Выступление на РМО Использование системно-деятельностного подхода при обучении основным видам речевой деятельности


МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза генерал – майора И.С. Лазаренко Волоконовского района Белгородской области»
Использование системно – деятельностного подхода при обучении основным видам речевой деятельности
Подготовила учитель английского языка
МБОУ «Волоконовская СОШ №2»
Уколова Марина Николаевна
п. Волоконовка, 2015 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение ФГОС нового поколения в современной школе обуславливает новые подходы к организации процесса обучения, принятие за методологическую основу системно - деятельностного подхода, направленного на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.
Актуальной остается старинная мудрость «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю». И смысл данной пословицы отражает суть системно - деятельностного подхода. В данном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Понятие системно - деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции, изучение иностранного языка направлено на развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, способной решать, поставленные перед ней, языковые задачи. Как же создать такую ситуацию в учебном процессе, которая была бы направлена на формирование активной личности, как мотивировать на подобные действия? Необходимо, чтобы ученик был активным участником образовательного процесса, чтобы он был заинтересован в самостоятельном поиске нужной информации, обладал развитыми навыками самоорганизации и самообразования.
На современном уроке иностранного языка знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать, а в создании ситуации, которая мотивирует ученика к исследованию, поиску решений творческих вопросов, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка используются разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование данного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
Обучение письму и письменной речи ориентировано на обучение целенаправленной и осмысленной коммуникативной деятельности в письменной форме.
Письменной речи нужно учить, она не приходит к ребенку естественно. Одним из условий реализации системно-деятельного подхода является направление обучения на понимание учебного материала, а уже потом на его запоминание, т.е. методики, применяемые педагогами, должны быть направлены на усвоение знаний на основе понимания, а не запоминания. Это важно для любого предмета. Пример: знание правил грамматики, названия падежей, совсем не означает грамотности того, кто знает эти правила наизусть.
Для выполнения этого условия – понимания учебного материала – первоначальная работа должна быть с текстом – речевым образцом.
Выбор текста должен определяться тем, что текст рассматривается как систематизированный образец функционирования языка в рамках темы, ситуации, проблемы, сферы и жанра общения, выражением социальной, профессиональной, личностной позиции.
Разнообразие упражнений по работе с текстом призвано научить ребенка рационально работать с источниками, а кроме того, понять логику построения текста того или иного вида. Такие упражнения должны выполняться еще с начальной школы.
Это такие упражнения как:
- определение ключевых слов, ответы на вопросы по тексту,
- упр. на правильное расположение абзацев в предложенном тексте,
- задания на установление соответствия (картинок, изображений и др.);
-задания на выполнение инструкций, например, заполнить бланк, таблицу, схему, выполнить запись с помощью ключевых слов, отметить основные пункты для обсуждения.
Более сложные задания на средней ступени включают - составление плана-конспекта или графической схемы-опоры текста, составление конспекта в процессе чтения на основе плана, завершение и дополнение текстов с применением связующих средств и.т.д.
Необходимо, чтобы учебная задача была поставлена правильно, с должной мотивацией и требованиями. При получении задания необходимо учить ребёнка внимательно изучить его и понять: что я собираюсь писать (письмо), кому я это пишу (другу), зачем я это пишу (поделиться). Умение изучить задание, которому мы начинаем учить детей в начальной школе, снимает большую долю сложности и затруднения при его выполнении.
Обучение аудированию. Объем мультимедийных материалов, хранящихся в сети Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала можно прослушать новости, песни любимого исполнителя, интервью с известным человеком, обучающие фильмы по изучаемой тематике.
Дети с интересом смотрят обучающий фильм «Northern Ireland: street graffiti” (источник www.learnenglish.britishcouncil.org). Видеоролик является познавательным, формирует у учащихся мировоззренческие установки, сталкивает альтернативные мнения, создавая приятные ситуации для общения, обсуждения поставленной задачи. Более того, данный сайт адаптирован для учеников всего мира, поэтому после просмотра авторы сайта предлагают задания различной степени сложности (Level A, Level B, Level C), направленные на контроль понимания услышанного и увиденного. Для учеников с низкой мотивацией к учебной деятельности заранее можно приготовить текст (визуальную опору) для снятия языковых трудностей в понимании аутентичного текста с целью более полного охвата содержания текста.
Уверена, что использование видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку способно существенно повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения материала живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.
Кроме видеоматериалов, ценным материалом для обучения иностранным языкам является песня. Песня содействует эстетическому воспитанию учащихся, благодаря музыке на уроке активизируется языковая деятельность, поддерживается интерес к изучению языка. Учащиеся класса с интересом смотрят клипы уже знакомых им современных песен, обращая внимание на тематику, на эмоциональный настрой, на основную идею, которую содержит песня. Ученики имеют возможность самостоятельно найти информацию о группе-исполнителе в Википедии - современной интернет-энциклопедии, они учатся выделять необходимую информацию и спонтанно переводить ее на язык, совершенствуя переводческие навыки, при этом они развивают навыки монологического и диалогического высказываний, выражая свое мнение о песне, учатся ценить возвышенную форму отражения действительности.
При обучение чтению можно использовать газеты на английском языке, взятые из Интернет (сайты “The Independent”, “The Times”), а так же актуальные и интересные по содержанию статьи, которые представляют собой неоднозначную информацию, либо разные точки зрения, использую их как основу для организаций дискуссий по изучаемой теме. Заданиям для выполнения после прочтения могут быть таким:
Определи, является ли высказывание верным;
Расположи высказывания в хронологическом порядке;
Ответь на вопросы по тексту;
Все задания направлены на дальнейший пересказ статьи и выражение собственного мнения по проблеме.
На этапе контроля усвоения прочитанного успешно и эффективно реализуется технология индивидуализированного обучения. Дети знакомятся с газетной статьей без объяснения учителя, что соответствует пониманию системно - деятельностного подхода в образовании, который является главной идее стандартов.
Одним из эффективных приёмов обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры. Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Необходимо создавать такие условия, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации.
Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями). Целесообразно применять парную работу (взаимопроверка индивидуальных заданий, методика взаимотренажа) и групповую работу (метод «разрезной информации», когда учащимся предоставляется частичная информация единой темы и далее в ходе взаимообмена идёт процесс «научившись сам, обучаю другого», метод проектов, метод «Учимся вместе», где учащиеся работают над единой учебной темой).
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода: принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.
Важным аспектом, на который необходимо обратить внимание при организации групповой работы, являются новые подходы к оцениванию результатов выполнения задания. Необходимо разграничивать оценку уровня знаний и оценку его работы в составе творческой группы. Оценка в журнале отражает индивидуальный уровень знаний учащихся, независимо от работы одноклассников в группе. Его активное участие в работе группы должно быть поддержано и оценено другим образом.
Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание уделяется системе поощрения (сертификаты, грамоты, значки, жетоны, похвала, как в устной, так и в письменной форме), а также заполнению таблиц достижений групп. Отмечая эффективную работу ученика в группе, учитель создает для него ситуацию психологической комфортности, мотивирует к дальнейшему активному участию в исследовательской работе.
Работа в группах, как одна из форм реализации системно - деятельностного подхода в обучении, способствует развитию сотрудничества учащихся, приобретению ими собственного опыта творческой деятельности, формированию способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.