Круглый стол для учащихся 7-9 классов Мы разные, но мы вместе — и это наша сила
Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!"
Цель: создание условий для формирования толерантности у обучающихся школы в условиях общеобразовательной школы, формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать личностные качества на основе уважительного отношения к другим людям.
Образовательная: дать представление о толерантности личности, попробовать самому стать более лояльным к другим людям, продемонстрировать многоаспектность понятия «толерантность»
Развивающая: развитие ценностных ориентаций личности; уметь высказывать собственную точку зрения, попытаться принимать и понимать людей такими, какие они есть, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность всех членов коллектива, развивать фантазию и экспрессивные способы самовыражения, развивать коммуникативные навыки.
Возраст участников: учащиеся 8-9 классов.
Оборудование: * Оформление доски цитатами и выдержками* Групповые карточки – задания (для двух групп).
*Компьютер, проектор, презентация, запись мультфильма про толерантность.
Эпиграф: Я не согласен с тем, что вы говорите,но пожертвую своей жизнью,защищая ваше правовысказывать собственное мнение.Ф.Вольтер
Ход занятия
Обучающиеся делятся на две группы.- Наше занятие будет посвящено толерантности. т.к. смысл, который несёт это слово, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Но, сначала я предлагаю вам поиграть в игру-разминку «Мы все такие разные, но мы вместе».
Я прошу встать тех;
- у кого голубые глаза,
- у кого есть старший брат или сестра,
- кто имеет младшую сестру
- у кого темный цвет волос,
- кто любит есть сладости (конфеты, тортики),
- кто собирается после получения профессии вернутся в наш поселок,
- кто не хотел бы, чтобы его обижали, унижали,
- кто живет с многодетной семье,
-- кто хотел бы жить на Земле без войны и конфликтов.
А теперь мы продолжим эту игру немного по-другому, я попрошу встать ученика, с которым мы чем-то похожи. И так все по очереди встают и говорят, чем они похожи.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: СЛАЙД.В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность,терпение, расположенность к другим;В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).СЛАЙД Вопросы: (каждый вопрос на отдельном слайде)1. Какое из определений вам импонирует более всего?2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?3. А что же объединяет эти определения? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед.
Техника пришла на службу человеку.
Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее.
Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия... В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается
рост всевозможных форм поведения.
Любой человек совершает в жизни разные поступки.
В одних ситуациях он поступает правильно
и проявляет свои хорошие качества,
но иногда бывает и наоборот«Перед вами две дороги, выбирайте»
Задание №1.
СЛАЙД Попробуйте оценить ситуацию. Попробуйте быть толерантным. Ситуации. СЛАЙД 1. Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языкеСЛАЙД 2. что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, некрасивый внешне и т.д.).
СЛАЙД 3. что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборотСЛАЙД 4. что на улице вы видите человека, одетого не так, как другиеЗадание №2
Буквенный анализ понятия «Толерантность». Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова
(все присутствующие называют понятия и записывают на доске).
Т- терпение.О- ответственность.Л- любовь.Е- единство.Р- радость.А- активность.Н- надежностьТ- товарищество.Н- нравственностьО- общение.С- сострадание, сотрудничество, справедливость.Т- терпимость.Ь- мягкость, отсутствие злости
СЛАЙД Задание №3 (работа по группам) – 3 мин. Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам: (на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для работы). Работа ведется в 2 группах (в каждой группе выбирается оратор, который озвучивает и доказывает свою точку зрения).
СЛАЙД УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов страныУважение и защита прав человекаРавенство граждан перед закономЛишение возможности обучаться на родном языкеРаспространение негативных этнических стереотиповДискриминация или призывы к нейУважение культурных традиций других народов и религийПоиск общих интересов для разрешения конфликтовНасилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинствОтказ от насилия в решении конфликтовУгрозы, запугивание (моральный террор) Физический террор, погромы, геноцидСтремление к сотрудничествуУчастие к другим людям, сопереживаниеДепортации, принудительные выселения СЛАЙД Есть два пути развития личности: Толерантный Интолерантный СЛАЙД Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
СЛАЙД
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
СЛАЙД Задание №4 Упражнение «Паутина предрассудков».
Инструкция: сейчас мне необходим один доброволец. Сейчас мы вам повесим некий ярлык, и группа будет называть известные стереотипы, насмешки, негативные представления в соответствии с этим ярлыком. После каждого негативного высказывания я буду обматывать вас веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока вы не сможете пошевелиться.
Человек, больной СПИДом.
Мужчина нетрадиционной ориентации, гомосексуалист.
Бомж.
4..Бабушка – соседка, большая сплетница.
Обсуждение. Выводы.
СЛАЙД Правила толерантного общения. 1. Уважай собеседника.2. Старайся понять то, о чем говорят другие.3. Отстаивай свое мнение тактично.4. Ищи лучшие аргументы.5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.6. Стремись учитывать интересы других.СЛАЙД Просмотр мультфильма про толерантность. Обсуждение.
Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность
Маленький индеец задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Рефлексия. Подведение итогов.
- Что было для вас познавательно?
- Изменилось ли Ваше мнение к др. людям, свои и чужим проступкам после этого мероприятия?
УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов страныУважение и защита прав человекаРавенство граждан перед закономЛишение возможности обучаться на родном языкеРаспространение негативных этнических стереотиповДискриминация или призывы к нейУважение культурных традиций других народов и религийПоиск общих интересов для разрешения конфликтовНасилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинствОтказ от насилия в решении конфликтовУгрозы, запугивание (моральный террор) Физический террор, погромы, геноцидСтремление к сотрудничествуУчастие к другим людям, сопереживаниеДепортации, принудительные выселения
УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов страныУважение и защита прав человекаРавенство граждан перед закономЛишение возможности обучаться на родном языкеРаспространение негативных этнических стереотиповДискриминация или призывы к нейУважение культурных традиций других народов и религийПоиск общих интересов для разрешения конфликтовНасилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинствОтказ от насилия в решении конфликтовУгрозы, запугивание (моральный террор) Физический террор, погромы, геноцидСтремление к сотрудничествуУчастие к другим людям, сопереживаниеДепортации, принудительные выселения
УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА