Как пробудить интерес школьника к русскому языку и литературе?


Как пробудить интерес школьника к русскому языку и литературе?
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.
Идея исследовательского принципа не нова. Однако серьезно школа подошла к решению этой проблемы после создания экологического центра «ЭКОС», который был открыт в мае 1996 года. Учащимся предоставляется возможность работы за персональным компьютером, в их пользовании локальная сеть и сеть Интернет, цифровой фотоаппарат, принтер, сканер, лабораторное оборудование.
В рамках работы центра проинтегрирована урочная и внеурочная деятельность, в которую входят уроки, факультативные занятия, элективные курсы, творческие объединения, конкурсы и др. Грамотно организованная внеурочная работа помогла показать науку в действии, в процессе которой ученик и учитель совместно совершают какое-либо открытие. Такое открытие вдумчиво и осмысленно. В процессе работы учащиеся высказывают свои пути решения проблем и предлагают разные варианты объяснений увиденного. Тогда можно вместе проанализировать полученные результаты, объяснить сущность, найти ответы на еще неизведанное.
В нашей школе уделяется большое внимание вовлечению учащихся в исследовательскую работу. Для младших школьников работает кружок «Почемучки». Учащиеся средних и старших классов занимаются в кружке «Хочу всё знать» и школьном научном обществе «Новые люди нового времени».
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна работа на уроке, но они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Учащиеся средних классов занимаются исследовательской работой по комплексному принципу. Старшие школьники, помимо собственных исследований, помогают учащимся среднего звена в их научных изысканиях.
Поэтому наш коллектив ставит перед собой цели:
расширение кругозора учащихся в различных областях;
выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
активное включение детей в процесс самообразования и саморазвития;
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях.
Педагогический коллектив оказывает реальную помощь в решении следующих задач:
- овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
- почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
- научиться методам и приемам исследования;
- стать пропагандистом в значимой для себя области знаний.
Исследовательская работа позволяет каждому испытать, испробовать, выявить и активизировать хотя бы некоторые из своих склонностей. Дело педагога - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.
Приобщение талантливых и способных ребят к исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для самообразования. Речь идет об исследовательской деятельности, как самостоятельном компоненте образовательно - воспитательного процесса.
Ежегодно в школе проводятся акции различной тематики и традиционные праздники, которые дают возможность школьникам проявиться в творческом плане. Старшеклассники участвуют в районных, областных, Всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, проводят презентации, представляют творческие отчеты, организуют выставки.
Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьных конференциях по защите избранных тем. Каждый год в марте месяце проходит районный конкурс творческих исследовательских работ школьников. По итогам конкурса награждаются лучшие участники дипломами и грамотами.
В ученической среде в настоящий момент прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности, а этому, в свою очередь, активно способствуют создаваемые на базе школ научные общества учащихся (НОУ).Научное общество «Новые люди нового времени» в МБОУ СОШ № 3существует с 2008 года, и основу его составляют ученики с 1-11 классы. Тематика исследований связана с различными школьными предметами. НОУ на своих заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в учебно-воспитательном процессе, а также направление наиболее значимых работ на районные, областные и Всероссийские конкурсы.
Ежегодно педагоги и обучающиеся школы принимают активное участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио». В школе ведется мониторинг активности учителей и обучающихся, где прослеживаются результаты учеников в районных, областных, региональных, российских и международных конкурсах.
Мы не ждем от школьников открытий в области большой науки, для нас важно и ценно то, что каждый из участников путем самостоятельного исследования делает свое открытие. Для многих участие в исследовательской деятельности становится стартовой площадкой для пробы сил в других конкурсах.
Школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.