Тематическое планирование элективного курса Основы избирательного права (10-11 класс)

Тематическое планирование элективного курса «Основы избирательного права», 10 – 11 класс.

№ урока
Тема урока
Содержание урока
Понятия урока
Умения, знания, навыки
Методы работы и формы контроля
Домашнее задание

1.
«Выбирать и быть избранным» (вводный урок).

Структура, цели и задачи элективного курса; формы работы учащихся.
Из истории становления избирательного права.
Народное вече. Выборные институты власти (Земские Соборы, Городские Думы, Избирательное Собрание, Городская Дума).

- Сравнивать и характеризовать институты политической власти;

- Беседа.
- Интерактивная лекция.
- Распределение творческих опережающих заданий (создание медиапрезентаций по выбору учащихся).
Поиск информации для создания медиа презентаций.

Тема 1. Общие вопросы избирательного права (2 часа).


2.
Понятие, система, источники избирательного права.
Избирательное право в системе права.
Предмет избирательного права.
Источники избирательного права.
Суверенитет, демократия, Конституция, правовое государство. Выборы, референдум. Основы конституционного строя в России. Система избирательного права. Источники избирательного права.
- знать политическую терминологию и оперировать ею во время обсуждения вопросов темы;
- анализировать текст юридического документа;
- приводить примеры жизненного опыта для аргументации собственной позиции.
- Беседа.
- Практическая работа с текстом Конституции РФ.
Подготовка медиапрезентации на тему: «Типы избирательных систем».

3.
Принципы избирательного права. Избирательная система.

1.Принципы избирательного права в РФ:
2.Избирательный ценз.
3.Понятие и основные типы избирательных систем.
Принципы избирательного права. Избирательный ценз. Избирательная система. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Пропорциональная избирательная система.

- знать политическую терминологию и оперировать ею во время обсуждения вопросов темы;
- анализировать текст юридического документа;
- работа с мультимедийной презентацией.
- Беседа
- Практическая работа с текстом Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
- Представление учащимися медиапрезентаций на тему: «Типы избирательных систем».


Подготовка к текущему тестированию.

Тема 2. Субъекты избирательного права (8 часов).

4.
Избиратели, участники референдума. Гарантии прав избирателей
Активное и пассивное избирательное право.
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума. Составление списков избирателей.
Гарантии прав избирателей.
Носители избирательного права. Активное и пассивное избирательное право. Списки избирателей, участников референдума. Сведения об избирателях. Гарантии прав избирателей. Абсентеизм.
- анализировать текст юридического документа;
- приводить примеры жизненного опыта для аргументации собственной позиции.
- Интерактивная лекция
- Практическая работа с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
- Тестирование (см. Приложение №1).
Подготовка медиапрезентации на тему:
«Современные политические партии РФ».

5.
Политические партии.
1. Понятие политической партии.
2.Требования к политическим партиям как участникам избирательного процесса

Политическая партия как субъект избирательного права.


- знать политическую терминологию и оперировать ею во время обсуждения вопросов темы;
- анализировать текст юридического документа;
- приводить примеры жизненного опыта для аргументации собственной позиции;
- работа с мультимедийной презентацией.
- Практическая работа с ФЗ   «О политических партиях»
- представление уч-ся медиапрезентаций на тему «Современные политические партии РФ».
Поиск информации в СМИ для дискуссии
«Личностные качества политика».

6.
Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ
1. Право выдвижения кандидатов.
2. Права и обязанности кандидатов.
3. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, гарантии деятельности кандидата.

- анализировать текст юридического документа;
- приводить примеры жизненного опыта для аргументации собственной позиции;
- участвовать в политической дискуссии.
- Практическая работа с ФЗ «О выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
- Дискуссия на тему «Личностные качества политика».
1 вариант: Эссе на тему «Личность политика».
2 вариант: Под-готовка к деловой игре «Я хочу быть президентом».

7.
Кандидат на пост Президента РФ
1.Право выдвижения кандидатов;
2.Права и обязанности кандидатов;
3..Гарантии деятельности
зарегистрированных кандидатов.
Кандидат на пост Президента РФ, гарантии деятельности кандидата.

- анализировать текст юридического документа;
- подготовить и защитить собственную политическую программу
- Практическая работа с ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
- Возможна деловая игра «Я хочу быть президентом»
Подготовить вопросы для беседы с депутатом Совета города.

8.
Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления
1.Право выдвижения кандидатов;
2.Права и обязанности кандидатов;
3..Гарантии деятельности
зарегистрированных кандидатов

Местное самоуправление. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, гарантии деятельности кандидата.

- анализировать текст юридического документа;
- приводить примеры жизненного опыта для аргументации собственной позиции;
- участвовать в политической дискуссии.
- Практическая работа с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»
- Возможно приглашение на урок депутата Совета города.
Подготовка ме-диапрезентции на тему: «Участники избира-тельного процесса».
Подготовить вопросы для беседы с представителем ТИК

9.
Избирательные комиссии
1.Принципы деятельности избирательных комиссий.
2. Статус членов избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голосов.
3. Права и обязанности наблюдателей; доверенных лиц политических партий, доверенных лиц кандидатов на пост Президента РФ.
Избирательная комиссия. Система избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия РФ. ГАС «Выборы». Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица.
- знать политическую терминологию и оперировать ею во время обсуждения вопросов темы;
- участвовать в политической дискуссии.
- работа с мультимедийной презентацией.

- Интерактивная лекция,
-Представление учащимися медиапрезентаций на тему «Участники из-бирательного процесса».
- Возможно приглашение на урок представителя ТИК
Поиск информации в СМИ для дискуссии
«Роль СМИ в современной политике».

10.
СМИ как субъект избирательного права

1. Понятие СМИ.
2.Государственные, муниципальные и негосударственные СМИ;
3.Требования избирательного законодательства к СМИ при информационном освещении ими подготовки и проведения выборов.
СМИ как субъект избирательного права. Предвыборная агитация.

- знать политическую терминологию и оперировать ею во время обсуждения вопросов темы;
- анализировать, сравнивать по значимости, характеру документальные материалы из СМИ;
- участвовать в политической дискуссии.
-Беседа
- Изучение материалов СМИ, посвященных выборам.
- Дискуссия на тему «Роль СМИ в современной политике».
Подготовка к деловой игре «Я и выборы».

11.
Урок – деловая игра «Я и выборы» (см. Приложение № 2).






Подготовка медиапрезента-ции на тему: «Образование избирательных округов, участков, комиссий»

Тема 3. Этапы избирательного процесса (4 часа).


12.
Назначение
выборов и референдума

1. Назначение выборов в РФ;
2.Инициатива проведения и назначение референдума;
3.Образование (определение) избирательных округов, округа референдума;
4.Образование избирательных участков;
5.Формирование участковых избирательных комиссий.
Избирательный процесс, избирательная кампания. Назначение выборов. Избирательный округ, избирательный участок.

- анализировать текст юридического документа;
- приводить примеры жизненного опыта для аргументации собственной позиции;
- работа с мультимедийной презентацией.
- Практическая работа с текстом Конституции РФ, ФЗ «О референдуме в РФ»;
- Представление учащимися медиапрезентаций на тему «Образование избирательных округов, участков, комиссий»
Поиск материалов предвыборной агитации.

13.
Выдвижение кандидатов. Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ
1.Общие положения о выдвижении кандидатов;
2.Выдвижение федерального списка кандидатов политической партии.
3.Самовыдвижение кандидата;
4.Выдвижение кандидата политической партией;
5.Основания для отказа регистрации кандидата;
6.Регистрация кандидата на пост Президента РФ.
Выдвижение кан-дидатов. Список кандидатов политических партий. Самовыдвижение кандидата. Сбор подписей избирателей. Регистрация кандидата.

- знать политическую терминологию и оперировать ею во время обсуждения вопросов темы;
- анализировать текст юридического документа;
- приводить примеры жизненного опыта для аргументации собственной позиции.
- Практическая работа с ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», ФЗ «О политических партиях»


Поиск материалов предвыборной агитации. Подготовка сообщений на темы «Предвыборные технологии», «Черный пиар».

14.
Предвыборная агитация
1. Агитационный период;
2.Предвыборная агитация;
3.Требования избирательного законодательства к предвыборной агитации.

Агитация. Условия проведения предвыборной агитации.

- знать политическую терминологию и оперировать ею во время обсуждения вопросов темы;
- анализировать материалы периодической печати;
- участие в обсуждении материалов, представленных уч-ся.
- Интерактивная лекция
- Изучение материалов предвыборной агитации
- Сообщения уч-ся на тему «Предвыборные технологии», «Черный пиар».
Подготовить вопросы для беседы с представителем ТИК

15.
Голосование. Подсчет голосов и установление результатов голосования
1. Помещения для голосования;
2.Информационные стенды участковых избирательных комиссий;
3.Бюллетень для голосования;
4.Время начала и окончания голосования;
5.Подсчет голосов избирателей;
6.Составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией;
7.Обработка итогов голосования в избирательных комиссиях
8.Обнародование результатов выборов.
Голосование. Досрочное голосование. Повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы. Избирательный бюллетень.

- умение вести диалог с представителем государственной власти;
- приводить примеры жизненного опыта для аргументации собственной позиции.

- Интерактивная лекция.
- Возможно приглашение на урок представителя ТИК.
Подготовка к итоговому тестированию.

Тема 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (1 час)


16.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права


1.Классификация объектов правонарушения;
2.Субъекты правонарушений;
3.Виды административных правонарушений
4.Преступления, посягающие на интересы граждан в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов.
Гражданская ответственность, гражданская позиция. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права.

- знать политическую терминологию и оперировать ею во время обсуждения вопросов темы;
- анализировать текст юридического документа;
- приводить примеры жизненного опыта для аргументации собственной позиции.
- Практическая работа с текстами Конституции РФ, КоАП РФ, УК Российской Федерации;
- Решение практических задач по теме

Подготовка к итоговому тестированию.

17.
Итоговое занятие.
- Тестирование
- Возможно проведение конкурса (см. Приложение № 3).





18.
Урок – резерв.
- Возможно посещение избирательного участка во время проведения выборов.
- Возможно проведение олимпиады по избирательному праву.













15