Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»


2. Паспорт рабочей программы
Тип программы Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы Рабочая программа внеурочной деятельности
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа «Наглядная геометрия 1 - 2 класс» автор Ушакова Мария Валентиновна 2012г.
Категория обучающихсяУчащиеся 1 класса ГБОУ средней школы №700 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Сроки освоения программы 1 год
Объем учебного времени 34 часа
Форма обучения очная
Режим занятий 1 уроков в неделю
3.Пояснительная записка Актуальность.В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении математике ставится:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Внимание методической науки к проблеме геометрической подготовки учащихся 1 - 4 классов обусловлено результатами психологических исследований, в которых было доказано, что сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от 6 до 10 лет (И.С. Якиманская).
Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Геометрии важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника. Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. Развитие логики и интуиции делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.
Направленность программы: общеинтеллектуальное.
Основная цель-дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» - воспитание личности с нестандартным мышлением.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к начальному курсу геометрии,
-дать начальные геометрические представления,
-усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей,
- сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Занятия данного курса принципиально отличаются от обычных уроков, как по форме и содержанию, так и по целям, стоящими перед учителем и учащимися. Эти занятия способствуют развитию у детей речи, абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу. Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов, задач. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.
Теоретико-методологическую основу данной программы составили положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов); принцип ведущей роли обучения в развитии; методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике (Н.Б. Истомина); современная концепция развития пространственного мышления (И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович); взгляды методистов-математиков начальной и средней школы на начальное геометрическое образование (И.Ф. Шарыгин, Г.Д. Глейзер, Н.С. Подходова, В.А. Гусев, Н.Б. Истомина, И.М. Смирнова).
Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Занимательная математика», так как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах.
Достижение поставленной цели при изучении курса «Занимательная математика» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практической деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения; вариативности учебных заданий) в процессе выполнения учебных геометрических заданий. Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов; предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур, предметных моделей и их изображений); приемы выбора (реальных объектов заданной формы; геометрической фигуры на основе представливания и практической деятельности; развертки геометрического тела на основе соотнесения с предметной моделью или ее изображением); приемы конструирования (разных геометрических фигур при определенных условиях; предметных моделей по их изображению; реальной ситуации по ее изображению; геометрических фигур по представлению; приемы преобразования: (переход от развертки к геометрической фигуре (предметные модели); переход от изображения объемной фигуры к изображению ее развертки; поворот или вращение геометрических фигур на уровне практических действий).
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-9 лет.
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы –2 года.
Режим занятий -1 раз в неделю, во второй половине дня. Программа предназначена для учащихся 1-2 класса и рассчитана на 34 часа в 1 классе.
4.Содержание программы.
1-й класс
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (11 часов)
Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).
Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета.
Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.
Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов)
Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.
Сходство и различие прямой и кривой.
Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.
Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.
Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.
Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.
Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.
Использование циркуля для получения деталей аппликации («Снеговик», «Слоненок» и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля.
Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства.
Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).Симметричный орнамент в круге и квадрате.
РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)
Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).
Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.
Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.
Понятие о техническом задании и техническом рисунке.
Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).
Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).
Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).
Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели.
ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ (знакомство с объемными фигурами происходит в течение IV четверти)
Представление о геометрическом теле.
Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.
Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и «Поставь так же, как на рисунке».
5.В конце первого года обучения дети должны:
1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;
3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;
4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;
5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;
6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;
7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;
8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.
6. Учебно- тематическое планирование
Вводное занятие. Проверочная работа.
Сравнение фигур по различным признакам.
Классификация фигур по размеру и форме.
Классификация фигур по форме.
Треугольник.
Геометрические фигуры.
Сравнение фигур. Круг.
Сравнение фигур. Квадрат.
Геометрические фигуры.
Форма геометрических фигур.
Начальные геометрические понятия (16ч)
Симметричный рисунок
Точка, прямая.
Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.
Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.
Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.
Квадрат. Диагональ квадрата.
Геометрические фигуры (повторение)
Конструирование букв.
Конструирование лесенки.
Окружность и круг.
Диаметр круга и его свойства.
Радиус круга и его свойства.
Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей.
Симметричные фигуры.
Внутри и снаружи.
Замкнутая и незамкнутая.
Работа с конструктором (7ч)
Конструирование букв.
Конструирование лесенки.
Конструирование на основе многоугольника.
План. Конструирование мебели.
Что я знаю.
Что я знаю.
7.Календарно-тематическое планирование по наглядной геометрии
1 класс
№ Наименование тем Количество часов Дата проведения
Геометрические фигуры (11ч)
1 Вводное занятие. Проверочная работа.
1 2,3 Сравнение фигур по различным признакам.
2 4 Классификация фигур по размеру и форме.
1 5 Классификация фигур по форме.
1 6 Треугольник.
1 7 Геометрические фигуры.
1 8 Сравнение фигур. Круг.
1 9 Сравнение фигур. Квадрат.
1 10 Геометрические фигуры.
1 11 Форма геометрических фигур.
1 Начальные геометрические понятия (16ч)
12 Симметричный рисунок

1 13 Точка, прямая.
1 14 Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.
1 15 Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.
1 16 Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.
1 17 Квадрат. Диагональ квадрата.
1 18 Геометрические фигуры (повторение)
1 19 Конструирование букв.
1 20 Конструирование лесенки.
1 21 Окружность и круг.
1 22 Диаметр круга и его свойства.
1 23 Радиус круга и его свойства.
1 24 Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей.
1 25 Симметричные фигуры.
1 26 Внутри и снаружи. 1 27 Замкнутая и незамкнутая.
1 Работа с конструктором (7ч) 28 Конструирование букв.
1 29 Конструирование лесенки.
1 30,31 Конструирование на основе многоугольника.
2 32 План. Конструирование мебели.
1 33 Что я знаю.
2 Итого 34ч 8.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
-планируемые формы занятий, приемы и методы:
Индивидуальные, фронтальные, коллективные формы занятий;
познавательные игры (ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра), КВН, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, викторины, познавательные беседы, интеллектуальные марафоны и т. д.-перечень оборудования:
плакаты с изображением геометрических фигур, краски, бумага, кисти , ножницы, листы бумаги, линейки, карандаши, нитки и проволока для конструирования, пластилин, набор палочек, набор моделей геометрических фигур, набор острых и
тупых углов разного размера и цвета, раздаточный материал (плоские геометрические фигуры), модели циферблатов, циркуль, звукозаписи песен и сказок, кроссворды, ребусы, шарады, компьютер, мультимедийная приставка.9.Список литературы
Литература, используемая для разработки программы:
Жильцова Т.В, Обухова Л.А. Наглядная геометрия к программам Моро М.И., Петерсона Л.Г., Истоминой Н.Б., Александровой Э.И. –М., Вако, - 2004,
Алексеева С. Кто отгадает// журнал « Начальная школа»,№4,–2002.
Аржановская Н.В. Математический КВН//журнал«Начальная школа»,№8,- 2003.
Батова А.С. Графический диктант// журнал « Начальная школа», №9,–2003. Богданова Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии// журнал « Начальная школа», №10,- 2001.Глотова Э.А. Угловой градус// журнал « Начальная школа», №11,- 2001.
Краснова О.В. Первые шаги в геометрии// журнал « Начальная школа», №4,
– 2002.
Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях.- СПб.,- 2000
Подходова Н.С. Подготовка учителя к изучению геометрии// « Начальная школа», №1,– 2002.
Селиверства Н.Ю. Найди закономерности // журнал «Начальная школа», №5,
- 2003.
Соколова С.В. Оригами для дошкольников – СПб., 2003
Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике // журнал
« Начальная школа», №11,- 2002.
Тарасова О.В. Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике// журнал « Начальная школа», №5, – 2001.
Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас// журнал « Начальная школа», №5,- 2001.
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2002.
Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии// журнал « Начальная школа», №10, - 2001.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство. Рабочая тетрадь, издательство:Федоров Учебная литература,- 2004 .
Петерсон Л.Г. Геометрическое лото. Дидактическое пособие. 1 класс, -2009.
Волкова С.И., Столярова Н.Н.Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса.- М.: Просвещение, -1993г.
Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей /1-5 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, -1999.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб.: Литера,- 2002.
Береславский Л.Я. Азбука логики: Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием. – М.: Астрель, АСТ,- 2001.
10.Лист внесения изменений
Тема Причина корректировки Способ, форма корректировки Согласование с завучем