Исследовательская работа на тему 7чудес деревни Калашур


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«МКОК Лутохинская СОШ»
Исследовательская работа по краеведению
Семь чудес деревни Калашур
Киясовского района Удмуртской Республики
Выполнила: Вдовина Любовь- ученица 4 классаРуководитель: Вдовина Ольга Александровна-учитель истории
Оглавление
Введение
Семь чудес деревни Калашур
Дубровский могильник – археологический памятник
Чекан – языческий обряд
Родники
Красивые места-луга
Долгожитель деревни Калашур – Анисимова Людмила Кузьмовна
Почетный гражданин Киясовского района – Атеев Юрий Александрович
Фольклорный ансамбль «Чебер апайес»
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Что значит: Родина моя? Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой…
Потом пшеничные поля от края и до края.
Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.
(А. Н. Поляков)
С чего же зарождается любовь к Родине? Ответов на этот вопрос может быть множество, но каждый раскрывает понятие - малая родина. Для меня малая родина – это деревня Калашур Киясовского района. Здесь я родилась, сделала свой первый шаг, произнесла первое слово, начала познавать мир. Каждое дерево, тропинка, закоулок там мне особо дороги, родны и милы сердцу. С них я начала видеть прекрасное, замечать в обыкновенном самые необыкновенные вещи.
Мне, жительнице деревни Калашур, очень интересны малоизвестные страницы истории нашей деревни.
Всем известны семь чудес мира (статуя Зевса, Александрийский маяк, Висячие сады Семирамиды, Галикарнасский мавзолей, Египетские пирамиды, Колосс Родосский, храм Артемиды Эфесской). Именно эти семь чудес света описал в своей книге «Истории» грек Геродот.
К великому сожалению, никто и никогда не задумывался о чудесах нашей родной деревни, деревни Калашур, хотя у нас немало мест, которые можно было бы с гордостью показать всему миру.
Меня заинтересовал этот вопрос и, поэтому я поставила перед собой цель: найти и показать чудеса моей деревни, выявить из них 7 самых «чудесных», привлечь внимание к восстановлению и сохранению интересных объектов, заинтересовать жизнью интересных людей.
Из вышеназванной цели вытекают следующие задачи моего исследования:
провести социальный опрос учащихся МКОУ «Лутохинская СОШ» «7 чудес деревни Калашур»;
на основе опроса выявить «чудеса» деревни;
познакомиться с историей возникновения достопримечательностей,
познакомиться с людьми, прославившими нашу деревню.
Гипотеза: предположим, что в деревне Калашур есть достопримечательности, памятники природы, которые можно считать «чудесами» деревни и которые могут войти в группу «Семь чудес деревни Калашур».
Объект и предмет исследования: деревня Калашур, его достопримечательности, люди, прославившие нашу деревню.
Используемый метод исследования: анкетирование для получения информации и анализ полученных данных, беседа со старожилами деревни.
Источники информации: рассказы старожилов, интернет-ресурсы, книги.
Для исследования был составлен опросник, в котором просили учащихся и педагогов МКОУ «Лутохинская СОШ» назвать самые яркие достопримечательности нашего села.(приложение 1)
Основная часть
На очень красивом месте расположилась наша маленькая Родина – деревня Калашур. По рассказам стариков, первые поселенцы здесь появились после падения Казанского ханства. Южные удмурты тогда были его подданиками. И тогда они вместе с татарами стали на защиту своего государства и Арского княжества. Но силы были не равны. В 1552г. 6 сентября столица южных удмуртов Арск был взят войсками Ивана Грозного. Почему мы связываем историю своей деревни тем временем. Об этом рассказывала пожилая жительница деревни Мария Васильевна Камашева (ныне в живых уже нет). Ивана Грозного она называла Янсором, что он прогнал умуртов из их станицы. И так выходит возраст нашей деревни около 500 лет.
Название самой деревни произошло от удмуртского «Коло» - пояс и «шур» - речка. Действительно, деревенька словно опоясана небольшими речками. В деревне три улицы и по каждой есть речки – ключи. Река Шихостанка самая крупная из них, как бы разделяет деревню на две части. Деревня Калашур имеет еще два названия – Ямонаево и Вуж Тигырмен.
1 чудо - памятник археологии Дубровский могильник.
На левом берегу реки Шихостанки на самом крутом берегу под названием Горд Яр (Красная гора) находится Дубровский могильник, на котором студенты и преподаватели Удмуртского государственного университета проводят раскопки. Могильник относится к мазунинской археологической эпохе датируемой 3-5 веками новой эры. Захоронение обнаружено в 2009 году. С тех пор здесь изучено 45 погребений, которые располагались четкими рядами, вытянутыми с востока на запад. Это были одиночные могилы, хотя есть и парные. Большинство захороненных на могильнике составляли мужчины с инвентарем: это нож, иногда бусина. Но вот 4 погребения выделялись особо: рядом с ними обнаружены железные длинные мечи, удила и кожаные пояса с бронзовой гарнитурой. Эти атрибуты указывают на их принадлежность к воинам. Среди женских погребений выделяются захоронения молодых женщин и девушек в возрасте 13-25 лет в головных уборах, которые представляли собой в основе кожаную или берестяную полоску, украшенную бронзовыми прямоугольными пластинками-накладками, бисером и височными подвесками. Особой чертой погребального обряда мазунинцев считается присутствие в могилах «жертвенных комплексов». Это берестяные коробочки круглой или овальной формы с уложенными в них наборами из стеклянных бус и других украшений. Одним из обязательных предметов в таких наборах была бронзовая фибула - застежка. Они имели различную форму, но особо выделялись бабочковидные.
2 чудо – языческий обряд
Обряд Чекан истинно удмуртский обряд, который сохранился и проводится только в нашей деревне. Многие ученые-этнографы интересуются его историей и приезжают к нам в деревню в июне месяце, в день проведения этого обряда. Он исходит из глубокой старины. И этот обряд проводится между двумя деревнями – Выль Тигырмен и Вуж Тигырмен, где и ручей впадает в Шихостанку.(приложение 3) Проводится этот обряд после посевных работ, и только в високосный год. Старожилы объясняют это тем, что високосный год бывает тяжелым, трудным. Чтоб немного облегчить жизнь, народ обращался к умершим.
Как рассказала участница этого обряда Камашева Раиса Николаевна (см. приложение 2): «Начинался обряд с жертвоприношения. Раньше до войны, в жертву приносили жеребёнка, а сейчас уже можно приносить в жертву любой молодой крупно-рогатый скот. Скотину резали с вечера. А уже варить мясо начинали рано утром, в 4 часа утра. Старейшины двух деревень варили котел супа и два котла каши с мясом. А деревенские в это время стряпали, готовили всякие угощения. Близко к обеду люди очень нарядные шли к тому месту, где варились суп и каша. С собой брали стряпню, домашнее вино хлебное – кумышку.
Старейшины в большую чашу накладывали стряпню, суп, кашу, прося умерших, чтоб год был хлебным, удачным и сытным, чтобы между людьми был мир и уважение друг другу. И эта чаша относится старейшинами к ели. Туда же на тележке относится голова и ноги жертвенного животного. Старейшины возвращаются, а народ все угощается с ритуальными песнями. К возвращению старейшин у котлов сидит мужчина с полной чашей вина. Сначала возвратившиеся отведают это вино, потом чаша передается присутствующим против солнца.
Потом старейшина топором на земле делает начертание, обращаясь к умершим: «Что мы вас помянули, угостили, будьте благодарны и за нами не ходите, а когда надо мы сами придем».
Последний обряд жертвоприношения совершался в 2016 году.
3 чудо – родники
В нашей республике много родников, поэтому Удмуртия считается родниковым краем. И наша деревня не исключение. В лунке холмов бегут много источников вот название некоторых: Кереметошмес, Бадзым, Уча ошмес, Кионошмес, а сколько еще без названий, сколько появляются новых. И все они, журча и бурля, бегут в реку Шихостанку. Название родников связаны с названиями самих мест. Например, Кереметаошмес, потому, что родник свой исток начинает с Керемета – места языческого моления. Керемет – злобное божество, которому приносили белого быка и на этот обряд собирались родственные удмуртские деревни.
Так же Чекан ошмес связан с молельным местом Чекан. В честь него старики приносят в жертву жеребенка.
Байметошмес – назван в честь поселившегося здесь Баймета, возможно это и был одним из первых поселенцев на улице Ваннапал.
Шляпиньошмес – по поводу названия есть две гипотезы. Одни говорят, что тут стоял дом русского человека по фамилии Шляпин. Некоторые говорят, будто проходящий человек оставил на этом месте шляпу, подняли шляпу, а под ней оказался родник.
4 чудо - Красивые места-луга
Богата моя деревня красивыми чудными лугами. Самое знаменитое место – Кузьнюк. Оно известно не только в нашем районе, но и за пределами района. Сюда каждое лето люди из разных мест едут за клубникой, душицей. Притом здесь очень красивые холмы и долины, от вида великолепной панорамы окрестностей захватывает дух. Восток – название места, находящийся рядом со школой. В былые времена здесь был русский выселок Восток. Один из красивейших мест, особенно весной, когда тут все утопает в цветах и запахе черемухи, боярышника. С мая по июнь не умолкают соловьи. И не зря это место стало зоной отдыха, местом проведения праздничных мероприятий местного, районного и республиканского уровня.
5 чудо – наши сторожилы
Анисимова Людмила Кузьмовна родилась в 1930 году в деревне Калашур. Всю жизнь проработала в колхозе, до Великой Отечественной войны детьми ходили на прополку клевера в новое поле (Выль бусы). Детство пришлось на военные годы – это были самое трудное время. Семья была большая: отца и брата убили на войне, есть было нечего. С утра до вечера работали. Работала конюхом. Все лошади были на учете в военкомате, во время войны их увезли на фронт, поэтому вместо лошадей запрягали быков и возили сено из поля.
После войны работала свинаркой. Всю работу выполняли вручную: воду носили на коромысле, зерно из склада в мешках таскали на себе, навоз вывозили, силос завозили на санках. Вместо лошадей запрягали быков, чтобы привезти картошку на кормокухню, там ее варили для свиней. Чтобы затопить печи в кормокухне, сами распиливали бревна и кололи дрова.
Кем только не работала Людмила Кузьмовна: дояркой, сторожем, после ухода на пенсию, а еще воспитывала детей. Муж умер рано, а дети были маленькими. Всех надо было накормить, одеть, дать образование.
За свой многолетний труд Людмила Кузьмовна награждена.
6 чудо - Человек труда
Живет в нашей деревне ничем не примечательный мужчина - Атеев Юрий Александрович.
Он работал уже в колхозе со второго класса. Работал на заготовке сена для колхозного скота, был плугарем на тракторе со своим старшим братом. С детства очень мечтал стать капитаном корабля дальнего плавания, а по воле судьбы стал капитаном родных полей.
Более 40 лет Юрий Александрович проработал он в колхозе «Путь к коммунизму». Ему доверили трактор «Беларусь». Привыкший трудится с детства, он всем сердцем стал осваивать технику. Работал он на ферме, в поле, в лесу. С 1973 года по 1979 год он был звеньевым по выращиванию картофеля и получал хорошие урожаи. Все работы он выполнял добросовестно. «Очень хороший тракторист, трудолюбивый и старательный работник», - так писали о нём в районной газете «Знамя труда» от 20 января 1990г.
Его трудовые заслуги были отмечены почётными грамотами и значками: «Победитель соцсоревнования». В 1974, 1975, 1970 и 1977 годах, он был ударником 10 и 11 пятилеток.
20 января 1990г. Ю.А. Атеев был депутатом сельского совета, районного совета народных депутатов. Ответственно относился к выполнению наказов избирателей.
Он был участником торжественных собраний 60-ой, 70-ой и 84-ой годовщин государственности Удмуртии. Так же Юрий Александрович награжден Орденом Трудовой Славы 3-ей степени, Указом Президента Удмуртской Республики от 24 октября 2001 года он, машинист-тракторист сельскохозяйственного кооператива «Колос», занесён на доску почёта УР. А в 2004 году ему присвоено звание «Почётный гражданин Киясовского района» решением депутатов районного Совета.
7 чудо - Фольклорный ансамбль «Чебер апайес»
Фольклорный ансамбль «Чебер апайес» был создан в 2002 году. В составе ансамбля в начале было 7 человек. На сегодняшний день коллектив состоит из 18 человек. Все участницы женщины пенсионного возраста от 55 до 70 лет. Ансамбль «Чеберапайос» является активным участником всех проводимых мероприятий в Калашурском СДК. Также является неоднократным лауреатом районных фестивалей и конкурсов. Очень тепло принимали гостей с республики. Гостей из Эстонии, Финляндии, Карелии. По приглашению ансамбля «Зардон» с республики Марий-Эл побывали с ответным визитом на Карпыганской земле.
В репертуаре ансамбля много старинных песен, которые исполнялись только у нас в Калашуре. Также поют и авторские, русские песни. Очень часто обращаются за помощью в подборе старинных песен к долгожителям коллектива: Никоновой Валентине Васильевне, Камашевой Ксенье Павловне, Камашевой Александре Александровне, Ешкеевой Александре Гавриловне.
К ним приезжали студенты и руководитель ансамбля «Чипчирган» для записи старинных обрядовых песен, игр. Сделали видеосъемку, выпустили книгу «Тигырм егурьес» с диском их песен.
Заключение
Проводя исследовательскую работу по теме «Семь чудес деревни Калашур», я не переставала восхищаться находчивостью, сообразительностью, меткостью русского человека, моих земляков. Ведь практически в каждом памятном знаке отражена жизнь, быт, традиции деревни во всем ее многообразии.
Как видно из результатов исследования, в выборе самых значимых достопримечательностей села, в основном, жители села единогласно определили победителей.
Моя работа будет интересна моим сверстникам, потому что поможет им лучше понять своё село, свой народ, своих земляков, ведь достопримечательности села — это история села, история народа и история каждого из нас. Я надеюсь, что моей работой могут воспользоваться как ученики, изучающие свой край на уроках русского языка и географии, истории и литературы, так и учителя преподающие данные предметы и просто люди интересующиеся историей нашего деревни, его богатством и многообразием. Я буду продолжать изучение истории, географии, истории человеческой жизни, потому что мне дороги все исторические моменты моей Малой Родины. И пусть моя работа – это всего лишь мизерная часть нашей большой истории, но те сведения, о которых я узнала, останутся в моей памяти и сердце навсегда.
Калашур стал для меня летописью, где хранится история моего детства.
Так давайте же любить и беречь свой край, свою Родину!
Список литературы
1. Кенеш. Литературно-художественный и общественно – политический журнал, 2011, №1
сайт «Сарапул. Ру.»
http://retroman.ru/
Список информантов.
Анисимова Людмила Кузьмовна 1930 г Калашур
Атеев Юрий Александрович, д. калашур,1947 г.
Атеева Лидия Николаевна, Калашур, 1951,
Никонов Г.Н.Калашур, 1960,
Костенкова Г.П. Лутоха, 1951
Тронина А.В. Калашур,1935г
Приложение1

на первом месте - Дубровский могильник - археологический памятник;
на втором месте - Чекан – языческий обряд;
третье место – Родники;
на четвертом – Красивые места – луга;
на пятом месте - Долгожитель деревни Калашур - Анисимова Людмила Кузьмовна;
на шестом месте - Почетный гражданин Киясовского района - Атеев Юрий Александрович;
на седьмом месте - Фольклорный ансамбль «Чеберапайес»
Приложение 2



Приложение 3