Методические рекомендации по литературному развитию учащихся



2028190578421500Рабочая тетрадь к учебнику «Литература» для 5 класса по программе В.Я.Коровиной и др. издательства «Просвещение»
46990179578000Ученика 5 « » класса МАОУ «СОШ № 31» г. Сыктывкара
_____________________________________________________________________________________Здравствуй, дорогой пятиклассник!
Я очень рада встрече с тобой!
Поздравляю тебя с началом учебного года! Теперь ты пятиклассник!
Ты окончил начальную школу.
Тебя ждут новые открытия во «взрослой» школе.
Успехов тебе!
Твой учитель.
Тема 1. Сегодня мы вспомним те произведения, которые ты изучал в начальной школе, и наметим цели и задачи, которые мы будем достигать на уроках литературы в 5 классе.
А для того, чтобы вспомнить предыдущий материал выполни это задание: Соедини линиями произведение и его автора.
А.С.Пушкин «Аленький цветочек»
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Лягушка путешественница»
В.М.Гаршин «Аленушкины сказки»
С.Т.Аксаков «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Это задание достаточно легкое, поэтому максимальный балл, который ты можешь получить за его выполнение – 3 балла.
Проверь себя. Если ты выполнил задание без единой ошибки или допустил одну ошибку, то ты заслужил 3 балла.
Если же ты сделал верно только половину задания, то ты можешь выставить себе 2 балла.
Ну, а теперь идем дальше.
Ты многое знаешь о книгах. А сможешь ли ты определить части книги?
47433937556030235204014605002895602984500-1661711003935018313401990090039471602244725034861528016200293687525507950200723522967950
Запиши на вставках название той части книги, на которую указывает стрелка.
Затрудняешься? Воспользуйся подсказкой в словарике, который представлен ниже и называется «Части книги». Можешь выполнить эту работу в паре с другом.
Словарик «Части книги».
ПереплетПлотная оболочка книги, состоящая из передней и задней сторонок, соединённых в корешке. Более простая оболочка из бумаги или тонкого картона, как правило, односоставная, называется обложкой.
КорешокКрай книжного блока, где скреплены все технологические элементы издания (тетради книжного блока, каптал, ляссе и пр.)
ЛяссеЛенточка-закладка, узкая шелковая тесьма, один конец которой прикреплён к верхней части корешка.
Книжный блокСостоит из тетрадей, скрепленных между собой в корешке и обрезанных с трёх сторон.
КапталХлопчатобумажная или шёлковая тесьма с утолщённым цветным краем. Наклеивается на концы корешка для укрепления книжного блока.
ФорзацЛист бумаги, одной стороной приклеиваемый к внутренней стороне переплётной крышки, а другой - к первому листу. Соединяет книжный блок с переплётной крышкой.
Титульный листНачальный лист книги, на котором размещены основные выходные данные: название, автор, издательство и т.д.
НахзацТо же, что форзац, только в конце книги. Скрепляет книжный блок с задней сторонкой переплётной крышки.
Авантитул - (от фр. avant — перед и лат. titulus — надпись, заглавие) — страница, предшествующая титульному листу. Как правило, это первая или одна из первых страниц в книге. Как правило, на авантитул выносится часть информации с титульного листа — надзаголовочные данные (название организации, от имени которой выпускается издание, наименование серии), название издательства и (или) его логотип, иногда повторяют фамилию автора и заглавие.
Об этих и других элементах можно узнать из сборника «Я дружу с книгой» (Детская энциклопедия. АиФ. – 2009. – № 3).
А теперь – проверь правильность выполнения задания.
-6794503810
Тема 2. Устное народное творчество. Фольклор.
В переводе с английского – фольклор – это народная мудрость.
Задание 1. Вспомни, какие произведения относятся к жанрам устного народного творчества. Подчеркни их.
песня, рассказ, басня, пословица, поговорка, повесть, загадка, сказка

Задание 2. Прочитай определение.
Загадка – замысловатое описание предмета или явления, которое нужно разгадать, то есть назвать этот предмет или явление.
Отгадай загадки
Коми: О чем, ком Русские:
Через реку жердь перекинута.
Красное коромысло через реку повисло.
Зимой и летом в одной одежде.
Зимой и летом одним цветом.
Дом жителей полон, а окон нет. Без окон, без дверей полна горница людей.
Свинина из-под ели. Стоит Антошка на одной ножке,
кто его видит, всяк кланяется.
С длинным хвостом, с черной головой, белой грудью. Длиннохвостая она, со спины черным-черна.
Без рук, без топора, без ножа построена изба.
Без рук, без топоренка построена избенка.
Как ни идет, а задние
лапы всегда обгоняют
передние. Не барашек и не кот, носит шубу
круглый год. Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета.
Овец не перечесть,
поле не перемерить. Ночью высыпало
стадо, а к утру
его не стало.
На костяном колышке горшок с семью дырками торчит. Горшочек умен, семь дырочек внем.
Посреди моря лодка плавает. Ковш
Утка – в море, хвост - на заборе.
Семьдесят пять пальто и все без застежек. Капуста
Семьдесят одежек и все без застежек.
Маленький рыжеголовый мужичок всех заставляет плакать Лук
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его
раздевает, тот и слезы проливает.
Как сочинить загадку?
План:
Берем название предмета, о котором будем придумывать загадку.
Вспоминаем действия этого предмета. Что делает?
Вспоминаем признаки этого предмета. Какой он?
Подбираем слова, которые обозначают предметы очень похожие на него.
Записываем предложение, не называя сам предмет.
Например: Будем придумывать загадку про явление природы.
Снег.
________________________________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________
_______________________________________________________________
Попробуй придумать по плану сам одну загадку или о дожде, или о молнии, о туче, о солнце, о радуге.
1.________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________
Колыбельные песни.
Коми Русская
"Руй-руй, бай-бай,
Золотая моя гора,
Каменная моя стена,
Ноги твои обгонят оленя,
Пальцы твои проворнее белки,
Глаза твои не проглядят глухаря,
Охотничью добычу будешь доставлять полными возами,
Улов будешь привозить плотами...
Ты, мое солнышко, как пред иконой горящая свечка,
Ты, мое солнышко, как посреди неба мерцающая звездочка.
На ладонях ты лелеемый. Ты, как тень у окна,
Как куколка на коленях,
Для дома ты большая радость". Вспомни и запиши текст любой русской колыбельной.
Тема 3. Сказка – занимательное устное повествование с вымыслом, в котором добро побеждает зло.
Сказка в фольклоре – это устный рассказ о выдуманной истории, носящий фантастический, приключенческий, анекдотический характер.
Сказка – это создание народного воображения, их более 3000 в русском творчестве, самые древние – волшебные.
Сказки бывают народные и авторские.
Виды сказок:
О животных
Бытовые
Докучные
Волшебные
Кумулятивные, сказки – цепочки.
Сказки – предания
Особенности сказок:
Вымысел
Особые герои
Особые сюжеты
Особый стиль изложения
Сказочная манера
При изучении сказок задаются вопросы:
Что такое сказка?
Чем она отличается от рассказа?
Зачем люди придумали сказку?
Почему в сказке добро побеждает зло?
Сказки каких народов вы знаете? Какие? Как они называются? Понравилась ли вам эта сказка?
Какая это сказка: грустная или веселая? Почему вы так решили? Какие герои сказки, вам понравились? Какие нет? Почему? Почему герой попадет в трудное положение?
Кто, как и чем помогает герои? Мешает? Почему?
Какая в сказке природа? Злая или добрая? Красивая или нет? Помогает она или нет герою? Почему герой побеждает?
Какова главная мысль в сказке? Сравните сказку с похожей сказкой другого народа. В чем отличие, сходство? Какие герои есть в сказках? Есть ли одинаковые герои? Чем они похожи? Чем отличаются? Что общего в поступках героев коми и русских сказок?
Жили-были…. В каждой сказке прослеживается цепочка разных событий. Эти события могут быть такими:
1.Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве".2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории). 
               
               
               
               
               
               
               
 
Вспомни сказки, которые ты прочитал.
Запиши или зарисуй цепочку разных событий, описанных в этой сказке
Название сказки:_____________________________________
1.___________________________
2.______________________________
3.____________________________
4._________________________________
5._______________________________
6._____________________________
7.____________________________
8._______________________________
9._________________________________