Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Тема: « Обозначение мягкости согласных звуков на письме».
Цель урока: закрепить знания учащихся о правописании и обозначении мягкости согласных на письме.
Задачи: обобщить знания о правописании мягких согласных  и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, развивать речь, мышление, внимание, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, умение слушать друг друга, бережное отношение к природе.
                                            Ход урока.
1.Организационный момент . Чистописание.
      На доске написан ряд букв: Е Ё Ю Я  И  Ь.
-Найди лишнюю букву в данном ряду (лишний Ь- не обозначает звука)
-А ещё какую букву можно исключить?(И- т.к. остальные обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, Ь и Ъ )
-Однако у всех этих 6 букв есть общее свойство и об этом мы будем говорить на уроке.
-Запишите на строке эти буквы.
2.Сообщение темы и цели урока.
-Как вы думаете какая тема урока?  Обозначение мягкости согласных на письме.
Словарная работа.
            Зимой спит,
            Летом - ульи ворошит.
                              ( медведь)
  Как вы догадались?
Медведь – крупное хищное животное. Какие признаки можете назвать?
Каким медведь изображается в сказках? (неуклюжий, косолапый, глуповатый)-на  самом деле – медведь умный, ловкий, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает- его трудно догнать, Когда крадется к своей добыче- ни одна веточка не хрустнет под его лапами.
Почему это животное так назвали? (ест мед и ведает , то есть знает, где мед найти ).
Запись в тетради- медведь . Ставим ударение, Какую букву надо запомнить? Безударную гласную Е; Д-парная согласная, проверочное слово- медведи .Сколько звуков?-6.   Сколько букв? -7.            Почему букв больше, чем звуков? Мягкий знак звука не обозначает. А какую роль играет?(показывает мягкость согласного).
Развитие речи
Фразеологические обороты –это устойчивые выражения.
Когда так говорят ?
-Медведь на ухо наступил (отсутствие музыкального слуха).
- Будешь, как медведь лапу сосать (голодать).
 -Медвежья услуга (попытка сделать, что-то хорошее с плохим результатом).
 -Делить шкуру неубитого медведя (раньше времени говорить о результате дела , которое                          еще не сделано).
Запись в тетрадь : «Медведь на ухо наступил».
 Зеленым карандашом обозначьте буквы, которые обозначают мягкий согласный звук. С помощью каких гласных обозначается мягкость согласных на письме ?.
3.Физминутка.
 
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает , в сумочку кладет.
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою - топ!
4.Закрепление изученного материала.
-Выпиши слова в которых  есть  мягкие согласные : Коза , время ,Люся, кот,  гуси,  Миша .
-Придумайте и напишите свое слово с мягкими согласными.
Исправь ошибки.
В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.
Спишите одно предложение без ошибок.
Подчеркни мягкие согласные.
Какие буквы помогают нам обозначить мягкость согласных на письме?
5. Работа с учебником.
           стр. 88 № 165, 166.
Прочитайте  задание. Лось – крупное травоядное животное леса.
Спиши , подчеркни мягкий знак. Почему он здесь пишется?
Читаем правило: мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков..
6. Итог урока.
-Чему учились на уроке ?
-Как обозначают мягкость согласных звуков на письме ?

15