Долкат ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБНОВЛЁННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБНОВЛЁННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
С.А. Шагунучитель начальных классов ГУ «Караманская средняя школа»
отдела образования акимата Карасуского района
специалист высшего уровня квалификации
второй категории
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел,  который нужно зажечь»
    Б. Паскаль
[2] Модернизация системы образования, которая проводится сегодня в нашей стране, связана, прежде всего, с обновлением содержания, с обеспечением его деятельного и развивающего характера. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.
[3] Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Для чего учить? Чему учить? Как учить? Вот главные вопросы, которые стоят сегодня перед современным учительством Казахстана. Традиционное обучение базируется на принципе доступности, где учащийся выступает в роли объекта педагогических действий.
[4] Важным принципом, лежащим в основе разработки обновлённых образовательных учебных программ начального образования, является модель спиральной образовательной программы.
Спиральная образовательная программа основана на когнитивной теории, выдвинутой Джеромом Брунером в «Процессе образования» (1960). Он полагал, что даже самый сложный материал может быть понятен очень маленьким детям, если он правильно организован и представлен.Именно Брунер выдвинул гипотезу о том, что человеческое познание проходит через три относительно незначительных этапа:
• активное (обучение на основе практики);
• знаковое (обучение посредством образов и картинок);
• символическое (обучение посредством слов и чисел);
которые служат информационной основой разработки спиральной образовательной программы.
Ключевые свойства спиральной образовательной программы, сводятся к следующему:
• повторное рассмотрение учащимся вопроса, темы или предмета несколько раз на протяжении всего школьного обучения;
• сложность вопроса или темы увеличивается с каждым повторным рассмотрением.
[5] Инновационное развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития, нацелено на усвоение способов познания, как конечной цели учения, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности. На первый план выступают учебные задачи, решая которые, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. В результате формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
В поисках путей более эффективного обучения особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности обучающихся на уроке.
Урок – это форма повышения методического мастерства, это формы организации учебного процесса. А я бы сказала: «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются учебные знания, которые необходимо изучить и применить в процессе обучения».
В свою очередь обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт, полученные, накопленные и применяемые человечеством. На этом и основана моральная ценность обновлённого образовательного процесса – готовность учиться на протяжении всей жизни.
Какими же концептуальными подходами отличается предлагаемая модель образования?
Системо-деятельностный подход в организации обучения
Внутрипредметная интеграция знаний – принцип «спиральности»
Межпредметная интеграция знаний
В модель среднего образования заложены три уровня интеграции содержания учебного материала: внутрипредметная, межпредметная, транспредметная.
[6] Внутрипредметная интеграция - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов, характеризующаяся спиральной структурой на основе принципа концентричности.
По принципу «спирали» – учащиеся в процессе обучения не выпускают из поля зрения исходную проблему, в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний, а также формируют и развивают необходимые навыки.
[7] Межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин. Проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний.
[8] Транспредметная интеграция – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования для изучения и анализа многоплановых объектов, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
[9] Новый ученик должен соответствовать современному обществу. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса, где обучающиеся используют базовые навыки, применяют компетенции и развивают черты характера.
Основными методическими принципами современного урока являются: 
субъективация, когда ученик становится равноправным участником образовательного процесса; 
метапредметность – формируются универсальные учебные действия;
деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); 
рефлексивность – учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке); импровизационность – учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения.
[10] Как мы уже знаем, в основу новой модели среднего образования положен системно-деятельностный подход (СДП), концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным способностям.
Системно-деятельностный подход в начальной школе необходим и важен, как фундамент при строительстве дома. Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Обучение младших школьников должно строиться на основе учебных ситуаций, когда образовательная задача стоит в организации условий, провоцирующих детское действие: «Делаю сам! Что я не знаю? Сам найду способ!»
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, а также позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.
Позиция учителя при этом: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Помочь ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык (целеполагание, побуждение к изучению различных явлений, действий, процессов с помощью творческих заданий).
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, оценочная, творческая, практическая.
Формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная. [11] Свои уроки я начинаю с настроя ребят на работу, а так же со стартера. Рассмотрев и оценив созданную учителем ситуацию и проанализировав её содержание, отгадав загадку, решив кроссворд, разгадав ребус, просмотрев отрывок из сказки или мультфильма, ребята определяют тему урока и ставят перед собой задачи на урок, предполагая возможные сопутствующие вопросы и проблемы, в соответствии с уровнем их обученности. Так на уроках я применяю «стратегию взаимного обучения», «Мозговой штурм», «Горячий стул».
Индивидуальные задания вызывают интерес у учащихся, повышают уровень мотивации и активизацию по выбору стратегии для решения поставленной проблемы. Например: ребята с удовольствием решают задания с последующей проверкой, работают творчески над мини-проектами, проводят опыты и эксперименты, наблюдают и делают выводы, составляют ассоциативный ряд, вырабатывают правила по проблеме, выпускают листовки и плакаты.
[11] В ходе работы на уроках в группах и парах, ребята уже более внимательно слушают мнения друг друга, высказывают свои предположения, обсуждают общие мнения и сообща приходить к выводу. Обучающиеся более ответственно и справедливо подходят к выбору спикеров, опираясь на способности и возможности.
В процессе обучения первоклассников я применяю информационно-коммуникационные технологии, раздаточные листы с заданиями, провожу эксперименты, создаю загадочные, проблемные ситуации, ролевые игры, вырабатываю навыки оценивания учащихся по критериям, по стратегии «Светофор». Также вырабатываю умение ребят свободно чувствовать себя в процессе обучения, не бояться делать шаги, ошибаться, исправлять ошибки и вновь идти вперёд. Каждый ребёнок учиться оценивать свои возможности и способности высказывая мнение по заданию или вопросы при возникнувшей проблеме.
[12] Несмотря на то, что изучение одного конкретного предмета важно, межпредметные виды деятельности способствуют более качественному изучению предметов. Этот подход к преподаванию и обучению относится к точке зрения конструктивистов, так как учащиеся в ходе совместной работы обсуждают и дискутируют о пограничных проблемах предметов. Обучающиеся могут использовать аспекты обучения в различных предметах, или один предмет может дать контекст, для лучшего изучения другого предмета. Этому способствует деление обновлённых образовательных программ на «скозные темы», что позволяет с легкостью использовать межпредметные связи на уроке.
Каждый наш урок заканчивается рефлексией. Рефлексию я провожу в различной форме: это незаконченные фразы, где ребята досказывают своё отношение к уроку и к знаниям, которые они получили, учимся с ребятами писать «синквейн», выражать эмоций со «Смайликами», высказываем пожелания, ну и конечно, «Лестница успеха» в тетрадях.
Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач системно-деятельного подхода обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, навыков, видов и способов деятельности. Поэтому учителям необходимо больше применять различные педагогические технологии.
[13] Лично я в своей работе с обучающимися опираюсь на «Семь шагов в обучении умению работать»
Помочь ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык.
(целеполагание, побуждение к изучению различных явлений, действий, процессов с помощью творческих заданий)
Помочь учащимся понять, из чего это умение/навык состоит.
Организация практики. (мотивация обучения, тренинги, практика из жизненных ситуаций)
Быть уверенным, что каждый ученик получает нужную информацию, правильно или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением. (взаимопроверка, самопроверка, рефлексия деятельности)
Стимулирование учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время приобретения знаний. (разнообразные доступные творческие задания)
Создание ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата. (развитие критического мышления, диалог, ИКТ)
Стимуляция активной практики до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении. (лидерство в обучении, работа с одаренными и слабоуспевающими учениками)
[14] Результаты обучения в школе детей потребуют от нас, педагогов,  всестороннего  и объективного  оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учёбе и динамики развития личности в целом.  Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.
[15]
«Скажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню,Дай мне действовать самому – и я научусь»
Использованная литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года.
2. Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы.
3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
4. Программа повышения квалификации учителей начальных классов в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.
5. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.
Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
6. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Нач. школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.