Мультимедийная разработка урока математики по теме Решение задач на приведение к единице.


Мультимедийная разработка урока математики в 3 классе (УМК «Гармония»)Голенкова Алёна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2 им. А.И.Исаевой» г. Нефтеюганска Методы работы: объяснительно – иллюстративный, словесный, практический, наглядный, частично – поисковый, проблемный.Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, индивидуальные планшеты.Тип урока: урок изучение нового материала. Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная. Тема: «Решение задач на приведение к единице». Цель: Сформировать представление о решении задач на приведение к единице. Развивать коммуникативные способности через разнообразные виды деятельности: выражать свои мысли вслух, уметь слушать друг друга, работать в паре. Воспитывать познавательный интерес к предмету. Этапы урока Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.Выявление места и причины затруднения.Построение проекта выхода из затрудненияРеализация построенного проекта.Первичное закрепление во внешней речи.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.Рефлексия учебной деятельности. Ход урока:I. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин.) Цель: Включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Деятельность учителя Деятельность учащихся. Включение обучающихся в учебную деятельность. Работа с эпиграфом. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. Чтение высказывания и его обсуждение . II. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (10-11 мин.) Цель: подготовить учащихся к осознанию потребности к построению нового способа действий.. Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предлагает учащимся группу простых задач, для подготовки к открытию новых знаний.Организация самопроверки и взаимопроверки через построение ряда правильных ответов На экране числа: Решают предложенные задачи, показывая на планшетах свои результаты, объясняя способ действияГруппируют правильные ответы из предложенных чисел 72 9 35 54 81 40 6 Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предложенные задачи: - У Матвея в дневнике семь пятёрок, а четвёрок в 5 раза больше. Сколько четвёрок в дневнике у Матвея? Сколько ножек у четырёх муравьёв ? - Один пирожок стоит 9 рублей. Сколько рублей нужно заплатить за 8 пирожков? В трёх одинаковых коробках 27 ручек. Сколько ручек в одной коробке? - Сколько литров воды в 4 десятилитровых ведрах? 7 · 5 = 35 четвёрок. 6 · 4 = 24 ножки. 9 · 8 = 72 рубля. 27 : 3 = 9 ручек. 10 · 4 = 40 литров. Дети записывают ответы в порядке возрастания чисел, и узнают тему урока. 6 9 24 35 40 72 24 9 35 72 40 81 6 4 54 24 9 35 72 40 81 6 4 54 24 9 35 72 40 81 6 4 54 6 9 24 35 40 72 З А Д А Ч А Деятельность учителя Деятельность учащихся. - Помогает учащимся сформулировать содержательную деятельностную цель урока, как собственную учебную задачу.Вопросы: - Что мы будем решать на уроке? - Что такое задача? - Для чего уметь решать задачи? - Кто подскажет следующее наше действие? - С какой целью? Учащиеся проектируют пути и средства достижения поставленных целей. Повторяют алгоритм решения задачи. 24 9 35 72 40 81 6 4 54 24 9 35 72 40 81 6 4 54 24 9 35 72 40 81 6 4 54 Алгоритм работы над задачей 1) Прочитай задачу.2) Прочитай вопрос.3) Можно сразу ответить на вопрос? Моделирую .Записываю решениеЗаписываю ответ. Делю задачу на смысловые части МоделируюУказываю программу действийЗаписываю решениеЗаписываю ответ ДА НЕТ Деятельность учителя Деятельность учащихся. Организует деятельность учащихся по повторению этапов работы над задачейУ Виталия 9 марок, а у Матвея в 7 раз больше. Сколько марок у мальчиков?У В. – 9м. ? м.У М. - ?м., в 9 р. >1) 9 · 7 = 63 (м.) – у Матвея.2) 63 + 9 = 72 (м.)марки у мальчиков. Учащиеся стрелками устанавливают соответствие. Модель задачи. Ответ. Решение. Условие. Вопрос. Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предлагается решение задач для пробного действия. При решении третьей задачи создается проблемная ситуация, которая требует выхода на новые способы действия. Образцы задач: 1.С одной грядки собрали 10 огурцов, а с другой – в 3 раза больше. Сколько огурцов собрали со второй грядки? 2. Четыре одинаковые ручки стоят 32 рубля. Сколько рублей стоит одна ручка? 3.В 5 одинаковых коробках было 30 карандашей. Сколько карандашей в 8 таких коробках? Самостоятельное выполнение пробного действия. Учащиеся сталкиваются с проблемой при моделировании задачи нового вида. III. Выявление места и причины затруднений. (4-5 мин.) Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения Деятельность учителя Деятельность учащихся. Совместно с учениками выявляет причины затруднения. Вопросы:- Кто не решил третью задачу? В чём была трудность?- Кто решил ? - Прочитайте ответ задачи. - Правильный ответ: в восьми коробках 48 карандашей. - У кого не верный ответ, что вы не смогли? - У кого верный ответ, обоснуйте свои действия. Выходят на новый способ моделирования задач на приведение к единице. Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предлагает учащимся определить тему (Решение задач на приведение к единице), цель (научиться решать задачи на приведение к единице)- Сформулируйте тему урока.- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?- При решении задачи вы попали в затруднительное положение. Как быть? - О чём надо помнить при составлении модели ? Формулируют деятельностную цель урока по формированию новых умений решения задач. Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предлагает определить способы реализации учебной деятельности.Организует учебное сотрудничество учащихся. Вспоминают алгоритм работы над задачей, части задачи и этапы решения.Работают в парах на планшетах.(1пл.- модель задачи, 2пл. – решение.) IV. Построение проекта выхода из затруднения. (3 – 4 мин.)Цель: определить способы и средства для реализации учебной деятельности.  V. Реализация построенного проекта. (5 – 6 мин.) Цель: Построение и фиксация нового знания. Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предлагает воспроизвести алгоритм решения, применяемого к новому виду задач. Проверяет первичное применение полученных знаний.- Сколько частей в задаче ? - Покажите модель задачи. В 5 кор. – 30 кар. В 1 кор.-? кар. В 8 кор. - ? кар. - Что узнаем первым действием? - Вторым действием?- Что изменилось в модели? - Какой следующий шаг на уроке? Воспроизводят алгоритм требуемого решения с комментированием решенной задачи, сравнивают модели задач.Учатся применять новые знания. VI. Первичное закрепление. (4-5 мин.) Цель: Применить новые знания в типовых заданиях.  * Деятельность учителя Деятельность учащихся. Организует самостоятельную работу учащихсяЗадача: За 7 тетрадей заплатили 49 рублей. Сколько рублей заплатят за 10 тетрадей? Читают задачу, разбирают по алгоритму. Дети работают в тетрадях, один ученик комментирует у доски. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (5-6 мин.) Цель: закрепить умения применять новые знания в типовых заданиях..  Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предлагает решить задачу с целью закрепления умений по применению новых знаний в типовых заданиях. Образец задачи: В трёх подъездах 24 квартиры. Сколько квартир в 7 подъездах?- У кого задание не вызвало затруднение? - Сделайте вывод. Решают самостоятельно задачу и производятсамопроверку по образцу. Самопроверка по образцу: В 3 п. – 24 кв. В 1 п..-? кв. В 7 п. - ? кв. 24:3 = 8( кв.)- в подъезде. 8· 7 = 56(кв.)Ответ: 56 квартир в семи подъездах. VIII. Рефлексия учебной деятельности. (2-3 мин.) Цель: Соотнести цели урока и его результата..  Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предлагает детям осуществить контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с поставленными целями. Работают с листом самооценки, оценивая свою деятельность на уроке. 1)Я всё понял, но у меня ещё есть вопросы. 2)Я всё понял, могу работать по алгоритму 3) Я всё понял, могу объяснить другим Лист самооценки (+, -) Фамилия, имя ученика Задание Модель нового вида задачи Решение задачи Вычисления в задаче Рефлексия Я всё понял, но у меня ещё есть вопросы. Я всё понял, могу работать по алгоритму. Я всё понял, могу объяснить другим. Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предлагает учащимся дифференцированное домашнее задание. Дети записывают домашнее задание., соответствующее их самооценке. На изготовление 4 платьев ушло 16 м ситца. Сколько таких же платьев сшили из 24 м этой ткани? 1.Найди задачу на приведение к единице и реши еёВ 4 тетрадях 48 листов. Сколько листов в 7 таких же тетрадях? 2.В одной вазе было 5 конфет, а в другой -15 конфет. Во сколько раз во второй вазе конфет больше, чем в первой? Составь задачу на приведение к единице и реши её. Самоанализ урока Урок открытия новых знаний проведён в системе деятельностного метода обучения, парадигма которой – формирование умения и желания учиться всю жизнь, работать в команде, способствование к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Тема: «Решение задач на приведение к единице». При подготовке к проведению урока были сформулированы следующие цели: - Сформировать представление о решении задач на приведение к единице. - Развивать коммуникативные способности через разнообразные виды деятельности: выражать свои мысли вслух, уметь слушать друг друга, работать в паре. - Воспитывать познавательный интерес. Структура урока включает 8 этапов: мотивация учебной деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта, первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по образцу, рефлексия учебной деятельности. Образовательная цель реализовывалась на этапе построения проекта выхода из затруднения и этапе реализации построенного проекта через формирование у учащихся представления о решении задач на приведение к единице. Развивающая цель реализовывалась через разнообразные виды деятельности: выражение своих мыслей вслух, умение слушать друг друга, работу в паре; На уроке использовались высказывания , мотивирующую на учебную деятельность, наглядный материал (мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы, что способствовало реализации воспитательной цели урока. Ведущими методами на уроке были проблемный метод, частично-поисковый, практический; Эффективно сочетались такие формы работы, как индивидуальная , работа в парах, коллективная. Цели урока реализованы: дети имеют представление о решении задач на приведение к единице. Спасибо за внимание!