Внеклассное мероприятие Экскурсия по стране избирательного права


Экскурсия по стране избирательного права
Цель:
Повысить правовую грамотность у учащихся
Задачи:
-познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ;
-раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
-сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
-содействовать формированию активной гражданской позиции;
-развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию;
-развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике; -способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право; всеобщее, прямое, тайное голосование, кандидат, порядок голосования.Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Ход мероприятия:
I. Орг.момент.Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в «Страну избирательного права».
“В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах вместе на нашем мероприятии. И сегодня мы отправимся на экскурсию по стране Избирательного права
Посмотрите я вам приготовила карту, по которой мы будем ориентироваться, чтобы не пропустить ни одной станции. И чтобы никого не потерять в пути мы с вами сейчас разделимся на группы, каждому из вас я раздала жетоны, сейчас распределитесь по группам и выберите себе капитана.
II. Работа по теме
Работа с эпиграфом
(слайд 1)
Эпиграфом нашего мероприятия я выбрала слова Джона Адамса: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». Что по-вашему значат эти слова? Что хотел сказать нам, гражданам своего государства, американский государственный и политический деятель? Прав ли он?
Работа в группах, обсуждение.
У: Первая наша остановка – «История выборов в России»;
Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.
Вспомним о давних демократических традициях нашего государства. Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось.
(слайд 3,4,5,6,7)
Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.
21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.
Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.
Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».
Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.
В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.
( слайд 8)
В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучающиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) иностранные подданные.
Избирательных прав также лишались лица:
а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав состояния либо уволенные из службы;
б) «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года;в) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам;
г) осужденные за уклонение от воинской повинности.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов.
Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».
А сейчас чтобы продолжить путь дальше мы должны выполнить задания, которые нам приготовили жители этой станции.
- Как проходило голосование в новгородском вече? (вопрос для 1 группы)
- Какой порядок собраний в 1785 г. определяла Жалованная грамота дворянству? (вопрос для 2 группы)
- Какие новшества избирательного права были введены в после Февральской революции 1917 г.? (вопрос для 3 группы)
У: Продолжаем наш путь и следуюшая остановка микрорайон «Право»
Вы знаете, что у каждого из нас есть свои права. Что же такое право?
Ответы учащихся.
(слайд 9,10)
Понятие «право» имеет несколько значений. Самое распространённое из них таково:
право представляет собой систему общепринятых правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают государственным регулятором общественных отношений.
Второй смысл: возможность сделать, получить что–то, обеспечиваемое законом
(права и свободы человека – право на отдых, на образование и т. д.)
Третье значение: это моральное право (моральные требования, ориентации, ценности и др.)
Существует ещё избирательное право граждан. В чём оно проявляется?
Кто ответит?
(Ответы участников).
- Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? (Учащиеся отвечают)
- Правильно. Права человека определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией. (слайд 11)
- Какие права человека Вы знаете? (Учащиеся отвечают)
- Правильно. У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органах власти.
- Каждый человек по достижении им 18-летнего возраста автоматически приобретает право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять!
Имеем право мы иметь права,
Но ведь моралью люди связаны
Поэтому, чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны
У: Мы продолжаем наш путь и следуюшая остановка «Знакомая незнакомка»
- Все с детства слышали слова: «избиратель», «права избирателя», «референдум». Знакомы ли Вам эти понятия. Ответы учащихся.
( слайд 12,13,14)
- Все Вы так или иначе, но сталкивались с процедурой выборов. Что Вы знаете об этом?
Высказывания учащихся.
- Каким же образом проходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действия, алгоритм. Есть он и у избирательного процесса.
- Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе. Но граждане не всегда участвуют в голосовании. Почему?
Высказывания учащихся.
- Как Вы думает, за отказ участвовать в выборах должна быть введена ответственность, вплоть до уголовной? Почему?
Высказывания учащихся.
Анкетирование.
Анкета. ( Желающие учащиеся могут прокомментировать ответы)
1.Волнует ли вас ваше будущее?
а) Да б) Нет
2.Волнует ли вас судьба вашей страны?
а) Да б) Нет
3.Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?
а) Да б) Нет
4.Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать?
а) Да б) Нет
5.Почему вы бы пошли или не пошли голосовать?
а) Это мой долг б) Потому что все ходят
в) Не знаю г) Понимаю, что надо, но лень идти
д) Это ничего не изменит е) Неинтересно
У: «Что такое выборы?»
Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Но, выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом. Политическая миссия выборов значительно более широкая. (слайд 15)
Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.
В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа.
В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве.
Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом. (слайд 16)
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.
Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако, для этого потребовалась более, чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.
Следует отметить, что и сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы. (слайд 17)
Ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.
Ценз оседлости, т.е. голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.
Имущественный ценз – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.
Моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.
Образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования.
В РФ.
избирать имеют право лица, достигшие 18 летнего возраста.
С 18 – летнего возраста можно избираться депутатом местного совета
С 21 года – депутатом Государственной Думы
С 35 – президентом страны (слайд18,19)
Некоторые лица ограничены в праве избирать и быть избранными:
Лица, признанные судом недееспособными
Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Участие в выборах – право или обязанность?
Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны. Неучастие граждан в выборах называется абсентеизмом. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому, во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг. Например. В Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии, уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.
Принципы избирательного права – это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.
(слайд20)
Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определённых цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола.
Выборы являются равными. Устанавливается единая норма представительства, согласно которой создаются примерно равные по численности избирательные округа, избиратель включатся только в один список для голосования. Каждый голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Выборы являются прямыми. Депутаты и президент избираются гражданами непосредственно.
Выборы являются свободными. Избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах или нет и за кого голосовать.
Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей со стороны исключён. Однако это не лишает избирателя права добровольно высказаться о том, как он проголосовал.
Избирательный процесс. Референдум.
Избирательным процессом мы называем действия всех политических субъектов, которые так или иначе связаны с выборами. Весь избирательный процесс можно условно разделить на 3 стадии:
1). Стадия подготовки, куда включаются такие действия, как назначение даты выборов, создание избирательных округов и избирательных комиссий (территориальных, окружных, участковых), составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов.
2). Избирательная компания, которая включает агитационно-пропагандистские действия кандидатов или политических партий, принимающих участие в выборах.
3). Голосование, подсчёт голосов, общее подведение итогов.
Избирательный процесс во всех странах регулируется Конституцией и Избирательным кодексом. (слайд 21)
Референдум – это непосредственное обращение к избирателям для принятия решения по какому-нибудь внутри или внешнеполитическому вопросу. Если выборы – это механизм представительной демократии, то референдум – элемент непосредственной демократии. (слайд 22)
Родиной референдума считается Швейцария.
Избирательные системы
Для того чтобы лучше ориентироваться в избирательном процессе, нужно понимать, что многие особенности связаны с тем, в рамках какой избирательной системы проходят выборы. (слайд 23)
Избирательные системы в зависимости от способа голосования разделяются на мажоритарные и пропорциональные.
При мажоритарной избирательной системе (Беларусь, США, Великобритания, Франция) от каждого избирательного округа выбирается один депутат. И, значит, выдвижение кандидатов происходит в округах, на которые разбивается страна. Победителем становится кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Мажоритарная система может быть абсолютного или относительного большинства. Система абсолютного большинства требует, чтобы кандидат во время выборов набрал 50 % голосов + 1 голос. Если этого не происходит, то назначается второй тур выборов, в котором соперничают кандидаты, набравшие большинство голосов в первом туре. Как правило, система абсолютного большинства допускает второй тур, т.к. практически никто из кандидатов не способен получить поддержку в 1- ом туре. А во втором туре достаточно получить простое большинство голосов.
Система относительного большинства позволяет определить победителя в 1-ом туре. Им становится кандидат, который получил наибольшее количество голосов в сравнении с другими. При этом в некоторых странах устанавливается необходимый минимальный % участия избирателей в выборах для того, чтобы выборы были признаны настоящими, в некоторых странах это условие отсутствует.
Пропорциональная избирательная система (Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) основана на голосовании не за конкретного кандидата, а за список кандидатов – представителей конкретной партии. В этом случае для всех избирателей страна становится будто бы большим округом, в котором соперничают политические партии. Эта система допускает не только наличие партий, но и некоторую готовность избирателей к анализу их политических проектов в рамках существующего политического спектра.Та и другая система, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки, потому в некоторых странах применяют смешанную систему, основанную на принципах мажоритарной и пропорциональной систем (Франция, Италия, Россия, Польша).
Выбор способа голосования во многом зависит от традиций политической культуры того или иного государства, а также от формы правления и расстановки политических сил.
Давайте сделаем вывод, почему необходимо голосовать? (слайд24)
III. Закрепление
У: Вот и подошла к концу наша экскурсия по Стране избирательного права, а теперь давайте попробуем проверить наши знания которые мы получили во время экскурсии.
Работа в группах
Проверочный тест
1. Избирательным правом не обладают:
Лица, моложе 18 лет
Лица, старше 70 лет
Священнослужители
Профессиональные военные
2. Активное избирательное право – это:
Право быть избранным в органы государственной власти
Право избирать в органы государственной власти
Право быть наблюдателем на выборах
Быть членом избирательной комиссии
3. Пассивное избирательное право – это:
Право быть избранным в органы государственной власти
Право избирать в органы государственной власти
Право быть наблюдателем на выборах
4. Избирательное право в РФ является:
Всеобщим, равным, ступенчатым, с тайным голосованиемВсеобщим, с открытым голосованием, прямым, равнымВсеобщим, равным, прямым, с открытым голосованиемВсеобщим, равным, прямым, с тайным голосованием.5. Избиратель – это:
Лицо, старше 18 лет, проживающий на территории РФ
Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом
Гражданин РФ, достигший 18 летнего возраста
Гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом
6. Одним из источников избирательного права является:
Уголовный кодекс РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Конституция РФ.
Гражданский кодекс РФ
IV. Домашнее задание:
напишите эссе « Почему я буду ходить на выборы? »
V. Подведение итогов
- Понравился ли вам сегодняшнее мероприятие ? Что особенно понравилось, а что не понравилось? Что нового узнали?
Учитель: Мы всегда в жизни что–то выбираем, кого–то выбираем. Наша жизнь - вечный выбор. Выбор между плохим и хорошим поступком, выбор учебного заведения, профессии, выбор любимого человека. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе, Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. Я думаю, что сегодняшняя экскурсия позволила вам сделать вывод: чтобы в будущем быть достойными избирателями необходимо совершенствовать свои правовые знания. Высокий уровень правовой культуры способствует активности граждан и правильному выбору. Успехов Вам в вашей жизни!
Желаю вам:
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
А если причинят вам вред или урон,
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом все равны:
Таков закон нашей страны.

«Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над государством»
Аристотель
«Будь гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия»
Гельвеций
Список использованной литературы:
1.Конституция РФ.
2.Федеральный Закон от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».
3.М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С.-343
4.«Конституционное право России: Лекции». Саратов 1995
5.Федеральный закон N67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (2002 с изменениями от 2006)
6. Граждановедение. 8кл.: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1999.
7. Правоведение. Избирательное право. Никитин А.Ф. Издательство «Открытый мир». 1996.