Обозначение мягкости согласных звуков на письме


Проект урока русского языка в 1 классе по системе Л. В. ЗанковаМ.А.Иванкина, учитель начальных классов НМОУ «Гимназия № 62»
Разработка данного проекта урока предназначена для учителей начальных классов.
На уроке использованы технологии контроля и оценки учебной деятельности А.Б. Воронцова и др.; частично-поисковый метод обучения; различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Данная организация учебного процесса позволила сделать учебное содержание предметом активной мыслительной деятельности каждого обучающегося, что способствовало не только формированию предметных умений, но и универсальных учебных действий, а также развитию учебной мотивации.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Тема урока: обозначение мягкости согласных звуков на письме
Цель урока обобщение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме
Задачи урока:
развивать умения обучающихся определять способы обозначения мягкости согласных звуков на письме;
развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; формировать действия контроля и оценки;
развивать у обучающихся коммуникативные умения.
Метод обучения по характеру познавательной деятельности: частично- поисковый (эвристический)
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Средства: учебник русского языка 1 класс, мультимедийная доска
Графические обозначения: У.- учитель, Д. –дети.
I этап: организационный
Задача этапа: обеспечить психологический и физический комфорт обучающихся для работы на уроке.
У. Урок русского языка начинаем. Еще одну тайну сегодня узнаем.
II этап: актуализация знаний и постановка учебной задачи урока
Задача этапа: активизировать познавательную деятельность обучающихся для решения поставленной цели; формировать умение самостоятельно формулировать задачу урока
У. Ребята, откройте свои тетради. Проверьте правильность их положения. Сели правильно. Запишем дату урока. Сегодня четвертое апреля. Пишем, «пропевая» каждый звук.
У. Проверяем написанное
Д. Делю дугами на слоги. Под буквами гласных звуков ставлю точки. В первом слоге а, во втором е, в третьем я. Ставлю ударение. Подчеркиваю орфограммы. В первом слоге буква безударного гласного а, в третьем - буква безударного гласного я.
У. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать очередную букву. Для того, чтобы вы узнали, что это за буква, вам надо узнать ее по характеристике способа написания.
(у детей на столах лежат листы с характеристикой способа написания строчной буквы я).
Один из обучающихся читает вслух:
Д. Кладем петельку на нижнюю линеечку рабочей строки, поднимаемся по крючковой линии до середины, пишем «секретик» и с 1/3 сверху ломаем «секретик» влево, задерживаемся на строке, опускаемся вниз по наклонной до середины, выполняем поворот на месте, поднимаемся по «секретику» до верхней линеечки, опускаемся по «секретику» вниз, поворот на месте, крючок до середины. Д. По характеристике способа написания буквы я догадался, что это строчная буква я.
У. Оцените ответ Олега.
Обучающиеся подают сигнал (вверх поднятый большой палец - согласны, вниз – нет)
У.Ребята, ваша задача: прописать строчную букву я столько раз, сколько букв обозначающих гласные звуки в русском алфавите.
Д. Мы будем прописывать строчную букву я 10 раз. Доказываю: в русском алфавите 10 букв, обозначающих гласные звуки: а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.(Далее обучающиеся прописывают строчную букву я)
У. На полях нарисуйте оценочную линейку и оцените себя по критерию каллиграфических умений.
Линейка: К
I
У. А сейчас оцените, пожалуйста, правильность написания строчных букв я, представленных на мультимедийной доске.
Д. В написании первой строчной буквы я допущена ошибка: т.к. в написании первого элемента буквы нет «секретика». Крючковая линия доведена до самого верха (далее подобным образом анализируются остальные две буквы).
У. Составьте, пожалуйста, для своих товарищей вопросы, связанные с буквой я и звуками, которые она обозначает. Но условие: вы должны точно знать ответы на свои вопросы.
Д. Когда буква я обозначает 2 звука?
Отвечает один из учеников: буква я обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова, например, якорь; после букв, обозначающих гласные звуки, например, линия; после разделительного ь и ъ знаков, например, объявление.
Обучающиеся оценивают ответ с помощью согласия и несогласия (вверх поднятый палец - согласны, вниз –нет)
Д.. Когда буква я обозначает один звук?
Один из обучающихся: буква я обозначает один звук, когда стоит после буквы согласного звука. Например, поляна.
Обучающиеся оценивают ответ.
Д. На каком месте в алфавите стоит буква я? (Буква я стоит на 33 месте)
У. Ребята, вы умело задавали вопросы по заданному условию, внимательно контролировали ответы своих одноклассников. А сейчас ваша задача: составить из звуков слово. Слово получится, если вы правильно выполните мои задания:
(Обучающиеся про себя находят звуки и соединяют их для получения слова.)
Возьмите согласный звонкий, мягкий звук, который находится в слове дежурилД. Не хватает данных. В этом слове два звонких мягких согласных звука: [д' ] [ р'],
У. Задайте вопросы, на которые я отвечу: «да» или «нет»; чтобы точно узнать, какой звук я задумала.
Д.: Этот звук находится во втором слоге?
Этот звук непарный по глухости?
Этот звук парный по глухости звуку [т' ]?
(На вопрос: этот звук парный по глухости звуку: [т' ] учитель отвечает – да)
2. Возьмите гласный звук, который находится в ударном слоге слова победа
3. Найдите «лишний звук» по какому-либо существенному признаку в группе звуков:
[б' ] [ н'], [з' ] [ г' ]
Проверьте ответы друг у друга (ученики на ушко называют друг другу полученное слово).
У. Поднимите парные сигналы, у кого ответы получились одинаковые (обучающиеся поднимают соединенные руки). По моему хлопку громко слово назовите (учитель проверяет внимание детей: сначала топает или взмахивает руками).
По хлопку обучающиеся громко называют слово день.
У. Все ли согласны?
Обучающиеся показывают сигналы согласия или не согласия.
У. Какая пара желает поработать у доски, составить звуковую схему слова день?
(Одна пара составляет звуковую схему слова день у доски, объясняя вслух свои действия. Обучающиеся предварительно договариваются друг с другом, кто начинает отвечать первым). Все остальные обучающиеся работают в своих тетрадях, по ходу работы контролируя ответы одноклассников. Несогласный ученик говорит обучающимся, работающим у доски: стоп. Обучающие либо сами находят и исправляют ошибку, либо обращаются за помощью. Говорят: помощь.
1-ый ученик: звук [д' ] - согласный, потому что при произношении этого звука воздух встречает преграду; этот звук звонкий, у него есть звук, парный по глухости [т'] , этот звук мягкий, у него есть твердая пара- звук[д ]
А на доске обучающийся рисует графическую схему звука:
2-ой ученик: я с тобой согласен.
[д' эээээн' ] Второй звук [э] Этот звук гласный, т.к при произношении этого звука воздух не встречает преграду. Он ударный (обозначает на доске: О')1-ый обучающийся: я с тобой согласен.
[д' э н' н' н' ] Следующий звук [ н ' ]. Он согласный потому что при произношении этого звука воздух встречает преграду; этот звук звонкий, у него нет пары по глухости, этот звук мягкий, парный по твердости звуку [н]
2-ой ученик: я с тобой согласен. Проверяю: [д' д' д' э э э н' н' н' ], получилось день. В этом слове один слог, т.к. один гласный звук [ э ]
У. Предлагаю оценить работу пары по совместно выработанным на предыдущих уроках критериям (на доске вывешиваются листы с написанными критериями:-правильность характеристики
-полнота ответа и доказательность
- совместная работа).
Д. Ребята, вы отлично работали. Внимательно слушали друг друга, по очереди давали характеристику звуков. Каждый из вас хорошо знает алгоритм действий при характеристике звуков. Отлично знаете способ действий при определении согласный звук или гласный и их характеристике, поэтому ошибок не допускали. Ответы ваши были полные и доказательные. По всем критериям я бы поставил вам крестик на оценочной линейке на самом верху. Благодарю вас за работу.
У. Своего соседа дошкольника Пашу я попросила слово день написать буквами, и вот как он выполнил это задание: (на мультимедийной доске ребята читают: дэн). Согласны ли вы, как он справился с заданием?
Обучающиеся дают отрицательный ответ (большие пальцы рук опускают вниз)
У. Я тоже не согласна. Паша очень удивился, когда узнал, что слово написал неверно. Он стал доказывать свою правоту. Как вы думаете, какие доводы он приводил в подтверждение своей правоты?
Д. Паша слышал звук [д' ] и писал букву д, слышал звук [ э ] и писал букву э, слышал звук [н' ] и писал букву н.
У. Как же надо было написать слово правильно? (учитель вызывает одного из учеников к доске)
Д. Звук [д' ] на письме обозначен буквой д, звук [ э ] на письме обозначен буквой е, т.к. надо обозначить мягкость звука [д' ]; звук [н' ] на письме обозначен буквами эн и ь для обозначения мягкости звука [н' ] ( на доске и в тетрадях появляется запись слова день)
У. Все ли согласны с выполненным заданием? Обучающиеся с помощью сигналов показывают свое согласие или несогласие.
У. Чего пока еще не знает мой сосед?
Д. Он не знает, как правильно обозначать мягкость согласных звуков на письме.
У. Исходя из ответа на этот вопрос, попробуйте, пожалуйста, сформулировать задачу нашего сегодняшнего урока.
Д. Сегодня на уроке мы будем повторять способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
У. Давайте отдохнем. Предлагаю провести игру «Пожалуйста» (правила игры: если ведущий называет слово пожалуйста, все ребята повторяют за ним движения, если не называет это слово, то ученики не повторяют это движение за ним)
Один из обучающихся проводит с классом игру «Пожалуйста».
III этап: обобщение и систематизация изученного
Задача этапа: обобщить и систематизировать знания обучающихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.
У. При выполнении следующего задания предлагаю поработать в группах. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу.
Внимательно послушайте задание:
вам предстоит данные вам схемы дополнить нужными буквами
придумать подходящее к данной схеме слово и записать его внизу листа
(Данные схемы:1. O 2. 3. 4. ….
У. Кому задание непонятно? Приступаем к выполнению.
Пред началом работы ребята распределяют роли. По ходу работы на листах появляются выполненные задания
1. O 2. 3. 4. . ….
е
ё
юя
и
↑ ↑ ↑ ↑Кос• тя ь • ь пальто соль



тень
(По истечению некоторого времени учитель предлагает помощь: кто испытывает трудности при подборе слов к данным схемам?. Предлагает карточки со словами, подходящими к разным схемам и просит найти на одной из них подходящее к своей схеме слово.Один из наборов карточек: лес, тюлень, стена, пальто.) У. Представители групп, покажите, пожалуйста, свои результаты работы.
(Первым вызывается обучающийся, чья группа первая справилась с заданием: ребята соединили свои руки, высоко их подняв)
Д. Наша схема: после мягкого согласного звука идет мягкий согласный звук. При письме в этом случае между буквами мягких согласных звуков мы поставим точку, т.к. не знаем «своя» мягкость звука или нет? Приводим пример слова, подходящего к этой схеме Костя. После мягкого согласного звука [с'] идет другой мягкий согласный звук [т']. При письме слова между буквами с и т мы поставим точку, т.к. не знаем, мягкость звука своя или чужая.
У. Ребята, у кого из вас была такая же схема? Вы согласны с ответом одноклассников?
Обучающиеся оценивают ответ одноклассников.
У. Какое слово к схеме придумали вы?
Д. Мы придумали слово власть
(Далее выступают представители групп, у которых другие схемы. После выступлений обучающиеся оценивают ответы одноклассников)У. Сколько всего способов обозначения мягкости согласных звуков на письме?
Одни из обучающихся показывают 6 пальчиков, другие -2.
У. Докажите правильность своих ответов (учитель спрашивает учеников, которые дали неверные ответы)
Д. Способов обозначения мягкости согласных звуков 6: это букв е, ё, ю, я, и, ь.
Далее спрашивает обучающихся, которые дали правильный ответ.
Я не согласен с ответом Оли. Считаю, что способов обозначения мягкости согласных звуков 2. Доказываю: мягкость согласных звуков может быть обозначена буквами гласных звуков е, ё, ю, я, и. Это первый способ. Второй способ - мягкость согласных звуков может быть обозначена ь (ответы обучающихся).У. Как вы считаете, кто же дал правильный ответ? Выслушиваются мнения обучающихся.
У. Правильный ответ дали те ребята, у которых 2 способа обозначения мягкости согласных звуков на письме. Каких?
Д. Первый способ: мягкость согласных звуков обозначается буквами гласных звуков е, ё, ю, я, и.
Второй способ: мягкость согласных звуков обозначается ь.
На мультимедийной доске:
1 способ 2 способ
O ….
↑ ↑ ↑
е ь ь ё
ю я
и
У. Как будем обозначать мягкость согласных звуков, когда после мягкого согласного звука идет другой мягкий согласный звук?
Д. В этом случае мы между буквами мягких согласных звуков поставим точку, т.к. не знаем пока способа проверки: мягкость согласного звука своя или чужая?
У. Предлагаю отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Если буду называть слова, которые начинаются с мягкого согласного звука - приседаем, с твердого - прыгаем.(слова: кот, крот, метель, лесной, слон, терем, апельсин – «ловушка»У. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 55. Внимательно прочитаем правило.
Д. Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь.
У. Я утверждаю, что это правило неполное. Ученики показывают свое согласие или несогласие. Кто из несогласных хочет доказать свою правоту?
Д. Я считаю, что это правило неполное, т.к в нем не указано, когда мягкость согласных звуков обозначается буквами е, ё, ю, я, и, а когда ь.
У. Дополните, пожалуйста,правило,чтобы оно было полным. Предлагаю поработать в парах.
Давайте проверим, какие дополнения вы внесли в правило
Д. Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, когда после мягкого согласного звука идет гласный звук. Мягкость согласного звука обозначается буквой ь, , когда после мягкого согласного звука идет твердый согласный звук, или мягкий согласный звук находится на конце слова. Если после мягкого согласного звука идет мягкий согласный звук, то после буквы первого мягкого согласного звука перед другой буквой мягкого согласного звука мы поставим точку, т.к. не знаем, своя мягкость у первого согласного звука или нет.
IV этап: закрепление
Задача этапа: формировать предметные умения по теме, контрольно-оценочные умения обучающихся.
У. На полях нарисуйте оценочные линейки и оцените себя по критерию:
умения (умею хорошо при письме обозначать мягкость согласного звука)
Постарайтесь оценить свои умения адекватно. Обучающиеся самостоятельно оценивают свои умения.
Давайте проверим, как вы умеете при письме слов обозначать мягкость согласных звуков.
Напишите следующие слова: гулять, кисель, дочка, кисть.
Самостоятельное письмо слов под диктовку.
У. Сверьте написанные вами слова с образцом (на мультимедийной доске написаны слова гулять, кисель, дочка, кисть) .Обучающиеся проверяют работу, используя изученный способ проверки: читаю слово в образце орфографически; читаю слово, написанное самим орфографически; сличаю слова; если есть ошибка, исправляю.
V этап: рефлексия.
Задача этапа: формировать умения обучающихся адекватно оценивать свои знания
У. Чем сегодня мы занимались на уроке?
Д. Сегодня мы повторяли способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
У. На тех же оценочных линейках оцените свою работу. Встаньте, пожалуйста, у кого оценки совпали: до проверки и после.
У кого оценка стала ниже, не переживайте. Мы продолжим работать по данной теме, и товарищи, которые хорошо в ней разобрались, а также я, поможем всем усвоить эту тему. Благодарю всех за урок.