Проект по ОРКСЭ Дорого яичко ко Христову дню


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»

Исследовательский проект по
Основам религиозных культур и светской этике
«Дорого яичко ко Христову дню»

Автор: Клабукова Кристина
ученица 4-А класса
МБОУ «СОШ №5» Многопрофильная»
научный руководитель:
Торопинина Инна Александровна
учитель начальных классов
первой категории
МБОУ «СОШ №5» Многопрофильная»
г. Нефтеюганск, 2015
Дорого яичко к Христову дню
Клабукова Кристина Николаевна
Тюменская область Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра г. Нефтеюганск
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №5 «многопрофильная», 4 «а» класс
«Аннотация»
Цель исследования: выяснить, каким дополнительным смысловым значением обладало пасхальное яйцо.
Объект исследования: пасхальное яйцо.
Задачи:
Изучить существующий в литературе материал об истории возникновения и развития искусства оформлять пасхальное яйцо.
Изучить орнаменты и особенности цветового решения пасхальных яиц.
Классифицировать виды росписи пасхальных яиц.
Разработать авторский вариант оформления пасхальных яиц, адаптировать его в современной жизни.
Методы:
Анализ научной литературы.
Классификация
Анкетирование.
Интервью.
Анализ полученных результатов.
Гипотеза: предположим, что на Руси крашеное яйцо кроме символа Пасхи обладало дополнительным смысловым значением.
Вывод по работе:
Познакомилась с историей, традициями, различными техниками росписи пасхальных яиц.
Разработала авторский вариант оформления пасхальных яиц (писанок).
Провела мастер-класса по оформлению пасхального яйца, познакомила одноклассников с историей пасхальной росписи.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
Исторические особенности возникновения пасхальных яиц 5-7
Символика писанки 7-9
Сравнение «писанка» с другими техниками росписи пасхальных яиц
ГЛАВАII. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Разработка авторского вариантов оформления писанок 10-11
Анкетирование, проведение мастер-класса « Славянская писанка» 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 13-16

Введение
Актуальность:  Иногда люди говорят в своей речи слова, фразы, выражения, в значение которых мы не вдумываемся или вдумываемся, но недостаточно глубоко. Простая ситуация из моей повседневной жизни стала не только доказательством этой простой истины, но и поводом написания исследовательской работы. Однажды на уроке православной культуры мы разбирали крылатые слова и выражения, связанные с религиозной темой. Кто-то из ребят вспомнил и объяснил известную поговорку «Дорого яичко ко Христову дню». Я задумалась над тем, почему в этой поговорке яйцо называют дорогим? Возможно, пасхальное яйцо раньше считалось самым дорогим подарком на Пасху? Но ведь и раньше, и сейчас этот продукт не является одним из самых дорогих в нашем рационе. В далёкие времена в каждой крестьянской семье были домашние куры, и значит, яйца на столе не были в диковинку даже для простого народа. С другой стороны, если говорить о символах Пасхи, то не только яйца символизируют этот праздник, но и куличи, пасхальный кролик. Почему же дорого именно яичко? Я решила разобраться в этом вопросе в своей исследовательской работе.
Гипотеза: предположим, что на Руси крашеное яйцо кроме символа Пасхи обладало дополнительным смысловым значением.
Цель исследования:
выяснить, каким дополнительным смысловым значением обладало пасхальное яйцо.
Объект исследования: пасхальное яйцо.
Задачи:
Изучить существующий в литературе материал об истории возникновения и развития искусства оформлять пасхальное яйцо.
Изучить орнаменты и особенности цветового решения пасхальных яиц.
Классифицировать виды росписи пасхальных яиц.
Разработать авторский вариант оформления пасхальных яиц, адаптировать его в современной жизни.
Методы исследования:
Анализ научной литературы.
Классификация
Анкетирование.
Интервью.
Анализ полученных результатов.
Глава I. Теоретическая часть
Исторические особенности возникновения пасхального яйца
Яйцо почиталось многими народами мира. В славянской традиции яйцо - источник и жизни и смерти. На Руси традиция красить яйца возникла задолго до христианства. По археологическим данным традиции росписи яиц более пяти тысяч лет. С наступлением весны славяне красили вареные яйца в разные цвета. По представлениям наших древних предков птичье яйцо было символом Вселенной, Солнца, жизни, воскресения, возрождения.  С незапамятных времен наши предки рисовали (писали) на яйце знаки дождя, земли, воды, солнца и огня. Так и возникли писанки. Традиция писанки была ранее распространена среди всех славянских народов от Южного Урала до Одера.
Чистое гладко покрашенное или украшенное узорами яйцо приобрело символическое религиозно-обрядовое значение еще задолго до христианства. У многих народов сохранились предания, в которых яйцо является источником жизни, света и тепла, даже зародышем всей Вселенной. Существуют также многочисленные варианты легенд, объясняющих бытование писанок во время Пасхальных праздников, связывают возникновение традиций росписи писанок с евангельскими событиями (страстями Христа) и т.п.
С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресение иисуса Христа как символа всепрощения. Писанки использовали как опредмеченный символ любви, даря их юным. В народной медицине ими "выкачивали" болезни. Освященные писанки закапывали в землю /на высокий урожай/, клали в гроб, в ясли для скота. Шелуху с писанки бросали "на счастье" на крышу дома и др.
Писанки изготовляли весной, перед Пасхой, сельские девушки и женщины, монастырские монахи и иконописцы, городские барышни, пекари и прочие. Поэтому и техника декорирования отличалась. В селе яйца красили в один цвет, иногда выцарапывали узоры, орнаментировали воском и красили в несколько цветов, тогда как в городе прибегали к различным искусственным способам — наклеивали куски цветной бумаги, фольги, ткани, нити и т.п. Писанки в основном изготавливали для себя и лишь изредка для продажи на ярмарке.
Еще в прошлом веке писанка сопровождала человека от рождения до смерти. Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Существовал обычай класть писанки в колыбель младенцу, желая новому жителю Земли здоровья и благополучия. Младенцам несли писанки, написанные на белом фоне, так как белый цвет считался символом небесной чистоты. Согласно этнографическим данным, писанки были обязательным атрибутом погребальных обрядов и поминальных трапез. При погребении умершего писанки клали в могилу.Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище. Через писанку знакомились и проявляли свои чувства: девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками.
Роспись писанки раньше считался магическим обрядовым действием. Тех, кто занимался росписью яиц славянской писанкой, называли писанчарки. Настоящая мастерица рисовала орнамент сразу, не нанося предварительных контуров. Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки.  Инструмент для расписывания яиц воском в разных районах России и Украины называли по-разному: писальце, писачок, кистка. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка. Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а на проросшем овсе – то для родителей.
Крашеные яйца славяне хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.
Считалось, что писанка защищала от болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Неряшливо расписанное яйцо силы не имело. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанку нельзя было продавать, а даровать – значило честь оказывать.
Признание писанки как уникального искусства впервые прозвучало в сообщении антрополога Федора Вовка на втором археологическом съезде в Киеве в 1874 году. Этнографы Оскар Кольберг и Николай Сумцов составили альбомы с изображением росписи , на основе которых действительный член Российского Географического общества С.К. Кульжинский в 1889 году издал первый каталог писанок .В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок.
Ещё в начале XX века «писанки» были очень популярны и любимы. Расписыванию яиц посвящали много времени, за этим занятием семья проводила весь вечер Великого Четверга, так как в Страстную Пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой Субботы на Воскресение освящали. «Писали» яйца специальными цветными красками и специальными маленькими крючками из тонкой проволоки. В наши дни традиция расписывать писанки живет на Украине, в Белоруссии, в некоторых странах Восточной Европы (в Чехии, Словении, Моравии). В России эта традиция только возрождается.
1.2 Символика писанкиПисанка у всех народов всегда носила не только декоративный характер. К ним относились как к сильным оберегам.
В основе орнамента писанки лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат и центр, в виде креста, дерева, 8-образного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница. Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы. Исследователи считают, что писанка  имеет более 100 символических рисунков. 
Я составила таблицу, систематизирующую символы писанки:
Символ Изображение Кому адресован символ Что символизирует
Солнце мужчинам женщинам
детям пожилым людям единство
мир
правосудие
процветание
Крест Пожилым людям мирная жизнь духовность
долголетие
Древо жизни мужчинам женщинам
детям
пожилым людям семейное счастье
взаимопонимание (каждая веточка –родственник)
Трикветр мужчинам женщинам
плодородие
Божья рука мужчинам женщинам
пожилым людям прозрение
разум
самопознание
Петух Сигма -уж детям радость, движение познание мира
Берегиня женщинам спокойствие в доме, благополучие
Дубовый лист мужчинам мужество отвага смелость
Кукушка
Цветок
Семёрка
мужчинам
женщинам Любовь взаимопонимание
уважение
Цвета писанки тоже имели определённое символическое значение:
Красный цвет - радость жизни, любовь. Жёлтый - небесный свет, урожай. Зелёный - жизнь, воскресение природы. Голубой - чистоту, здоровье. Коричневый - мать-земля, плодородие. 
 
Чёрный - тьма, но и цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев - огородников.
 
Белый - чистота, символ рая и безгрешности, по одной из легенд они отображают следы от кнута на теле Христа. 
1.3 Сравнение «писанка» с другими техниками росписи пасхальных яиц
Роспись яиц за долгие годы приобрела форму искусства. Расписные яйца не уступают в  популярности русской матрешке. Изучая литературу по данной теме, я узнала, что на Руси кроме писанок народные умельцы расписывали пасхальные яйца в технике крапанка, малёванка, дряпанка, крашанка и др.
Я решила проанализировать и сравнить при помощи таблицы различные техники росписи пасхальных яиц.
Техники росписи пасхальных яиц
Название техники Фото Описание
техники росписи Символизм Трудоёмкость
Писанка Роспись пасхальных яиц с нанесением + Крашанка Яйцо, окрашенное в один цвет без узоров - Малёванка Яйцо, расписанное красками с нанесением придуманного мастером узором - Крапанка Однотонное яйцо с разноцветными крапинками плодородие Дряпанка Однотонное яйцо это, на котором орнамент процарапан острым предметом - -
Мотанка Яйцо, обмотанное цветными нитками
- -
Яйчата Декоративное яйцо, украшенное бисером, драгоценными камнями, вырезанное из камня или дерева - +
Глава II. Практическая часть.
2.1 Разработка авторского варианта оформления писанки.
В процессе исследования я настолько заинтересовалась изучаемой темой, что решила побыть в роль писанчарки и приготовить подарки – писанки к Пасхе каждому члену своей семьи. Для этого я разработала авторские варианты оформления писанок, учитывая пол, возраст, индивидуальные особенности родственника:
Цвет Орнамент Эскиз оформления
МАМА Жёлто-оранжевый
(свет, тепло, любовь) Древо жизни (вазон)- семейное счастье,
взаимопонимание
ПАПА Чёрный
(строгость,плодородие земли) Дубовый лист- мужество, отвага, выносливость
БАБУШКА Коричневый
(зрелость, мудрость) Спираль – долголетие,
здоровье, гармония
СЕСТРА Зелёный
(молодость, расцвет) Цветок (бутон)- развитие, радость познания
Для мамы я выбрала жёлто-оранжевый фон писанки, олицетворяющий свет, тепло домашнего очага, орнамент – древо жизни. Своим пасхальным подарком я пожелаю маме семейного благополучия и любви.
Для папы писанка чёрного цвета – он любит заниматься дачными работами, а этот цвет символизирует плодородие, дубовый лист символизирует мужественность и отвагу.
Бабушке я пожелаю с помощью своей писанки здоровья и долголетия, а сестре- успехов в учёбе. Вот и готовы подарки к Пасхе!
Теперь фраза «дорого яичко» приобрело значение «сделано с любовью с самых близких и дорогих».
2.2 Анкетирование, проведение мастер-класса «Славянская писанка»
В начале своего исследовательского проекта я провела среди одноклассников анкетирование, задав вопросы о традиции окрашения яиц на Пасху. Были заданы следующие вопросы:
1. Красите ли вы яйца на пасху?
2. Как обычно вы оформляете пасхальное яйцо?
3. Придаёте ли вы значение цветовой гамме пасхальных яиц?
4. Известно ли вам о старинной росписи пасхальных яиц?
5. Известен ли вам тот факт, что пасхальное яйцо является подарком на праздник?
Опрос показал, что из 20 опрошенных, окрашивают яйца на Пасху во всех семьях. Придают значение цветовой гамме пасхальных яиц 5 семей. Яйца оформляют по-разному: наклейками - 9 опрошенных, просто окрашивают в разные цвета -10, в одной семье оформляют яйца бисером. А вот про старинные росписи пасхальных яиц не знает никто. Тот факт, что яйцо является пасхальным подарком известно только 6 участникам опроса.
После полученных результатов я поняла, что мне просто необходимо поделиться интересными знаниями, открытиями, умениями со своими одноклассниками. Я провела мастер-класс, на котором рассказала о разных видах росписи пасхальных яиц, особое внимание уделила писанке, особенностям её орнамента и назначения. Ребята под моим руководством первый раз в жизни не просто красили яйца, а создавали пасхальный подарок - пожелание родным и близким.
В ходе своего исследования я выполнила поставленные задачи:
Познакомилась с традициями росписи пасхальных яиц.
Разработала авторский вариант оформления пасхальных яиц.
Познакомила учащихся 4-а класса с историей пасхального яйца, провела мастер-класс по его оформлению.
И, наконец, разгадала несколько значений словосочетания «дорого яичко» , во- первых яичко дорогое , потому что сохраняет традиции наших предков, во-вторых – оберегает и защищает, и в – третьих, дорогое , потому что сделано и подарено с любовью родному и близкому человеку.
Список использованной литературы
Иваницкая З.Н.. Искусство писанки. – М.: Просвящение, 2009.
Рогов А.И., Парменов А.Г. Энциклопедия православной святости. Т.2. - М.: Лик пресс, 2008.
Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Альбом. – М.: Интербук-бизнес, 2009.
Сайты:
http://pthings.ru/portal/pisanka2http://www.artortodox.orgpasxa.eparhia.ru
Приложение №1

Приложение №2
Основные символы писанок
Приложение №3
Поэтапное нанесение узоров и основных элементов писанок

Приложение №4
Основные мотивы славянкой писанки
Растительные символы Символы солнца
Приложение
Список использованной литературы