Театральный кружок на иностранном языке как способ организации полноценной учебной деятельности в условиях реализации субъектно-ориентированного педагогического процесса (методическая разработка)


Тутаев, 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………… 3
Характеристика личности, востребованной ФГОС. Актуальность СОПП в свете реализации ФГОС………………………………… 4
Методы и формы СОПП…………………………………………… 4
Театральная деятельность как способ реализации СОПП………………………………………………………………… 5
Реализация проекта «Театр на иностранном языке»………………… 7
Анализ полученных результатов……………………………………… 14
Заключение …………………………………………………………….. 15
Литература
Приложения
Введение
Запросы социума и производственной сферы к личностным и профессиональным характеристикам работника значительно изменились в последние 20 лет, демонстрируя тенденцию к сформированности творческих компетенций, самостоятельности, готовности к самообразованию в течение всей жизни, ответственному поведению.
«Новый человек» - ключевой элемент программы модернизации экономики страны, а соответствующая организация школы – принципиально необходимый элемент перехода на инновационное развитие страны. ФГОС предъявляет к выпускнику общеобразовательной школы отражающие эти тенденции требования: «инициативность, способность находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, готовность самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Стратегически развитие страны невозможно без масштабного использования субъектно-ориентированного педагогического подхода (СОПП) в образовании, поэтому его требования в обобщенном виде зафиксировано в ФГОС - государственном стандарте образования.
Следует признать, что в силу принципиального отличия СОПП, а также глубинно понимаемого личностно-ориентированного образования от традиционного репродуктивного, инерционности изменения стереотипов педагогов, косности нормативно-правовой базы, стиля управления мы не можем рассчитывать на быстрое распространение новых подходов. Задача – создать образцы реализации их в масштабе школ. В данной методической разработке описывается один из способов реализации субъектно - ориентированного подхода – театральный кружок на английском языке «Кураж». Работа состоит из введения, пяти частей и заключения. В частях 1-3 приводится теоретическое обоснование использования такой формы организации внеурочной деятельности по иностранному языку как театральный кружок, использование его как способа полноценной учебной деятельности в рамках субъектно-ориентированного педагогического процесса. В частях 4-5 описывается система работы по реализации данного подхода на базе МОУ СОШ №4 «Центр образования» и анализ полученных результатов.
Характеристика личности, востребованной ФГОС. Актуальность СОПП в свете реализации ФГОСПроизводительной силой современного общества становится работник не столько с умной головой, творческим мышлением, сколько с собственной индивидуальностью, богатством натуры. Причем индивидуальность это – умение быть самим собой, не ущемляя другого.
Тип учебно-воспитательного процесса, призванный ответить на такой социальный заказ, – личностный. Продукт этого типа – не человек с навязанной нравственностью, а индивидуальность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими, «распорядитель собственной воли» (или субъект по В.И. Слободчикову [10]». Термин «субъектно-ориентированный тип» представляется более адекватным. Но и здесь требуется пояснение. Любой ребёнок, впервые сказавший «я сам», уже является субъектом. Нас интересует личность, способная обоснованно ставить себе цель, планировать деятельность по её достижению, соорганизовываться с другими, отыскивать нужную информацию и ресурсы. Целью такого образования является человек с опытом субъектного уровня деятельности, который и формируется в субъектно-ориентированном типе педагогического процесса (СОПП).
С позиций системно-деятельностного подхода личность выпускника как образовательный результат является носителем опыта, который, как и освоенное учащимся содержание образования, имеет четырёхкомпонентную структуру. (Приложение 1)
Методы и формы СОППСубъектно-ориентированный педагогический процесс реализуется в индивидуальных образовательных траекториях, выстраиваемых самими учащимися. Речь идет не столько о выборе школьниками учебных тем, факультативов или даже «предметов по выбору», сколько о реализации претензий на выбор уровня освоения программы (читай: уровня образованности). Поэтому предполагается надпредметная организационная работа по выстраиванию индивидуальной «основной образовательной программы» (ООП) ученика, например, в рамках четверти, учебного года, которая придаст смысл и уточнит задачи изучения отдельных предметов школьником. Идеальной формой такой организационной рамки может быть образовательный проект подростка, сопровождаемый самостоятельно разрабатываемым портфолио (для себя) и отражающийся в параллельно ведущихся технологических картах, индивидуальных образовательных траекториях (для учителя).
Возможность выбора учащимся маршрута обеспечивает формирование субъектной позиции, которая подразумевает осознанный выбор. Через него формируется мотивация субъектного отношения к своей деятельности и жизни в целом. Важным является то, что педагог не может проектировать индивидуальный образовательный маршрут ученика сам, а должен мотивировать учащегося на самостоятельную разработку своей программы и оказать поддержку. Педагог предлагает задания и ситуации, требующие разного уровня самостоятельности (выбор вариантов, проблемное решение отдельных шагов или предоставить «полную самостоятельность»). Выбор за учеником.
Необходимость реализации индивидуальных маршрутов приводит к частичному отказу от классно-урочной системы, так как разбрасывает учащихся по содержанию и глубине его освоения.
Наиболее эффективными методами субъектно-ориентированного типа, которые могут использоваться в индивидуальных траекториях являются: проект, портфолио, дискуссионные технологии (дебаты), чтение, письмо для развития критического мышления (ЧПКМ), образ и мысль, педагогические мастерские, кейсы, игровые технологии и прочее. Общим и главным является то, что во всех инновационных практиках акцентируются те же шаги полноценной учебной деятельности субъектного уровня. Востребован весь арсенал современных образовательных технологий, позволяющих творчески и субъектно включать обучающегося в процесс. Важны и принципиально необходимы ситуации выбора (вопроса для ответа, роли в групповой работе, форм контроля, и прочее).
Театральная деятельность как способ реализации субъектно-ориентированного подхода
Как мы понимаем субъектность ребенка? Под субъектом образования, используя определение Е.Д.Божович , мы понимаем ребенка, который не только усваивает (осваивает и присваивает) содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта. Он сам регулирует свою познавательную деятельность на основе рефлексии не только результатов, но и процесса этой деятельности, имеет желание и возможность регулировать образовательный процесс на учебных занятиях, в своем классе и школе в целом. Регуляция и участие в конструировании процесса производится им сознательно и целенаправленно, включает не только рационально-логические, но смысловые аспекты. Эта субъектность не дает качества в его традиционном понимании: хорошей успеваемости и усвоения знаний. Субъектность может быть признана педагогами как задача только при ценности для них последующей жизни своих учеников, признании ими важности непрерывного образования, ценности проявления авторства в работе, творчестве, полнокровной жизни человека.
Главная задача предмета "Иностранный язык" - обучение общению через общение; активное усвоение детьми социального опыта в таких его составляющих как коммуникативная, аксиологическая, познавательная и деятельностная. Все это подразумевает субъективное отношение ребенка к объективному миру. Любое субъективное отношение к окружающему миру, особенно в сознании ребенка, представлено через его эмоциональную сферу. Эмоции напрямую связаны с образом "Я", что оказывает влияние на реальную жизнь ребенка и его будущее. Для того чтобы обеспечить интенсификацию учебного процесса и создать психологически комфортную атмосферу на занятиях по иностранному языку был сделан выбор в пользу театрального кружка на иностранном языке как формы организации внеурочной деятельности по иностранному языку. Определяясь с формой работы, я ставила перед собой ряд вопросов:
Как построить диалог с разными ученическими индивидуальностями и разными образовательными возможностями?
Как идти не от программы, не от себя, а от ребенка - от его интереса, от его активности, от его потребности. Как мы учитываем собственный выбор ребенка?
Как стимулировать познавательную активность ребенка? Как мотивировать ребенка на учебную деятельность?
Что нужно делать для того, чтобы ученик умел и не боялся предъявлять себя, высказывать свое мнение?
Как помочь ученику в достижении успеха? Наши находки и открытия. Как уйти от стандартной системы оценивания? Как эффективно оценить учебные успехи и образовательное развитие ребенка?
Как мы развиваем у детей способность общаться друг с другом, взаимодействовать друг с другом и понимать друг друга?
Может ли ученик стать реально ведущим на уроке? Возможно ли реальное сотрудничество и партнерство ученика и учителя?
Умеем ли мы учить детей тому, что нам самим интересно? Можно ли наши увлеченности поставить в центр нашей учебной деятельности и устройства школьной жизни?
Позиция ребенка в театральной деятельности такова, что он становится "не обыденным", "не предсказуемым" и тем самым "интересным", личностно значимым для самого себя. Учебная деятельность приобретает для него смысл средства, при помощи которого ребенок самоопределяется в этой позиции, постепенно принимающей характер естественной формы его повседневной школьной жизни. Эта "повседневность" переживается глубоко личностно, поскольку проживается как череда, больших и малых, но всегда уникальных событий, главное из которых - открытие ребенком самого себя и своих возможностей. В театральной деятельности ребенок потому и становится субъектом деятельности что:
не довольствуется объяснениями и иллюстрациями учителя, а под руководством учителя со все более возрастающей степенью самостоятельности прослеживает генезис нового знания (вопрос "откуда мы это знаем?" вполне естественен для такого ребенка);
не копирует образцы, задаваемые педагогом, а пристально анализирует основания чужих и своих собственных действий (при этом сомнению и критике может подвергаться и позиция педагога, если дети находят ее недостаточно обоснованной);
не является заложником учительского контроля и отметки, а способен сам адекватно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности;
не испытывает невротический страх перед ошибками, а рассматривает ошибки "лишний повод" для рефлексии и, следовательно, как потенциальные точки роста новой мысли (учится на своих и чужих ошибках);
не отвечает на вопросы учителя "в порядке отчета", а инициирует диалоги и дискуссии с учителем и одноклассниками, свободно включается в коллективное обсуждение учебных проблем;
не смотрит на учение как на обременительную повинность, а радостно переживает труд самореализации в школьной жизни.
Реализация проекта «Театр на иностранном языке»
На базе МОУ СОШ №4 «Центр образования» в 2013 году был создан театральный кружок «Театр на иностранном языке «Кураж»» в рамках творческого направления внеурочной деятельности. Курс был рассчитан на учащихся пятых классов. При выборе формы внеурочной деятельности – театральный кружок – мы основывались на возрастных особенностях младших подростков: потребность в достижении положения в коллективе, стремление найти верных друзей, стремление избежать изоляции в коллективе, повышение интереса к вопросу о соотношении сил, отсутствие адаптации к неудачам, ярко выраженная эмоциональность.
Целью проекта является повышение (предупреждение снижения) познавательной активности учащихся 5-х классов на уроках иностранного языка.
При постановке задач мы опирались на общие тенденции развития эмоционально-волевой сферы пятиклассников.
Мной совместно с педагогом-психологом было проведено психодиагностическое исследование уровня школьной тревожности, основываясь на результатах которого мы выделили основные проблемы учащихся 5-х классов:
страх самовыражения,
страх ситуации проверки знаний,
проблемы и страхи в отношениях с учителями. (Приложение 2)
Учитывая выявленные проблемы пятиклассников, мной были сформулированы следующие задачи:
Создать условия для успешной адаптации учащихся.
Снизить тревожность через создание ситуаций успеха.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
Развивать самостоятельность мышления учащихся.
Формировать языковые навыки;
Развивать речевые умения (чтение, аудирование, говорение).
Постановка спектакля – это творческий проект коллектива учащихся. После формулирования задач нашего проекта мной было разработано календарно-тематическое планирование и определены этапы реализации проекта. (Приложение 3)
Субъектно-ориентированный педагогический процесс предполагает прохождение учащимся четырех этапов деятельности:
мотивационный этап;
установочный этап;
этап реализации проекта;
этап презентации проекта.
На каждом этапе мной определялись образовательные результаты в виде компетенций, которыми должны овладеть учащиеся на конкретном этапе реализации творческого проекта и уровни освоения материала. (Приложение 1)
Мотивационный этап
Длительность этапа: 1 занятие.
Методы обучения: проблемно-поисковый, интерактивный.
Уровень освоения знаний: сущностный.
Степень полноты и осознанности деятельности обучающихся: все участники проходят этап осознанно.
Разнообразие выборов учеников: тематика деятельности в рамках выбранного направления, содержание обучения.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества;
формирование работы на результат.
Метапредметные результаты:
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Установочный этап
Длительность этапа: 1- 2 занятия.
Методы обучения: проблемно-поисковый, интерактивный.
Уровень освоения знаний: субъектный.
Степень полноты и осознанности деятельности обучающихся: все участники проходят этап осознанно.
Разнообразие выборов учеников: цель деятельности, план, способы реализации намеченного.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества;
формирование работы на результат.
Метапредметные результаты:
определение общей цели и путей ее достижения;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Этап реализации
Этап проходит в несколько шагов:
1-2 шаги
Знакомство с выбранным произведением. Формирование лексических навыков говорения. Введение новых ЛЕ
Чтение сказки на английском языке
Введение новой лексики, содержащейся в сказке.
Закрепление лексических навыков, отработка техники чтения текста сказки
Распределение ролей
Чтение сказки по ролям с использованием различных интонационных моделей.
Длительность этапа: 4-5 занятий.
Методы обучения: проблемно-поисковый, интерактивный.
Уровень освоения знаний: 1) формальный, 2) сущностный.
Степень полноты и осознанности деятельности обучающихся: все участники проходят этап осознанно.
Разнообразие выборов учеников: планируемый результат, способы реализации намеченного.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества;
формирование работы на результат.
Метапредметные результаты:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
В аудировании ученик научится:
понимать основную информацию услышанного (как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи);
вербально или невербально реагировать на услышанное;
понимать на слух разные типы текста.
В чтении ученик овладеет техникой чтения, т. е. научится читать:
с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;
с правильным логическим и фразовым ударением простые предложения;
основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);
Языковые средства и навыки пользования ими
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка;
соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слов, отсутствие смягчения согласных перед гласными);
соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении.
3-4 шаги
Занятия техникой речи и сценическими движениями
Освоение различных интонаций.
Построение движений.
Изготовление декораций ,костюмов
Изготовление костюмов персонажей.
Придумывание и изготовление декораций.
Длительность этапа: 10-15 занятий.
Методы обучения: практический, проблемно-поисковый, интерактивный.
Уровень освоения знаний: 3) творческий, 4) субъектный.
Степень полноты и осознанности деятельности обучающихся: все участники проходят этап осознанно.
Разнообразие выборов учеников: планируемый результат, способы реализации намеченного.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества;
формирование работы на результат.
Метапредметные результаты:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
В говорении ученик научится:
вести и поддерживать элементарный этикетный диалог;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
выражать отношение к прочитанному/услышанному.
В аудировании ученик научится:
понимать на слух речь учителя по ведению урока; связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания одноклассников;
вербально или невербально реагировать на услышанное;
понимать на слух разные типы текста (краткие диалоги, описания, рифмовки, песни).
Языковые средства и навыки пользования ими
Фонетическая сторона речи
Ученик должен научиться:
различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка;
соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слов, отсутствие смягчения согласных перед гласными);
соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении.
5 шаг
Монтировочные репетиции, прогоны (Приложение 4)
Подбор и запись музыки.
Самооценка постановки
Длительность этапа: 2-3 занятия.
Методы обучения: практический, проблемно-поисковый, интерактивный.
Уровень освоения знаний: 5) субъектный.
Степень полноты и осознанности деятельности обучающихся: все участники проходят этап осознанно.
Разнообразие выборов учеников: тематика деятельности в рамках направления, цель деятельности, план, способы реализации намеченного, планируемый результат, содержание образования, методы самоконтроля, Планируемые результаты:
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества;
формирование работы на результат.
Метапредметные:
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Анализ полученных результатов
К концу реализации данного проекта мы снова провели психодиагностическое исследование участников данного проекта с целью выявления изменений эмоционального - состояния детей. По результатам исследования мы сделали следующие выводы: наблюдается положительная динамика по всем трем выявленным проблемам вначале года. Снижение количества детей с высоким уровнем школьной тревожности. Страх самовыражения (с высоким уровнем) снизился на 67%. Наблюдается снижение количества детей с высоким уровнем страха ситуации проверки знаний на 100 %. Наблюдается снижение количества детей с высоким уровнем по шкале «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» на 31%.
Мной были условно выделены группы детей со слабым, средним и высоким уровнем познавательной активности по английскому языку. В течение года я наблюдала за поведением конкретных учеников на уроках английского языка. В результате наблюдений мною выявлены положительные изменения у детей с низким уровнем активности на уроке: они перестали бояться устного ответа, сделать ошибку при ответе, постепенно стали участвовать в парной и групповой работе на уроке. У детей со средним и высоким уровнем наблюдается повышение творческой активности и самостоятельности в групповой и парной работе, проявлении инициативы при выборе способа решения задач.
Мной было разработано и проведено анкетирование учеников и родителей с целью выявления степени удовлетворенности занятиями в театральном кружке. По результатам анкетирования учащихся было выявлено, что 87% ребят удовлетворены участием в театре, 13% дали ответ «по-разному». Сами учащиеся отметили для себя следующие изменения: 13% нашли новых друзей, 87% ребят смогли увидеть своих друзей с новой стороны, 33% смогли преодолеть страх публичного выступления и 13% перестали бояться сделать ошибку. 53% опрошенных не боятся высказывать свои мысли, чувствуют поддержку коллектива, 100% преодолели страх отказа в просьбе о помощи у учителя или ребят. 53% уверены, что будут участвовать в театре и дальше, 33% будут участвовать, если останутся их друзья. (Приложение 5)
По результатам анкетирования родителей учеников, посещающих занятия в школьном театре, было выявлено, что их дети рассказывают о школьной жизни (60% - часто, 40% - редко). Лишь 7% родителей не знали о занятиях ребенка в школьном театре. Родители стали замечать, что их дети стали чаще рассказывать о школьной жизни (40%), стали рассказывать о своих друзьях (33%), стали более вверенными в себе и спокойными (40%), стали с радостью ходить в школу (80%), чаще стали получать хорошие отметки и радоваться этому (47%). 24% родителей смогли посетить выступление своих детей. (Приложение 6)
Заключение
Главная задача предмета "Иностранный язык" - обучение общению через общение. Театральный кружок как форма организации внеурочной деятельности по иностранному языку и есть решение данной задачи. Анализ результатов деятельности театрального кружка дал нам ответы на вопросы, которые мы ставили в начале курса. Данная деятельность стимулирует познавательную активность ребенка, так как идет не от программы, а от интересов и потребностей ребенка. Инструменты формирующего оценивания помогают эффективно оценить учебные успехи и образовательное развитие учащихся. Психодиагностическое исследование и анкетирование доказало, что театральный кружок как способ полноценной учебной деятельности помогает добиваться личностных результатов в развитии ребенка.
Литература
Рекомендации по организации педагогического процесса субъектно-ориентированного типа / Методические рекомендации. Авторский колл. под научн. ред Юдина В.В. – Ярославль: ИРО ЯО. 2015 г. – 82 с.
Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника, как субъекта учения. 2000 г., (колл. мон.)Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/authors/a1697.shtml [Божович Е.Д.]
Краковский А. П. О подростках. – М.: Педагогика. 1970. - 272 с.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования.
Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. Авторский колл. Под. научн. ред. Н.Б.Крылова. М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 160 с.