Конкурсный проект: «Управление личными финансами: миф или реальность».

Конкурсный проект «Твои финансы – твои возможности»,
номинация проекта: «Финансовый гений»,
название проекта: «Управление личными финансами: миф или реальность».

Финансово грамотный человек XXI века – это ответственный, экономный, рациональный человек, способный понимать ключевые финансовые понятия и использовать информацию о них для принятия целесообразных решений, способствующих собственной экономической безопасности и благосостоянию. Однако, в наше информационное столетие, похвастаться таким престижным статусом, равно как и умелым учётом своих доходов, наличием собственного резервного фонда, рациональным выбором финансовых услуг, умением ориентироваться в мире финансов, распределять денежные средства, желанием совершенствовать свои экономические знания, развиваться, к сожалению, может далеко не каждый. Очевидно, что в Российской Федерации, нашем крае, Благодарненском районе «от зарплаты до зарплаты», постоянной нехватке денег, живёт большинство трудоспособного населения и если «оглянуться по сторонам», быть объективными, можно заметить, что есть люди, которые зарабатывают не больше других, но живут!, а явно кажется, что даже и лучше, хотя они вполне такие же по уровню доходов, жизни, как и многие! А ведь управление своими деньгами - это один из самых важных навыков, которые можно в себе развить.
Экономисты прогнозируют, что в ближайшие годы будет расти потребность в повышении уровня финансового образования населения России, поскольку расширение спектра финансовых продуктов, их усложнение, перекладывание ответственности с правительства и финансовых учреждений на частных лиц, кризисные явления в экономике, а также растущее значение индивидуальных пенсионных накоплений делают финансовое образование необходимым для всех потребителей уже сегодня. В то же время значительная часть населения России не имеет даже минимального финансового образования, равно как и желания его получить, всё это порождает мифы в финансовых вопросах. Результат этого - ограничение возможности граждан принимать эффективные и ответственные решения для обеспечения своего финансового благополучия. В масштабах страны это приводит к торможению развития отдельных финансовых инструментов и элементов финансового рынка, росту количества различных финансовых махинаций, мошенничества и других злоупотреблений, жертвами которых становятся люди, стремящиеся повысить благосостояние своих семей, но не обладающие достаточными знаниями и опытом в финансовой сфере.
Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что знание основ экономики способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, повышение финансовой грамотности касается каждого лично! Мы призываем всех граждан нашей страны уделить некоторое время на повышение своей финансовой грамотности, что называется начать с себя, ведь именно с помощью создания качественного личного финансового плана, проекта (к примеру, «Управляй своими финансами»), учёта правильных методов управления, можно сэкономить и заработать денег, привести свои дела в порядок, воплотить грамотное управление своими финансами в реальность. При этом, личный финансовый проект, план, должен сосредоточиться в первую очередь не только на формировании установок и базовых знаний, того самого финансового минимума, но и на практических навыках. Все же остальные системы и формулы должно использовать только в качестве отправной точки, фундамента или дополнительной модификации.
Актуальность же заключается в соответствии идеи подобного проекта требованиям современного общества и рыночной экономики. Обучающиеся наряду с трудоспособным населением должны играть активную роль в обществе, экономической сфере и быть его полноправными участниками, самодостаточными и финансово ориентированными.
Цель проекта: разработка своей системы управления финансами, чёткого плана действий, которые будут полностью удовлетворять потребностям, амбициям, характеру человека, получение работающих в реальности инструментов по управлению своими финансами и увеличению своего финансового благополучия, повышение финансовой грамотности, формирование готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения.
Задачи проекта:
освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
воспитание ответственности за экономические решения.
Что касается целевой аудитории, возрастного доступа участия, данного проекта – как обучающиеся начального, основного общего, среднего (полного) образования и их родители, так и любые дееспособные представители трудоспособного населения.
Срок реализации проекта – минимум 2 года (среднесрочный план). Соответственно, и планировать нужно по нарастающей. Во-первых, достижение целей – это процесс поэтапный, в котором реализация среднесрочных или долгосрочных планов может зависеть от краткосрочных или среднесрочных. И, во-вторых, всегда существует определённый рубеж, преодолеть который в настоящее время мы не можем. К тому же, имеют место быть некоторые обстоятельства, повлиять на которые невозможно (инфляция, непредвиденные необходимые траты, внезапное сокращение на работе, и т.п.).
Механизмы и способы реализации проекта:
1. Получение необходимых знаний, которые должны включать понятия риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между реальным и номинальным измерениями, наличными и безналичными платежами, принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, инструментов, азы юридической и налоговой грамотности, понимание границ ответственности финансовых институтов перед клиентами и клиентов перед финансовыми институтами, владение минимальным финансовым словарем, формирование культуры финансового поведения и т.п. Здесь потребуется в том числе, использование определенных методов экономического познания: метод научной абстракции, метод сравнительного анализа, исторический метод. Не стоит упускать из виду поиск удобного способа ведения учёт доходов и расходов (и это не обязательно блокнот, есть приложения на Android, Iphone не менее удобные, можно вести в Excel или воспользоваться десктопными серьезными решениями, типа Family 11). 
2. Финансовое планирование. Предполагает поэтапное планирование: годовое, ежемесячное, еженедельное, ежедневное с постановкой для себя реальных классических целей или, к примеру, подобных: я, мои родители, в дальнейшем мои дети, внуки и всё поколение не будут просить хлеба у людей. Кажется, это слишком просто, даже примитивно, но это цель. Не быть бедным - это тоже одна из целей.  После постановки этих целей, чёткого, вполне разумного плана, которому неукоснительно следуешь, нужно переходить на новые ступени: никто из моей семьи не будет ходить пешком, никто не останется без жилья.  Все мы будем обеспеченными, довольными, счастливыми, уважаемыми людьми.  У меня будет своё дело, которое принесет радость, деньги и счастье. 
Планирование своего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] следует производить помесячно, здесь удобно пользоваться старым добрым методом конвертов: учитываем все свои расходы и доходы, далее расходы разделяем на группы (главное, не внести путаницу, а значит не увлекаться количеством этих самых конвертов) и решить все свои проблемы в рамках, запланированных на это бюджетов из конвертов. В процессе планирования не стоит забывать и об оперативном управлении, позволяющем эффективно использовать денежные средства.
3. Финансовый контроль. Контролировать свои расходы на более коротком промежутке времени (менее недели) не имеет смысла, так как реальные расходы не столь равномерны. Если попытаться установить бюджет расходования своих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на день, то очень скоро станет очевидным, что это крайне неудобно. Некоторые продукты мы закупаем на неделю, так практичнее, при ежедневном бюджете будет постоянное столкновение со своими же ограничениями. Для того, чтобы отследить свои расходы на те, или иные товары (услуги), удобно использовать метод округления, а вот вести бюджет с точностью до копейки неразумно – это лишь усложнит управление своими финансами. Чем подробнее собираемая информация, тем больших трудозатрат она требует, а значит, необходимо подобрать для себя оптимальный вариант, чтобы информация была достаточно достоверной и в то же время трудозатраты на её сбор и анализ были минимальны.
С появлением «лишних» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] появляются новые проблемы. В таком случае планировать можно не только в пределах месяца, но и на более длительные сроки. Первое на что необходимо направить свои свободные средства – это создание резервного фонда, руководствуясь при этом здравым смыслом. Резервный фонд – это так называемая «подушка безопасности», размер которого каждый определяет самостоятельно, поскольку напрямую зависит от доходов, а они как известно у всех разные.
Закончив формирование резервного фонда, можно перейти к инвестированию. При инвестировании очень важным моментом является мотивация, чёткое понимание, на что откладываются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], легче отказываться от покупок «сегодня» в расчёте получить желаемое «завтра».
Пути реализации проекта:
- познавательная экономическая деятельность (получение необходимых знаний, выбор удобного способа ведения учёт доходов и расходов, посещение семинаров, вебинаров и курсов по повышению уровня финансовой грамотности);
- разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности обучающихся школ нашего города, их родителей;
- выработка правильных финансовых привычек и «денежного» мышления на личном примере;
- поэтапное финансовое планирование на примере личного бюджета;
- внедрение проекта в свою жизнь, апробация;
- создание информационных материалов, методических рекомендаций на школьном сайте, группе в социальной сети «ВКонтакте» по вопросам финансовой грамотности среди населения Благодарненского района и Ставропольского края, алгоритму составления финансового плана, особенностях его реализации на практике, в основе – проекта личного управления финансами «Управляй своими финансами» (результаты, достижения, «промахи», совершенствование и т.п.), в том числе и для организации интерактивного сопровождения;
- активное участие в подготовке мероприятий в школе для повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей в рамках предметных недель;
Предполагаемые результаты связаны прежде всего с повышением финансовой грамотности личной, обучающихся родной школы и школ города, родителей и трудоспособного населения района, овладение навыками и умениями в управлении личными финансами, ориентация в информации по финансовой грамотности, к тому же, размещение информации о проекте в сети Интернет позволит нам расширить круг единомышленников. А главное, работа над проектом, его реализация, помогут нам прийти к пониманию и всегда помнить о том, что грамотное отношение к своему бюджету - это не миф, а часть образа жизни, стимул к профессиональному, карьерному и личностному росту; навык, который делает достаток нашим верным спутником и гарантом уверенности в любой жизненной ситуации. Об этом говорят все успешные, обеспеченные и финансово независимые люди. И чтобы стать одним из них, нужно наконец-то заняться своим личным бюджетом.


 Манахова И.В. Финансовая грамотность населения – фактор роста национального благосостояния. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – 2011. - №5. – С. 41.
 Иншаков О.В. Наноэкономика и экономическая генетика. - Волгоград, 2014. – С. 36.











Љђ Заголовок 115