Статья ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ


ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

В последнее десятилетие школьный физический эксперимент претерпевает ряд изменений, связанных как с общими тенденциями в образовании, так и с локальными особенностями обучения в конкретных школах, в частности в малокомплектных. Комплексный анализ современных направлений совершенствования общего образования актуализирует проблемы повышения потребности учащихся в физических знаниях, развития способностей, культивирующих инновационные идеи у молодого поколения, повышения конкурентоспособности школьников России. Поиск решения этих проблем привел к необходимости реализации в изучении физики методик последовательного освоения целостной исследовательской деятельности, овладения этапами и методами научного познания.

Особенность сельских школ заключается в том, что они располагаются в труднодоступных и отдаленных местах, характеризуются малой наполняемостью классов и особенностями мотивации у детей. В малочисленном классе сильнее проявляется дифференциация в развитии учебно-познавательной мотивации.

Таким образом, проблемы полярной мотивации и четко выраженное противоположное отношение к физике учащихся малочисленных школ, необходимость актуализации потребности современных школьников в получении физических знаний требуют новых подходов в преподавании школьного физического эксперимента, исторически являющегося универсальным инструментом, формирующим исследовательское мышление.

Экспериментальный характер физики определяет ведущую роль учебного физического эксперимента как исследовательского метода обучения [1]. Поэтому разработка методики физического эксперимента и поиск совершенствования общего оборудования и комплектов приборов для проведения всех видов учебного физического эксперимента являются одним из наиболее важных направлений модернизации школьного физического образования. Конкретизируем проблемы реализации разных видов учебного физического эксперимента в образовательном процессе малокомплектной школы и возможности их решения.

Демонстрационный эксперимент


В условиях малокомплектной школы несколько снижается роль демонстрационного физического эксперимента, проводимого учителем, и на первое место выходит самостоятельный учебный физический эксперимент, обладающий более высоким мотивационным и развивающим потенциалом. Однако демонстрационный эксперимент может быть очень полезен, если привнести в него постановку учебной проблемы, решение которой можно добиться при активном содействии учащихся и разумной помощи учителя. При этом суть показа не должна меняться – демонстрационный эксперимент должен быть наглядным и эффективным, а приборы и установка – понятными по назначению и убедительными в применении.


Самостоятельный эксперимент и самостоятельное использование физического оборудования и технических средств обучения в МКШ


Преимуществом данного вида эксперимента является высокая степень активности и самостоятельности обучающихся, выработка умений работать с физическими приборами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента по индивидуальному плану и в оптимальном для ученика темпе. Результаты данного эксперимента школьники воспринимают как открытие. Особая роль именно в самостоятельном эксперименте должна отводиться исследовательскому эксперименту. С этой целью применяются исследовательские методы и авторская методика решения заданий и задач, разработанное к ним оборудование, в частности экспериментальные задания и задачи по методу «Черный ящик» [2–4].

Опыт использования «черных ящиков» позволил адаптировать ряд задач в доведении их до уровня самостоятельных лабораторных заданий для обычных классов (по разделам, связанным с изучением механики, электричества, магнетизма, оптики).

Учитель физики в МКШ формирует у учащихся серьезное отношение к школьному физическому оборудованию и к техническим средствам обучения, в значительной степени формирует у юношей самостоятельный опыт их использования.

Рационально организованная и систематически проводимая самостоятельная работа учащихся способствует активизации умственных операций, развитию познавательных интересов, овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями. В каждом ученике проявляется желание к открытиям и исследованиям. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они с желанием работают в течение всего урока. Итогом экспериментальной исследовательской работы становятся выводы, сформулированные учащимися как ответы на проблемные вопросы.

Фронтальные опыты и лабораторные работы

В условиях сельской малочисленной школы, учитывая специфические особенности контингента учащихся и родителей, необходим подбор таких форм и методов работы, которые и в данных условиях приводили бы к достижению положительного результата. В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты и эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы, которые одновременно выполняются всеми обучающимися класса под руководством учителя. Эти опыты обычно просты по технике выполнения. Им отдается предпочтение перед демонстрационным экспериментом в тех случаях, когда эффект при демонстрации у доски оказывается скрытым.

Фронтальные опыты учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы развивают познавательную самостоятельность обучающихся, знакомят их с сущностью экспериментальных исследований, способствуют осмыслению изучаемого материала и прочности усвоения знаний. Введение фронтальных лабораторных работ при изучении нового материала позволяет значительно увеличить долю времени, отводимого на выполнение самостоятельных практических работ, обеспечивает связь самостоятельного физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом.


настоящее время разработаны требования к учебному и учебно-наглядному оборудованию для кабинета физики полнокомплектных школ и для сельских школ, расположенных в труднодоступных и отдаленных районах. Эти требования поддерживают задачи компьютеризации школьного физического образования, на должном уровне решают проблемы устаревшего оборудования, учитывают введение Стандарта общего физического образования и современные тенденции развития школьного физического эксперимента.

соответствии с требованиями стандарта второго поколения общего физического образования и тенденциями развития школьного физического эксперимента должна быть разработана программа модернизации малокомплектных школ Бурятии, в рамках которой была бы предусмотрена апробация дистанционных интерактивных компьютерных технологий организации профильного обучения, учебно-методических комплексов (инновационных электронных учебников и пособий, экспериментов, сопряженных с компьютером и видео-экспериментов, тренажеров по отработке теории и решению физических задач, в том числе по ЕГЭ).


Архитектура и оборудование учебных кабинетов физики и естествознания малокомплектной школы

Можно утверждать, что сельская школа Бурятии, отличие от ряда подобных сельских российских школ, не имеет развитого состава специальных кабинетов и соответствующего оборудования помещений, отсутствуют кружковые помещения, в которых начинается творческая деятельность молодежи в области естественных дисциплин. Учащимся сельской местности, в отличие от города, недоступны современные источники информации даже в необходимом минимальном объеме. Нет возможности использования в образовательном процессе новых информационных технологий, обеспечивающих доступ к сети Интернет (например, для получения информации из электронных библиотек).

ряде случаев в МКШ может вообще отсутствовать кабинет физики и, если он есть, могут появиться трудности с его оборудованием, вплоть до отсутствия электропитания, затемнения и пр. Выходом из данной ситуации может стать единый кабинет для проведения уроков по всем естественным предметам (физике, химии, биологии). Это создает особые условия, предъявляемые к учебному оборудованию по физике. Оно, с одной стороны, должно обеспечивать проведение эксперимента в условиях, отличных от стандартного кабинета физики, с другой – учитывать интегративные тенденции в естественнонаучной образовательной области.

Хорошо оборудованный кабинет позволяет широко использовать в преподавании физики активные методы обучения, дает возможность рационально организовать учебный процесс. Универсальные комплекты (наборы оборудования), основой которых являются современные средства измерения, используемые в некоторых школах России, радикальным образом уменьшают трудовые и временные затраты учителя при подготовке демонстрационных опытов и организации самостоятельного эксперимента. Использование современной измерительной техники позволяет реализовать ранее недоступные эксперименты либо такие, которые требовали больших затрат времени и сил учителя физики.

В заключение следует сказать, что при соответствии дидактическим целям упомянутые выше наборы оборудования, предлагаемые к поставкам в кабинеты физики малочисленных школ, отличаются удобством, простотой, надежностью, безопасностью и экологичностью материалов. Но, к сожалению, как и все остальное учебное оборудование и ТСО, разработанные для школы в последнее время, имеют значительно завышенную цену.

Таким образом, решение проблемы формирования стойкого интереса современных школьников к физическим знаниям в малочисленной школе возможно только комплексно от изменения различных видов эксперимента до формирования нового кабинетного пространства с применением новых видов технических средств обучения. Опора на эксперимент позволит удовлетворить предпочтение практических видов занятий учащимися МКШ. Трансформация школьного физического эксперимента от алгоритмического, шаблонного, выполняемого по инструкции к исследовательскому, позволит развивать мышление учащегося, вызывать интерес и закреплять новые учебные мотивы.

Список литературы

Разумовский В. Г., Майер В. В. Физика в школе. Научный метод познания и обучение. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 463 с.
Степанов С. В., Шаронова Н. В. О наборах учебного оборудования по физике для малокомплектных школ / Факультет физики и нформационных технологий. МПГУ. URL: http://www.mpgu.edu/nacproekt/merop10b.htm
Осетрин К. Е., Червонный М. А. Организация интерактивной модели профильного обучения и внедрение инновационных электронных образовательных программ для старших классов сельских малокомплектных школ (на примере Томской области) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 57–59.
Смирнов А. В. Современный кабинет физики. М.: 5 за знания, 2006. 304 с.
Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. М.: Просвещение, 2016.