Конспект урока русского языка на тему бозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь (1 класс)

Управление образования Администрации
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5»




Конспект
«Урок – проект
по русскому языку
в 1 классе
«Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь.
День Здоровья»
УМК «Школа 2100»
(урок подойдёт к любому УМК»






Подготовила и провела
учитель I квалификационной категории
Сорк Маргарита Михайловна
Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь.
День Здоровья»

Цели:
Обучающая цель:
обобщить знания об обозначении на письме мягкости согласных букв
гласными буквами и мягким знаком;
продолжить работу с лентой букв;
Развивающая цель:
развивать умение видеть в словах «опасные» места;
повторить имеющиеся знания о составе слова;
работать над каллиграфией
Воспитательная цель: учить детей общаться и работать в группе,
сопереживать и помогать друг другу.
Оборудование: листочки, индивидуальные карточки, листы формата А3,
картинки, клей
Расположение парт в классе
х х




х


х






х
х

х


х

х
х


х


х

х
х

х


х

х


х




х


х


х
х


х
х


х
х






х


х









х


х





х х

Урок проводился 7 апреля, в день Здоровья
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
Сегодня у нас необычный урок. Работать вы будете не в тетрадках, а на отдельных листочках. А потом, все ваши работы вы наклеите на большой лист. А что у вас получится – мы увидим в конце урока
Формулирование темы урока.
Сегодня весь мир отмечает необычный праздник. А какой – вы узнаете, если выполните первое задание.
Сейчас мы с вами поработаем с лентой букв. Я буду давать задание, а вы по очереди вписывайте в карточку букву.
Если сделаете всё правильно, то получится слово
Д
е
н
ь











Пара буквы С (З)
Пара буквы Т (Д)
Посмотри на колесо и увидишь букву (О)
«Рычащая буква (Р)
Какой гласный звук мы слышим, когда долго тянем «Ё» (О)
Пара буквы Ф (В)
Буква, не имеющая звука и помогающая согласным стать
мягкими (Ь)
Йотированная буква, слог и слово (Я)
Какой же сегодня праздник? (День Здоровья).
Приклейте ваше название праздника на бумагу сверху, чтобы получился заголовок
Почему же так важно быть здоровым?
Закрепление пройденного

На Руси много пословиц о здоровье. Давайте познакомимся с ними
а) Составление предложений (у каждого ребёнка - карточка, половинка разрезанной пословицы. Надо составить 4 пословицы и положить их на газету. Подчеркнуть мягкие согласные
Каждый знает, что режим
людям всем необходим.

Солнце, воздух и вода -
наши лучшие друзья.

Долог день до вечера -
коли делать нечего.

3доровье
дороже богатства.


Давайте прочитаем, что у нас получилось (каждая команда читает по одной пословице, объясняет её смысл)
Молодцы. А теперь поработайте все вместе. Разгадайте слова
б) Работа со словарными словами (кроссворд)
3.м







4.м

о

1. к
а
п
у
с
т
а

л

р





л

2.о
г
о
р
о
д


и

к

с





н

о

с





а

По горизонтали:
Растение, овощ. Из него готовят салат, щи, голубцы. Его листья прикладывают к больному месту, чтобы вытянуть боль (капуста)
В нём выращивают овощи (огород)
По вертикали:
Бег на время (кросс)
Полезный напиток белого цвета, который получают от животного. Он укрепляет кости. Из него делают много продуктов (молоко)
Лесные или садовые ягоды. Их полезно употреблять вместе с чаем при простуде. Эти ягоды любит медведь (малина)
Давайте проверим, что у вас получилось. Поставьте в этих словах ударения, подчеркните безударные гласные
Ну что же, мы продолжаем с вами работу дальше. Посмотрите, какие весёлые смайлики у вас лежат. Что они нам приготовили?
в) Работа над мягкими и твёрдыми согласными
Я каждому из вас раздам карточку. На ней что-то нарисовано. Чтобы вам было легче, я прочитаю эти слова. На обратной стороне карточки вы красиво напишите слова, подчеркнёте в них твёрдые, мягкие согласные и гласные. Но сначала, давайте вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных е, ё, ю, я, и)? А ещё какая буква? (ь)
(у детей карточки, на которых нарисованы: йод, вода, солнце, воздух, витамины, зарядка, овощи, фрукты и большие смайлики. После выполнения задания всё это наклеивается на лист в виде солнышка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Проверка выполнения задания
Ну что же. А теперь пора немного отдохнуть. Но отдыхать мы тоже будем с пользой
г) Ф/м «Зарядка»
К нам в гости пришли доктора. Но необычные, а сказочные: Айболит и Медуница. Из каких сказок они пришли? Кто автор этих сказок? (К. Чуковский и Н. Носов)
Вам надо помочь этим героям. У вас лежат карточки со словами, в которых такой же корень, как и в именах докторов. Но несколько слов оказались лишними. Вы должны приклеить нашим гостям только те карточки с одинаковым корнем.
Пропедевтика новых знаний. Работа по нахождению однокоренных слов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
боль
больной
больница

заболел
Африка
болезнь

сова Бумба
Бармалей
мёд

медовуха
медовик
медовый

медведь
цветы
улей

пчела



(каждой команде даётся по одному сказочному персонажу и набор карточек со словами. Ребята должны приклеить вокруг героя только те слова, в которых корень БОЛЬ или МЕД)
ПРОВЕРКА: Айболит: боль, больной, больница, заболел, болезнь
Медуница: мёд, медовуха, медовик, медовый, медведь
Работа над каллиграфией.
Ну что же. Нам осталось последнее задание. Сейчас вы будете настоящими поэтами. Вы должны красиво переписать строчку стихотворения с карточки, а потом все вместе из ваших строчек составить стихотворение. Но писать надо очень –очень красиво.Чья же работа будет самая красивая, аккуратная? (стихотворение разрезано на 8 строчек. Каждый ребёнок переписывает с печатного текста одну строчку. Подчёркивают слова, где все согласные мягкие. Потом составляют стихотворение и наклеивают его на лист)
Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья Должен быть режим у дня. Следует, ребята, знать Нужно всем подольше спать. Ну а утром не лениться– На зарядку становиться!

У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня лень, С ней борись ты каждый день. Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой.


Кто ногтей не чистит И не подстригает, Тот своих знакомых Здорово пугает. Ведь с ногтями грязными, Длинными и острыми Могут очень просто вас Перепутать с монстрами.

Хорошо здоровым быть! Соков надо больше пить! Закаляться, обливаться, Спортом разным заниматься! По Земле гулять свободно, Красоте дивясь природной!!! Вот тогда начнёте жить! ЗдОрово здоровым быть!!!



Итог урока.
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в город Здоровья. Вы сделали красивые газеты. Давайте посмотрим на них. Вы узнали много пословиц о здоровье, стихи. А сейчас нас пригласили в гости пятиклассники на свой урок по Здоровью. Будьте всегда здоровы и следите за собой.




Литература:
Стихи о здоровом образе жизни: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Картинки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]