Дидактические игры для детей 4-7 лет


«Путешествие цифр» (от 4 до 7 лет).
Цель: упражнять в умении составлять математические примеры и решать их.
Оборудование: набор цифр (2 экземпляра), набор знаков (2 экземпляра), МТ, кольца Луллия (4 круга).
Количество участников: 2-4 человека.
Ход игры
На таблице по горизонтали выставляются математические знаки (+, -, =, <, > ), по вертикали выбранная наугад цифра (от 1 до 9). Цифра «путешествует» по дорожке, встречает знаки, ребенок составляет и решает пример или равенство (неравенство). Выигрывает тот, кто быстрее заполнит дорожку.
Возможные усложнения: игроки могут договориться между собой, на сколько изменить число (на 2, на 3 и т.д.). Использовать 3 кольца (1 цифры, 2 знаки, 3 цифры).
Игровой результат: кто быстро и правильно решает пример, заполняя всю дорожку таблицы.

«Цифровые парочки» (от 4 до 7 лет).
Цель: закреплять знание цифр, тренировка памяти и внимания.
Оборудование: набор цифр от 0 до 10 (2 экземпляра).
Количество участников: 2 ребенка.
Ход игры
Все цифры от 0 до 9 раскладываются на стол в перевернутом виде. Игроки по очереди берут по одной карточке и ищут ей пару (путем запоминания ранее перевернутых).

«Мы математики» (с 4 до 7 лет).
Цель: закрепить знание геометрических фигур.
Оборудование: набор геометрических фигур, мешочек.
Количество участников: 6-8 человек.
Ход игры
Ведущий подходит с мешочком к детям, они достают геометрические фигуры по 1 штуке и выстраиваются в одну линию. Ведущий напротив них говорит слова с определенным заданием: «Математиком родился, на все фигуры рассердился, кроме…(например, круга)». Дети, у кого круг, проходит остальные должны пробежать, чтобы их не поймал ведущий.
Возможные усложнения: ведущий меняет задание, формулирует его по другому, например: «…не рассердился на круг…»; ведущий добавляет признаки: цвет, размер, части.
Игровой результат: выигрывает и становится ведущим тот, кто правильно справился с заданием.

«Смени цвет, форму, размер» (от 4 до 7 лет).
Цель: развитие сенсорных способностей.
Оборудование: набор карточек с условным обозначением имен признаков: цвет (10 штук), форма (10 штук), размер (10 штук), количество (10 штук), набор геометрических фигур.Количество участников: 2-4 человека.
Ход игры
Ребенок выстраивает геометрический круг их разных фигур (6-7 штук). Дети меняются местами и между фигурами ставят карточки с именами признаков или признака, по которому изменилась фигура.

Геометрическая «Да-нет» (от 4 до 7 лет).
Цель: упражнять в умении мысленно делить поверхность на части, побуждать задавать вопросы, сужающие поле поиска в пространстве.
Оборудование: набор геометрических фигур, условная метка или наклейка.
Количество участников: 4-6 человек.
Ход игры
Все геометрические фигуры перемешиваются и раскладываются в разброс на любой плоскости (на одной из фигур ведущий ставит метку, загадывает её). Игроки задают вопросы, чтобы определить эту фигуру.
Типа – это в правой части?
– это в левой части?
– это в верхней части?
– это в нижней части?
– это в середине?
– эта фигура по цвету…? по форме…?
Ведущий отвечает только «Да» или «Нет».
Возможные усложнения: геометрические фигуры распределяются на плоскости (в середине, в верхних углах, в нижних углах); геометрические фигуры раскладываются в линейку дальше, ближе.
Игровой результат: победил тот, кто определил фигуру с меткой, и он становится ведущим.

«Загадочные рептилии» (от 4 до 7 лет).
Цель: уточнить знания детей о рептилиях, как о представителях природного мира, их строении и месте обитания.
Оборудование: картинки с изображением рептилий (разрезные), набор таких же картинок в черно-белом варианте, карточки земного мира, с обозначением мест обитания рептилий, морфологическая таблица.
Количество участников: 4-6 человек.
Ход игры
Игрок выбирает карточку рептилии наугад, в соответствии с выбранным объектом он составляет цепочку на морфологической таблице.
Возможные усложнения: из разных частей предлагается собрать «новую загадочную» рептилию и придумать ей название.
Игровой результат: выигрывает тот, кто первый соберет цепочку.

«Противоположности в признаках» (от 4 до 7 лет).
Цель: формировать способность подбирать признаки к противоположностям, развивать процессы анализа и синтеза, формировать чувствительность к противоречиям.
Оборудование: набор карточек с противоположными значениями, карточки с условным обозначением признаков (2 экземпляра).
Количество участников: 2 - 4 ребенка.
Ход игры
Ребенок выбирает любую карточку с противоположностью, затем берет карточку условного обозначения признака (наугад, они перевернуты на столе) и ищет противоположность по этому признаку. Например: воздушный шар + количество + ягоды в тарелке, объяснение: шарик один, a ягод много.
Возможные усложнения: ведущий раздает картинки игрокам и выкрикивает какой-либо признак, игроки подбирают противоположность.