Исследовательская работа Использование средств информатизации в образовательном процессе


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
Индивидуальный методический проект:
Использование средств информатизации в образовательном процессе

Выполнила: преподаватель
Смирнова Т.Л.
Черемхово, 2016
Содержание:
Стр.
Введение 3
Использование ИКТ в образовательном процессе 4
1.2. Использование средств информатизации в образовательном процессе при обучении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» 6
1.3. Результаты использования средств информатизации в образовательном процессе при обучении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» 16
Заключение 18
Список источников 18
Введение.
Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современности качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одним из приоритетов образовательной политики является информатизация образования и оптимизация методов обучения, расширение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы студентов [1].
Статья 13 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» предлагает при реализации образовательных программ использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение [2]. Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Приобщение студентов к информационным технологиям является важнейшим направлением в решении задачи информатизации в повышении качества профессиональной подготовки.
В 2015-2016 учебном году я работала над реализацией индивидуального методического проекта по теме «Использование средств информатизации в образовательном процессе».
Цель проекта: Изучить влияние использования средств информатизации в образовательном процессе при обучении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», способствовать повышению качества формирования общих и профессиональных компетенций.
Гипотеза: Использование информационных технологий оказывает положительный эффект на процесс обучения, улучшается качество формирования общих и профессиональных компетенций, улучшается успеваемость, повышается мотивация к обучению.
Задачи проекта:
Изучить информационные ресурсы по вопросу темы самообразования.
Провести педагогическое исследование.
Разработать методические указания.
Использование ИКТ в образовательном процессе.
Современный молодой человек живет в мире электронной культуры. Меняется роль педагога в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Педагог, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Включение информационных технологий в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу студентов. Компьютер может использоваться на всех этапах, как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле формирования профессиональных и общих компетенций.
Информационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Имея компьютерную поддержку на уроке, педагог имеет следующие преимущества:
- сокращение времени при выработке технических навыков студентов;
- увеличение количества тренировочных заданий;
- достижение оптимального темпа работы студента;
- легкодостигаемая уровневая дифференциация обучения;
- студент становится субъектом обучения, так как ему активно приходится работать на уроке;
- повышение мотивации учебной деятельности [3].
Доступность и качество образования при этом проявляется в следующем:
1) Новые формы представления информации: непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты, передается с помощью сети Интернет или других телекоммуникационных средств, записывается на компакт-диски;
2) Новые библиотеки: возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Интернет в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени.
3) Новые формы учебных занятий.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках имеет как положительные моменты, так и отрицательные.
Пример 1. Наиболее используемый ресурс на уроках - это презентации. Однако, даже если создана хорошая презентация по теме урока (слайды с хорошим оформлением, рисунки хорошего качества, слайды не перегружены текстом, на слайде ничего лишнего, вся информация наглядная и красочная), даже с такими хорошими презентациями возникают проблемы:
Чтобы презентацию хорошо было видно, используют затемнение. И весь урок, а то и не один студенты и педагог вынуждены находиться при искусственном освещении, без дневного света.
Прямо противоположная проблема: при хорошем уличном освещении (особенно во второй половине дня) не помогает затемнение, слайды видно плохо, приходится напрягать зрение. Глаза устают от напряжения. С медицинской точки зрения это неоправданно.
Пример 2, который касается использования студентами ресурсов Интернет. Обучающемуся задают задание подготовить реферат, доклад, или какой-либо другой вид работы, связанный с нахождением информации в сети интернет. Найдя то, что нужно, студент должен осмыслить, проанализировать, отобрать интересную и действительно нужную информацию и составить свой вариант сообщения. Но, как правило, этого не происходит. Потратив много времени на нахождение нужной информации, обучающийся не считает нужным обработать найденный материал, просто ставит свою фамилию и сдает работу в таком виде педагогу.
Пример 3. Допустим, студент на уроке использует различные учебные программные продукты (контролирующие, тренирующие, демонстрационные, обучающие), выполняет задания и применяет текстовый и графический редактор, проводит вычисления и создает диаграммы в электронной таблице, читает электронные учебники и пособия. Тогда этот студент прекрасно работает на уроке в своем темпе, а педагог подбирает индивидуальное и дифференцируемое обучение. Все хорошо, если не учитывать, что тогда студент каждый урок вынужденно много работает за компьютером, а это плохо отражается на здоровье.
Усилия, затраченные на разработку уроков с применением ИКТ компенсируются, если применение информационных технологий методически оправдано, продуктивно. К тому же, если педагог систематически готовит материал в электронном виде, то через определенное время накапливается обширная база данных.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ педагог следует алгоритму:
Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.
Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).
Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, студентов.До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.
Используя ИКТ на уроке, педагог должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени,  снижению активности студентов и эффективности обучения в целом.
Использование средств информатизации в образовательном процессе при обучении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
С целью изучения влияния использования средств информатизации в образовательном процессе при обучении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» мною были взяты для сравнения две учебные группы: ЭГС-11-1 и ЭГС-14-1. Выбор учебных групп для исследования был выбран не случайно.
Во-первых, эти две группы сходны по посещаемости, а значит, результаты исследования не зависят от успеваемости.
Во-вторых, набор обучающихся в группу ЭГС-11-1 был осуществлен в 2011 году. Этот год ознаменовался запуском учебных программ в соответствии с новым ФГОС. Обучение проходило сложно, так как отсутствовала учебная база, а именно, еще не были разработаны учебники и учебные пособия, не было возможности использовать компьютеры, не было информационных наработок и многого другого. Большей частью приходилось работать по-старинке.
Обучение в группе ЭГС-14-1 проходит в более комфортной обстановке. Уже имеются учебники и учебные пособия, сформированы учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам и МДК, разработаны и опробованы методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, и самое главное, разработано большое количество ЭОР.
Я работаю в кабинете, в котором находятся 13 компьютеров с выходом в интернет. Поэтому у меня есть возможность использовать электронные образовательные ресурсы, что называется, в полную силу. Ребята на уроках с удовольствием выполняют лабораторные, практические и контрольные работы, изучают новый материал с помощью федеральных цифровых образовательных ресурсов. Это дает возможность каждому обучающемуся работать с той скоростью, которая комфортна именно для него, возвращаться к материалу, который он недопонял, контролировать и корректировать свои знания. И все это, с одновременной отработкой навыков по работе с компьютером.
При этом, конечно, возникают определенные трудности. Количество обучающихся как минимум в два раза больше, чем число компьютеров, поэтому приходится строить уроки, таким образом, чтобы чередовались виды деятельности ребят. Пока одни работают с электронным ресурсом, другие могут работать с тем же самым или другим материалом с помощью бумажных носителей или выполнять практическую работу. После такого разделения труда бывает очень интересно сравнить полученные результаты и обсудить то, что получилось. Это способствует развитию коммуникативных навыков, формированию профессиональных и общих компетенций.
Для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» разработано достаточное количество ЭОР, которые я активно использую на своих уроках.
Например, при изучении темы «Типы газовых баллонов и правила подготовки их к сварочным работам» студенты работают со следующими электронными модулями:
«Вентили баллонные» (информационный модуль) с помощью которого студенты самостоятельно изучают устройство и назначение баллонных вентилей.

«Вентили баллонные. Практика» с помощью которого студенты могут подготовиться к контролю знаний.

«Вентили баллонные. Контроль» с помощью которого студенты проверяют свои знания.

Модули, предназначенные для контроля, имеют систему оценки знаний, которая позволяет преподавателю и самому студенту оценить знания, при наличии разработанных критериев оценки.

Выполнение лабораторных и практических работ осуществляется также с помощью электронных образовательных ресурсов. Эти модули дают возможность студенту выполнить работу, не посещая учебную мастерскую, что не всегда бывает возможно. При этом качество выполнения работы, как правило, выше, чем при выполнении той же работы в учебной мастерской, так как одну и ту же работу можно выполнить неоднократно без траты электродов, газов и электроэнергии.


Интерактивный режим обучения, в данном случае, способствует развитию интереса к выполнению практической или лабораторной работы, а неоднократное ее выполнение помогает студенту лучше понять и запомнить материал.
Особое внимание следует уделить модулям по учебной дисциплине «Электротехника». Данные модули позволяют выполнить лабораторную работу любой сложности даже при полном отсутствии материальной базы.

Все вышеперечисленные ресурсы используются без доступа в сеть Интернет.
Большую помощь в подготовке рабочих по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» оказывает ЭОР Online Test Pad.
На этом ресурсе имеется достаточное количество тестов по сварке в соответствии с требованиями ФГОС, которые ребята с удовольствием проходят в online режиме. Здесь же можно распечатать именное свидетельство с результатами тестирования, что также повышает интерес к данному ресурсу.

Большую помощь оказывает доступ в Интернет при изучении учебной дисциплины «Современные методы сварки». Например, при изучении темы «Лазерная наплавка» студенты посещают специализированный портал tutmet.ru на котором они не только получают всю необходимую информацию по данному вопросу, но и имеют возможность просмотреть видеоролики по данной теме. Это позволяет студентам получить более полное представление о процессе лазерной наплавки, который мы, к сожалению, не можем им продемонстрировать на практике.


При изучении учебной дисциплины «Основы автоматизации производства» ранее приходилось объяснять материал, что называется «на пальцах». Так как кроме иллюстраций в старом учебнике больше ничего не было. Теперь ситуация изменилась. Появилось большое количество профессиональных фильмов, например производства канала «Наука 2.0», которые позволяют не только посмотреть работу сварочных кондукторов, манипуляторов, сварочных роботов, но и познакомиться с полным циклом производства сварных конструкций.


Это очень важно при изучении ПМ.02 МДК 02.05 «Технология производства сварных конструкций». Можно сколько угодно рассказывать материал, но не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребята видят каждый этап рождения сварной конструкции, от замысла, воплощенного в чертеже, до сборки и сдачи конструкции в эксплуатацию. Причем демонстрация таких фильмов дает возможность преподавателю остановить показ и сделать необходимые комментарии, ответить на вопросы студентов.
Все это, несомненно, положительно сказывается на процессе обучения.
Интернет-ресурс http://learningapps.org/ позволяет создавать различные игры для обучающихся, такие как: викторины, кто хочет стать миллионером, классификация, расставить по порядку, хронологическая линейка, кроссворды и многое другое. Все составляется очень быстро, только заранее нужно продумать, что вы хотите получить на выходе.
Так, разрабатывая урок обобщения и систематизации знаний по теме «Железоуглеродистые сплавы» я составила несколько заданий с использованием данного ресурса.
Например, задание под названием «Маркировка железоуглеродистых сплавов». Обучающиеся должны сопоставить марку стали с ее характеристикой и расшифровкой химического состава.

Задание «Кроссворд-ассоциация «Легирующие компоненты железоуглеродистых сплавов».

Задание «Пазл «Инструментальные стали»

Игра «Виселица» по теме «Железоуглеродистые сплавы»

Данный ресурс позволяет не только повторить или изучить материал в игровой форме, но и привлечь студентов для разработки заданий, что также дает возможность сформировать общие и профессиональные компетенции.
Результаты использования средств информатизации в образовательном процессе при обучении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
Все вышеизложенное послужило основанием для проведения анализа влияния средств информатизации на образовательный процесс при обучении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Данные, полученные в результате исследования, представленные в виде диаграмм, позволяют наглядно увидеть, какое влияние на образовательный процесс оказывает использование информационных технологий. Средний процент качества знаний по группе ЭГС-14-1 составляет на данный момент 91 %, что на 28 % выше, чем средний процент качества знаний по группе ЭГС-11-1.
Диаграмма 1. Качество знаний по исследуемым группам.

Диаграмма 2. Средний процент качества знаний по исследуемым группам.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: применение информационных технологий повышает качество знаний студентов, что способствует лучшему формированию общих и профессиональных компетенций выпускников.
Заключение
Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Осознание данного факта сподвигло меня на проведение исследования по теме «Использование средств информатизации в образовательном процессе».
Цель проекта: Изучить влияние использования средств информатизации в образовательном процессе при обучении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», способствовать повышению качества формирования ОК и ПК.
Гипотеза: Использование информационных технологий оказывает положительный эффект на процесс обучения, улучшается качество формирования ОК и ПК, улучшается успеваемость, повышается мотивация к обучению.
Задачи проекта:
Изучить информационные ресурсы по вопросу темы самообразования.
Провести педагогическое исследование.
Разработать методические указания.
Включение информационных технологий в учебный процесс при подготовке рабочих по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» позволяет преподавателю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу студентов. Компьютер используется на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле профессиональных и общих компетенций.
Применение информационных технологий повышает качество знаний студентов, что способствует лучшему формированию общих и профессиональных компетенций выпускников.
Список источников:
Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе»
ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».
Ф.В. Шутилов, М.В. Зелинская, М.Ф. Бовыкина Виды информационных технологий – www.prepod2000.kulichki.net/item_282.htmlТехнические устройства в современной школе (авторский коллектив). - М.: Перспектива, 2000. - 78 с.