Круглый стол для учащихся 7-9 классов Мы разные, но мы вместе — и это наша сила

Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!"
Цель: создание условий для формирования толерантности у обучающихся школы в      условиях общеобразовательной школы, формирование  активной  жизненной  позиции.
 Задачи:
 Воспитательная: воспитывать личностные качества на основе уважительного отношения к другим людям.
 Образовательная: дать представление о толерантности личности, попробовать самому стать более лояльным к другим людям, продемонстрировать многоаспектность понятия «толерантность»
Развивающая: развитие ценностных ориентаций личности; уметь высказывать собственную точку зрения, попытаться принимать и понимать людей  такими, какие они есть, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность всех членов коллектива, развивать фантазию и экспрессивные способы самовыражения, развивать коммуникативные навыки.
Возраст участников: учащиеся 8-9 классов.
Оборудование:  * Оформление доски цитатами и выдержками * Групповые карточки – задания (для двух групп).
*Компьютер, проектор, презентация, запись мультфильма про толерантность.

Эпиграф: Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение. Ф.Вольтер
Ход занятия
Обучающиеся делятся на две группы. - Наше занятие будет посвящено толерантности. т.к. смысл, который несёт это слово, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Но, сначала я предлагаю вам поиграть в игру-разминку «Мы все такие разные, но мы вместе».
Я прошу встать тех;
- у кого голубые глаза,
- у кого есть старший брат или сестра,
- кто имеет младшую сестру
- у кого темный цвет волос,
- кто любит есть сладости (конфеты, тортики),
- кто собирается после получения профессии вернутся в наш поселок,
- кто не хотел бы, чтобы его обижали, унижали,
- кто живет с многодетной семье,
-- кто хотел бы жить на Земле без войны и конфликтов.
А теперь мы продолжим эту игру немного по-другому, я попрошу встать ученика, с которым мы чем-то похожи. И так все по очереди встают и говорят, чем они похожи.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:  СЛАЙД. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском - готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). СЛАЙД Вопросы: (каждый вопрос на отдельном слайде) 1. Какое из определений вам импонирует более всего? 2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? 3. А что же объединяет эти определения? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед.
Техника пришла на службу человеку.
Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее.
Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия... В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается
рост всевозможных форм поведения.
Любой человек совершает в жизни разные поступки.
В одних ситуациях он поступает правильно
и проявляет свои хорошие качества,
но иногда бывает и наоборот «Перед вами две дороги, выбирайте»
Задание №1.
СЛАЙД Попробуйте оценить ситуацию.  Попробуйте быть толерантным. Ситуации.  СЛАЙД 1. Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке СЛАЙД 2. что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, некрасивый внешне и т.д.).
СЛАЙД 3. что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот СЛАЙД 4. что на улице вы видите человека, одетого не так, как другие Задание №2
Буквенный анализ понятия «Толерантность». Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова
(все присутствующие называют понятия и записывают на доске).
Т- терпение. О- ответственность. Л- любовь. Е- единство. Р- радость. А- активность. Н- надежность Т- товарищество. Н- нравственность О- общение. С- сострадание, сотрудничество, справедливость. Т- терпимость. Ь- мягкость, отсутствие злости
СЛАЙД Задание №3 (работа по группам) – 3 мин. Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:  (на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для работы). Работа ведется в 2 группах (в каждой группе выбирается оратор, который озвучивает и доказывает свою точку зрения).
СЛАЙД УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов страны Уважение и защита прав человека Равенство граждан перед законом Лишение возможности обучаться на родном языке Распространение негативных этнических стереотипов Дискриминация или призывы к ней Уважение культурных традиций других народов и религий Поиск общих интересов для разрешения конфликтов Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств Отказ от насилия в решении конфликтов Угрозы, запугивание (моральный террор)  Физический террор, погромы, геноцид Стремление к сотрудничеству Участие к другим людям, сопереживание Депортации, принудительные выселения СЛАЙД Есть два пути развития личности: Толерантный Интолерантный  СЛАЙД Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
СЛАЙД
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
СЛАЙД Задание №4 Упражнение «Паутина предрассудков».
Инструкция: сейчас мне необходим один доброволец. Сейчас мы вам повесим некий ярлык, и группа будет называть известные стереотипы, насмешки, негативные представления в соответствии с этим ярлыком. После каждого негативного высказывания я буду обматывать вас веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока вы не сможете пошевелиться.
Человек, больной СПИДом.
Мужчина нетрадиционной ориентации, гомосексуалист.
Бомж.
4..Бабушка – соседка, большая сплетница.
Обсуждение. Выводы.
 СЛАЙД Правила толерантного общения. 1. Уважай собеседника. 2. Старайся понять то, о чем говорят другие. 3. Отстаивай свое мнение тактично. 4. Ищи лучшие аргументы. 5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого. 6. Стремись учитывать интересы других. СЛАЙД Просмотр мультфильма про толерантность. Обсуждение.
Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность
Маленький индеец задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Рефлексия. Подведение итогов.
- Что было для вас познавательно?
- Изменилось ли Ваше мнение к др. людям, свои и чужим проступкам после этого мероприятия?

















УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов страны Уважение и защита прав человека Равенство граждан перед законом Лишение возможности обучаться на родном языке Распространение негативных этнических стереотипов Дискриминация или призывы к ней Уважение культурных традиций других народов и религий Поиск общих интересов для разрешения конфликтов Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств Отказ от насилия в решении конфликтов Угрозы, запугивание (моральный террор)  Физический террор, погромы, геноцид Стремление к сотрудничеству Участие к другим людям, сопереживание Депортации, принудительные выселения





УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов страны Уважение и защита прав человека Равенство граждан перед законом Лишение возможности обучаться на родном языке Распространение негативных этнических стереотипов Дискриминация или призывы к ней Уважение культурных традиций других народов и религий Поиск общих интересов для разрешения конфликтов Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств Отказ от насилия в решении конфликтов Угрозы, запугивание (моральный террор)  Физический террор, погромы, геноцид Стремление к сотрудничеству Участие к другим людям, сопереживание Депортации, принудительные выселения


УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА





















УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА