Авторская разработка внеурочной деятельности на тему Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве..


Класс: 4
Предмет: внеурочная деятельность «Логика. Математика вокруг нас»
Продолжительность занятия: 45 мин
Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, видеоролик с физкультминуткой, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия № 10
Тема занятия: Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.
Цель для обучающегося: обобщить понятие «направление движения», рассмотреть взаимное расположение предметов в пространстве
Цель для учителя:
Систематизировать и обобщить представление обучающихся о «Напрвлении движения» как части геометрии; познакомить обучающихся с расположением предметов в пространстве; продолжить выполнять топологические опыты на практике.
Задачи:
Образовательные: (формирование познавательных УУД): выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; выделение общего и различного в изучаемых объектах, классификация объектов; применять модели для получения информации
Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (формирование коммуникативных и личностных УУД)
Развивающие (формирование регулятивных УУД ) умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям.
Тип занятия: первичное предъявление новых знаний. Форма занятия: лаборатория геометрических открытий
Опорные понятия, термины
Математика;
Геометрия; Движение; Пространство
Новые понятия:
Пространство
Этап урока и его цели Деятельность педагога Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организационный момент Приветствует обучающихся Приветствуют присутствующих Коммуникативные УУД
Актуализация знаний обучающихся.
Постановка целей и задач занятия. Проводит фронтальный опрос по понятиям: математика, геометрия; проверяет выполнение домашнего задания, организует постановку обучающимися целей и задач урока.
Первичная мотивация обучающихся - Выяснить имеющиеся у детей представления о нахождении объекта слева, справа, вверху, внизу, за, под, перед, между, внутри, снаружи.Строят речевые высказывания; формулируют цель и задачи урока Коммуникативные и регулятивные УУД
Основная часть
Первичное осмысление и закрепление знаний Организует самостоятельно - групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для ознакомления с новым материалом: 1) - Путешествуя на вертолете, мы увидели сказочное озеро.
Демонстрация плаката:

 - У него есть внутренняя область – это само озеро, граница – это стык берега и озера, внешняя граница – берег. - Мы сбросили с вертолета мешки 1 и 2. Куда они упали - в воду или на сушу?

2) - С какой стороны находятся окна в нашем классе? Дверь?3) - Что находится внутри, а что вне банки? 4) - Я стою в центре класса. Что находится слева (справа, впереди) от меня?5) Разучивание песенки:
Движение по кругу:
А я по лугу, а я по лугу,Я по лугу гуляла.(2р.)
Пританцовывая, поднять правую руку:
Ручку правую, ручку правую,Той, что я пишу,Подняла, подняла.
Шуточное движение "До свидания":
Ручкой левою, ручкой левою,Я подружке помашу,Я подружке помашу.
Договариваются о совместной деятельности, проводят опыты, приходят к общему решению Коммуникативные УУД
(Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Познавательные УУД
(Формирование умения выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; классифицировать понятия);
Регулятивные УУД
(формирование умения вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственных действий в случае расхождения результата с эталоном);
Личностные УУД
(Формирование интереса к познавательной деятельности, умения слушать и вступать в диалог).
Физкультминутка Показывает ребятам видеоролик с физкультминуткой Выполняют упражнения за веселым человечком Личностные УУД
(формирование мотивации к самосовершенствованию);
Коммуникативные УУД
(умение управлять своим поведением).
Закрепление изученного. Организует групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для закрепления нового материала.
- Рассмотри рис.№1 

- Дорисуй домик и раскрась его так, как тебе хочется.- Нарисуй справа от домика елку, а слева - березку. 
- Рассмотри рис.№2.

- Из трех кубиков красного, желтого, зеленого цветов мальчик выложил фигуру. Раскрась кубики так, чтобы красный был выше зеленого, а желтый кубик был справа от зеленого кубика
Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниямРабота у доски На доске рисунок:

 - На рисунке слева стоит домик зайца, а справа - домик щенка. Зайцу надо перейти к щенку так, чтобы каждая березка была справа от него, а каждая елочка – слева. - Нарисуем дорожку зайца:

Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниямПовторение изученного материала Организует повторение изученного материала Систематизируют и закрепляют полученные ранее знания Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Заключительная часть
- Послушайте шуточное стихотворение:
Филя и Муля – две умных собаки.Живут друг от друга они далеко.И, чтобы разлук изменить состоянье,Решили измерить они расстоянье.Но сами решить то задачу не могут!Позвали собачку Длину на подмогу.Спросили совета: "А как же нам быть?"Длина усмехнулась, зевнула, качнуласьИ стала от домика к дому ходить.Затем между ними она протянулась...А Филя и Муля глядят с изумленьем,И жаждут ответа они с нетерпеньем.Лежала Длина, от стыда не дыша,От горя не может подняться и встать.Она единиц измеренья не зналаИ не умела себя сосчитать.
Формируют и высказывают свои предположения.
Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Домашнее задание Объявляет домашнее задание
Придумай и выложи узор из спичек, зарисуй его в тетрадь. 
Нарисуй:
люстру в верхнем левом углу комнаты;
вазу с фруктами на столе;
красный носок на левой ноге свиньи;
зеленый носок на правой ноге свиньи;
тарелку под столом;
нож слева от стола;
конфету справа от стола;
ложку перед столом.

Рекомендация:
- Для правильного выполнения задания – прочесть  книгу С.Маршака "Кошкин дом".Подведение итогов
Рефлексия Организует подведение итогов и самооценивание обучающихся. Оценивают себя