Определённо-личные и обобщенно-личные односоставные предложения Конспект урока.

Определённо-личные и обобщенно-личные предложения
8 класс
Цели:
-обучающие: продолжить знакомство обучающихся с группами односоставных предложений и их особенностями;
-развивающие: развивать навыки умения определения групп односоставных предложений; развивать культуру речи, самостоятельное мышление; развивать умение работать в парах;
- воспитывающие: формировать коммуникативные навыки у обучающихся;
Воспитывать самостоятельность в принятии решений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточные карточки, учебник «Русский язык», 8 класс под редакциейЛ.М.Рыбченковой,О.А.Александровой,О.В.Загорской,А.Г.Нарушевич
Ход урока
I.Орфоэпическая разминка. Приложение 1
( На каждом уроке дети работают над правильным произношением слов. Раздатки лежат у каждого ученика. Подготовка к ЕГЭ)

II.Актуализация опорных знаний учащихся.
На интерактивной доске дано тренировочное упражнение:
Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Подчеркните сказуемые, выделенные слова разберите по составу.
Мудрого и без слов узнают. Не всякий гриб в лукошко кладут. Умную голову поч.тают( с ) молоду. От добра добра (не) ищ.т. Рваным неводом рыбу (не) ловят. От хлеба-соли (не) отказывают.ся.
III. Мотивация учебной деятельности.
Вопрос к учащимся.
- Что общего между определённо-личными и обобщенно-личными предложениями?
Самостоятельная работа ( Тест на интерактивной доске)
1.Запишите номер и букву односоставного предложения: А. Вперевалку шёл со льдин в магазин один пингвин. Б. Предложили здесь пингвину очень мягкую перину. В. Повсюду царит тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком.
2.Укажите определённо-личное предложение:
А На свежем воздухе нам всегда хорошо спалось. Б. Прошло около двух дет. В.Помоги мне, пожалуйста, собрать вещи.
3. Укажите обобщённо-личное предложение:
А.Вылет задержали на сутки.
· Б. На чужой стороне и сокола зовут вороною. В. Много интересного кроется в чаще леса.
Запись в тетрадях: 1.Б, 2.В., 3.Б.
IV.Вывод.
Определённо-личные предложения имеют один главный член предложения – сказуемое:
Обобщенно-личные предложения обозначают действия любого лица :

обозначает действие определённого лица;
сказуемое выражается в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения или глаголом в повелительном наклонении.
сказуемое выражается в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения или глаголом в повелительном наклонении, может глаголом 3-го лица
Эти предложения типичны для пословиц , поговорок, афоризмов и высказываний с обобщённым смыслом.

V.Работа с учебником.
Сообщение учителя.
В определённо-личных предложениях часто используется обращение, которое не следует путать с подлежащим.
Выполните упражнение 144. В односоставных предложениях выделите сказуемое и обращение, расставьте недостающие знаки препинания.
Самостоятельная работа .Упр.144 с.94
VI.Фронтальная проверка.
VII.Развитие речи. Работа в парах.
Продолжи текст так, чтобы получился диалог из 6-8 реплик. Употребляй определённо-личные предложения.
-Принёс книгу? -Принёс. - Всю прочитал?
VIII. Фронтальная проверка.
IX. Домашнее задание подобное : продолжить текст, чтобы получился короткий рассказ из 7-8 предложений. Упражнение 146, с. 94.
Итог урока.
-Как отличить определённо-личные предложения от обобщенно-личных?
Для подготовки к уроку использовались материалы:
Учебник «Русский язык», 8 класс под редакциейЛ.М.Рыбченковой,О.А.Александровой,О.В.Загорской,А.Г.Нарушевич, методическое пособие «Русский язык», 8 класс под редакцией Г.Б.Богданович, Э.М.Сапожниковой; «Русский язык» Мастер-класс. Ж.В.Пилипенко