектных технологий позволит повысить интерес к обучению, расширить кругозор, сформировать потребность изучать предметы на основе компьютерных технологий, повысится уровень познавательного интереса.
Проведение тестирования и статистической обработки результатов проектной деятельности, должны подтвердить эффективность предлагаемой методики обучения, что будет свидетельствовать о том, что разработанная и внедрённая программа эффективна и может влиять на улучшение качества образования.
Проектирование поможет формированию функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Планирую применять данный метод и в воспитательной работе с классом. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволит ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.









Литература:
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников// Начальная школа. 2009. №1.
Щербаков С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Волгоград: Учитель,2007г.
Материалы Интернета.