Проведение психолого-педагогического эксперимента и анализ результатов


Проведение психолого-педагогического эксперимента и анализ результатовВыполнила: Катанович О.И. План1.Определение понятия «эксперимент», «психолого-педагогический эксперимент».2.Виды эксперимента.3.Этапы проведения психолого-педагогического эксперимента.4.Анализ результатов эксперимента. Литература1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.— Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.2. Носс И.Н. Введение в практику психологического эксперимента. – М.:ПЕР СЭ, 2006 — 304 с.3.Образцов П.И. Методы и методологии психолого-педагогического исследования – СПб.: Питер. – 268с.:ил. – (серия «Краткий курс»)., 2004.4. «Википедия» - версия энциклопедии на русском языке. https: // ru. wikipedia.org 1.Определение понятия «эксперимент», «психолого-педагогический эксперимент»Эксперимент (от лат. experimental- «проба», «опыт», «испытание») наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане.«Психолого-педагогический эксперимент – комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы». (Ю.К.Бабанский) продолжениеПсихологи – экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный метод – это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но в замен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной , может быть, но зато окончательной». Достоинства и недостатки метода эксперимент 2.Виды экспериментаЕстественный эксперимент – проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании нескольких из них исследователем.Лабораторный эксперимент – проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных.Констатирующий эксперимент – предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровень развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и следствий.Формирующий эксперимент – предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Психолого-педагогический эксперимент решает ряд задачустановления неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач;сравнения продуктивности двух или нескольких вариантов психолого-педагогического воздействия и выбора из них оптимального по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам;обнаружения причинно-следственных, закономерных связей между явлениями, представления их в качественной и количественной формах; 3.Этапы проведения психолого-педагогического экспериментаПервый этап – подготовительный.Второй этап – непосредственное проведение эксперимента.Завершающий этап – подведение итогов эксперимента. Первый этап – подготовительныйОн включает в себя решение следующих задач:формулирование гипотезы, то есть того положения, выводы о правильности которого следует проверить, выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения;выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта – анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; (Пилотажное исследование)определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий. Второй этап – непосредственное проведение экспериментаЭтот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в психолого-педагогическую практику. Здесь создается экспериментальная ситуация, суть которой заключается в таких внутренних и внешних условий эксперимента, когда изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, “без примеси” воздействия случайных, неконтролируемых факторов. Завершающий этап – подведение итогов эксперимента описание результатов осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.);характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.); описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (педагогов, воспитателей и др.); данные о затратах времени, усилий и средств; указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер. 4. Анализ результатов экспериментаЕсли данные качественного характера, то правильность делаемых на основе их выводов полностью зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, а также от логики его рассуждений. Если же эти данные количественного типа, то сначала проводят их первичную, а затем вторичную статистическую обработку. Практические рекомендацииДля того чтобы экспериментальное, прикладное психолого-педагогическое исследование было полностью завершено, недостаточно сделать научные выводы. Необходимо также, чтобы наоснове этих выводов были сформулированы и по возможности внедрены в жизнь практические психолого-педагогические рекомендации. Спасибо за внимание