Индивидуальная программа сопровождения обучающегося с тугоухостью II степени


Слайд 1.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое и логопедическое сопровождение на всех возрастных этапах.
Слайд 2.
Индивидуальная программа сопровождения на обучающегося с ОВЗ была составлена после обследования социальных условий проживания ребенка, педагогогического, дефектологоческого, психологического и логопедического обследования, и на основе заключения отоларинголога. В 5 лет мальчику был выставлен медицинским работником диагноз: 2-х сторонняя тугоухость II ст.
Мальчик легко вступает в контакт со взрослыми. Проявляет интерес занятиям, но быстро утомляется. Хорошо принимает помощь при затруднении в выполнении задания. Нарушена память - неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое - не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. У ребенка снижен слух. Также у ребенка замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе задания. Временные и пространственные представления сформированы недостаточно. Формы, цвета знает, различает. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Дыхание и голос имеют отклонения от нормы. В речи не соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами не всегда соответствует смыслу, наблюдаются нарушения темпа речи; в речи не соблюдаются орфоэпические правила. Общее звучание речи с легкими дизартрическими призвуками. Звукопроизношение нарушено, отмечаются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Мальчик испытывает незначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Чтение у ребенка послоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Читает охотно, но быстро утомляется от процесса чтения. Счетными операциями обучающийся владеет, однако, плохо усваивает состав числа. Решает простые арифметические задачи. Мыслительные операции развиты недостаточно. Затрудняется в выделении лишнего предмета. Не владеет обобщающими понятиями, не классифицирует. В эмоциональном состоянии ребенка отмечается: расторможенность, повышенная утомляемость, возбудимость. Навыки самообслуживания сформированы.
Слайд 3.
Слабослышащие (тугоухие) дети имеют разные степени нарушения слуха. У ребенка 2-ая степень. Такие дети воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 6 м, некоторые – также шепотную – до 0,5 м. Могут испытывать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на уроке. Дети общаются при помощи устной речи, при этом она имеет специфические особенности.
На основании заключений была разработана Индивидуальная программа сопровождения для данного ребенка.
Цель программы: создание оптимальных условий для динамического развития, определение наиболее эффективных приемов воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ОВЗ.
Содержание и формы работы в данном направлении на слайде № 4.
Слайд 5. Разрабатывая программу придерживались следующих принципов….
Подробнее хочется остановиться на содержании логопедической программы.
Слайд 6. У ребенка с тугоухостью следующие логопедические нарушения…
Цель программы индивидуального логопедического сопровождения:
устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество.
Учитывая индивидуально-типологические особенности развития Кирилла, его образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционно-логопедического сопровождения:
Слайд 7.
развитие просодической стороны речи;
развитие мелкой моторики;
развитие зрительно гнозиса;
слухового восприятия;
дифференциация звуков речи;
развитие фонематического анализа и синтеза;
развитие фонематических представлений;
увеличение пассивного и активного словарного запаса;
развитие грамматического строя речи;
коррекция процессов чтения и письма;
развитие связной речи;
развитие психических процессов.
Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка; опираться на сознательность и активность его; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
Представляю вашему вниманию фрагмент логопедической программы «Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза». Слайд 8.
Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук.
Например, со звуком А.
Зайка.
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог
быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых
был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель,кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу
игрушку для его детей зайчат.
Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина,кукла, пирамида). Зайчата были рады.
Или ПУТАНИЦА
Игра для развития звукового различения
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?
Фрагмент программы учителя-дефектолога. Слайд 9.
Фрагмент программы педагога-психолога. Слайд 10.
Между всеми направлениями работы прослеживается тесная взаимосвязь, так над речью работают и дефектолог и психолог, над развитием психических процессов и логопед, и дефектолог, над пространственно-временными также все специалисты и учитель начальных классов.
Ожидаемые результаты логопедической работы
В итоге логопедической работы Кирилл должен научиться:
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
четко дифференцировать все звуки речи;
выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
владеть навыками словообразования и словоизменения;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.
Результативность логопедического сопровождения ребенка с нарушением слуха отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
эффективности Плана индивидуального логопедического сопровождения;
перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребенок сможет стабильно развиваться и обучаться в школе по общеобразовательной программе.
Заключение:
Планируемый результат - достижение ребёнком с нарушением слуха уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов ПМПк и родителей, комплексная диагностика ребенка всеми специалистами помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка с нарушением слуха, его образовательным потребностям, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с нарушением слуха, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования.