Круглый стол на тему Права человека


Тема: «Права человека»
Цели: дать представление о правах человека; познакомить обучающихся с основными документами о правах человека; формировать правовую культуру обучающихся;
Форма проведения: “круглый стол” с приглашением представителей правоохранительных органов.
Аудитория: 10, 11 классы.
Ресурсы и оборудование: доска, проектор, мультимедийная презентация, видеоролики.
Приглашенные: директор Аулиекольской школы-гимназии имени Султана Баймагамбетова С.К. Максютова; прокурор Аулиекольской районной прокуратуры, юрист II класса Б.С. Каратаев; классные руководители 10, 11-х классов; учителя-предметники.
Ход занятия:
Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас сегодня на нашем внеклассном мероприятии.
Слайд 1.
Прежде всего я хотел бы начать со слов поздравлений – накануне, 20 ноября, отмечен как Всемирный день ребенка.
Просмотр видеоролика №1 «Всемирный день ребенка».
Актуализация
И, наверное, символично то, что именно в эти дни мы собрались чтобы в очередной раз вспомнить тему проводимой в школе Республиканской декады.
Слайд 2. - Напомните мне, пожалуйста, ее название.
Слайд 3. Просмотр видеоролика №2 «Права человека».
Основной целью проведения как декады, так и нашего мероприятия – это освещение вопросов, связанных с гражданскими правами людей. Тема для вас не нова, поэтому и формат мероприятия необычен: сегодня на нашу встречу был приглашен прокурор Аулиекольской районной прокуратуры, юрист II класса Каратаев Берик СартаевичСлайд 4.
Обращаясь к гостю
- Берик Сартаевич, спасибо Вам за то, что откликнулись на предложение администрации школы-гимназии о проведении встречи.
В свою очередь я рад представить Вам старшеклассников школы-гимназии имени Султана Баймагамбетова. Перед Вами обучающиеся 10 и 11-х классов.
Готовясь к встрече с Вами, ребята со своей стороны тоже предложили ряд вопросов, несколько позже мы с ними ознакомимся.
Осмысление
Итак, знаем ли мы, что такое право? Мы знаем, что это слово имеет несколько значений. Давайте вспомним главные его значения. Право – это …
Слайд 5.
Работа на доске – построение ассоциативной схемы к слову.
Резюме:
а) возможность поступать определенным образом;
б) юридические нормы, выраженные в источниках права;
в) система общеобязательных правил поведения.
Каждый человек обладает равными с другими людьми правами. Человек должен изучать и знать свои права.
- Как вы думаете, зачем надо изучать права?
- Чтобы соблюдать их. Чтобы защищать себя. Чтобы жизнь в обществе была спокойной, справедливой.
История идеи прав человека.
- Каждый человек желает спокойной, счастливой жизни для себя и своих близких. Хочет, чтоб его уважали, поступали справедливо по отношению к нему. Но не всегда же так бывает.
- А что происходит в обществе, когда права людей не соблюдаются?
(различные преступления, убийства, несправедливость, унижение человеческого достоинства, рабство, казни, войны и другие ужасы, олицетворяющие трагедию человечества).
Люди стали задумываться о том, что надо как-то остановить это. Идея прав человека имеет долгую историю. Она уходит своими корнями в мировые религии и древние философские учения. Потом появились писаные законы о правах и свободах человека на уровне государства. Их появлению предшествовали конфликты в обществе, какие-то очень значительные события.
Давайте вспомним их историю.
Слайд 6. Просмотр видеоролика №3 «История прав человека».
- Что же, я надеюсь этот ролик оставил какие-то эмоции. Итак, кто хочет прокомментировать видео, или поделится своим мнением? Может у вас возникли какие-либо вопросы?
БЛОК «ИНТЕРВЬЮ»
1. Один из ярких вопросов, поднятых в видеоролике – это вопрос о соблюдении прав человека.
Нашими учащимися (10-м классом) этот вопрос был задан самым первым. Я хотел бы остановиться на нем подробнее.
Итак, соблюдаются ли права человека в обществе? Кем осуществляется контроль над этим вопросом? И какие меры для этого предпринимаются?
2. Следующий вопрос Вам адресован обучающимися 11 «А» класса: скажите пожалуйста, почему возникла необходимость в принятии Конвенции о правах ребенка? Что утверждает этот международный документ?
3. Вопрос от 11 «Б» класса: ребят интересует состав и полномочия суда, и каким образом реализуется право граждан на судебную защиту?
4. Несомненно, Вам знакомы такие слова: «…Наша служба и опасна, и трудна,
И на первый взгляд, как будто не видна…».
Скажите пожалуйста, можно ли эти слова известной песни отнести к Вашей службе?
Что означает слово «прокуратура» и как понимать словосочетание «прокурорский надзор»?
5. Если остановиться подробнее на последних двух вопросах, то, какими навыками должен обладать человек (в нашем случае – учащийся), для того чтобы работать в Вашей системе, или, скажем, стать судьей?
Спасибо Вам за обстоятельные ответы на интересующие нас вопросы.
Рефлексия.
Слайд 7. А сейчас я хочу предложить вам, ребята еще раз вспомнить тематику встречи и подвести итог.
Вернемся к нашей схеме.
- Есть ли у вас теперь, после встречи, какие-либо дополнения к тому, что вы уже отобразили?
Прошу выйти и дополнить схему.
Слайд 8.
Поучительный вывод.
(Можешь ли ты сделать такие выводы по теме, которые были бы важны для твоей будущей деятельности и жизни?)
Запиши свой «поучительный вывод» и прикрепи его на доску в той части, что отражает твое понимание темы.
В завершение нашей встречи мне хочется сказать, что любой класс и вся школа – это маленькая ячейка общества, семья.
И хочется, чтобы в этой семье все и всегда соблюдали права друг друга. Иными словами, чтобы среди вас царили доброта, уважение и взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.