Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания


Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше без помощи учителя». Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:
личностные; 
регулятивные; 
познавательные; 
коммуникативные. 
Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД на уроках «истории» и «обществознания». Главная проблема – как сформировать эти умения? 
На мой взгляд, нужно:
во-первых, провести отбор содержания материала по темам; 
во-вторых, чтобы учащиеся смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения; 
в-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а с 5 класса. 
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. 
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:
состояние здоровья детей; 
успеваемость по основным предметам; 
уровень развития речи; 
степень владения русским языком; 
умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; 
стремление принимать и решать учебную задачу; 
навыки общения со сверстниками; 
умение контролировать свои действия на уроке. 
Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:
составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; 
извлекать информацию из источника; 
описание объекта по схеме; 
составление характеристики исторического деятеля; 
работа с картой («чтение карты»), схемой; 
анализ исторического источника; 
чтение и обобщение фактов из литературного источника; 
составление вопросов к тексту, ответы на них; 
комментированное чтение текста; 
составление простого и сложного плана; 
составление сравнительных, хронологических таблиц; 
составление кластера; 
подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 
составление логической схемы, цепочки; и другие. 
Работа может идти как в группах, так и индивидуально.Использование данные виды работы на уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий, ученики, в качестве итоговой работы, выполняют такие виды работ, как: работа с источником, составление характеристики исторического деятеля, составление простого и сложного плана, «интервью с исторической личностью», работа с картой и др.Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.
Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.
Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки типа. Например:
Обучающиеся выбирают фразы, характеризующие работу по трём направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. понравился 1. был активен 1. понял материал
2. не понравился 2. работал, но не в полную силу 2. узнал больше, чем знал
3. провёл время в пустую3. не понял
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.