Проблемы обучения говорению на иностранном языке на среднем этапе обучения школьников


Трудности обучения говорению на среднем этапеМожно выделить ряд причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке.
К объективным можно отнести следующие причины:
недостаточное обеспечение школы материалами (пр: отсутствие аудиокурса);
отсутствие у учителя постоянной практики языка;
К субъективным причинам можно отнести:
отсутствие мотивации у учеников;
проблемы подросткового возраста;
дефицит словарного запаса;
На данных трудностях хотелось бы остановиться более детально. Низкая мотивация детей к обучению является одной из главных проблем на среднем этапе. Если в начальной школе ребенок учился в ходе игры, то при переходе на следующую ступень он начинает испытывать определенные трудности. Ученики среднего этапа обучения испытывают огромный стресс ввиду значительного увеличения учебной нагрузки, изменения режима дня, знакомства с большим числом учителей с разными требованиями и особенностями преподавания. Именно в этот период важно сохранить прежний интерес к языку и осуществить плавный, безболезненный переход от специфики обучения младших школьников к осознанному обучению в среднем этапе.
Немаловажна, так же и роль учителя. Если же учителю впервые пришлось столкнуться с конкретной группой учащихся только на среднем этапе, ему необходимо общение с классным руководителем и учителем иностранного языка, которые проработали с данным классом 4 года, выяснить особенности характера детей. Мотивация - очень важная часть учебного процесса. Как я уже говорила, существует ряд мотивационных проблем, связанных с обучением, устранение которых является приоритетной задачей учителя. Примеры таких мотивационных проблем:
стеснение: учащиеся не могут говорить при всех на языке, боятся сделать ошибку, быть окритикованными;
не понимание учащимся речевой задачи;
у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
отвлеченность от коллективных работ;
недостаточная длительность общения на языке6.
.4 Психологические и Физиологические характеристики учащихся средних классов общеобразовательной школы
Средний этап образования приходится на начало подросткового созревания детей, и это не секрет. Для успешной работы с детьми подобного возраста стоит знать информацию об их созревании. Так педагог- психолог Киршин Петр Аркадьевич выделяет психологические и физиологические характеристики учащихся средних классов.
В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Это период бурного и неравномерного физического развития:
. Происходит ускорение роста. Интенсивно происходит рост скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость.
. Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению. Следите за тем, чтобы ребёнок не уставал при длительной физической нагрузке, давайте ему отдохнуть.
. Диспропорция сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли.
. Нарушения со стороны нервной системы:
• Повышенная возбудимость,
• Вспыльчивость,
• Раздражительность,
• Склонность к аффектам (Аффект - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, связано с неудовлетворением жизненно-важных потребностей)
Психологические особенности учащихся 5-6 классов
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка:
. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).
. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.
. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется
Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Из этих характеристик можно сделать выводы:
детям в этот период нужно больше времени для обработки материала;
сильные нагрузки, как физические, так и психологические будут пагубно влиять на растущий организм;
следует быть мягче и внимательнее к ученикам, в силу их возбудимости и вспыльчивости, сопровождающимися этим возрастом.
2. Практическая часть обучения говорению на иностранном языке
Работая с практическим любым методом обучения говорению, мы предусматриваем развитие нескольких речевых умений, которые являются требованиями к устной речи. Такие как:
умение выражать личностное отношение к высказываемому;
умение интонационно и структурно правильно оформить речь, пользоваться выученными схемами для построения разговора;
умение переключаться с одной структуры речи на другую, соединять в процессе говорения реплики различных структур.
Данное исследование проводилось на базе отобранных мною диалогов и текстов, тема которых определялась темой урока.
Практическая часть проводилась с учеником 7 класса общеобразовательной школы.
На протяжении всего исследования по обучению говорению, мной был сделан акцент на аудирование текстов и диалогов (представленных в учебнике).
По моему мнению, аудирование и говорение очень тесно связаны друг с другом, и, несомненно, способствуют взаимному развитию в процессе обучения. Чему служат подтверждением слова Н. И. Жинкина: "Для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить, и по тому, как будет принята ваша речь, судить о своем понимании. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания»11. При говорении мы создаем мысленный план, план нашего высказывания, можно назвать это предварительным закреплением мыслей, при помощи внутренней речи.
Конечно же учитывая, что "пассивное" аудирование, никак не прикрепленное в речевой практике, может привести к непониманию ребенком текста, брались исключительно небольшие тексты, а все трудности (такие как лингвистические, фонетические, грамматические) были убраны из текста. Ученику было предложено выполнить несколько заданий:
ответить на вопросы к тексту (устно);
пересказать текст;
обсудить текст и высказать свою точку зрения;
составить план ;
составить монолог по содержанию текста(прил. 1).
Очень важным аспектом является факт, что ситуация обуславливает речевую деятельность человека. Существует огромное множество реально существующих ситуаций общений и поэтому речевые умения должны развиваться на основе упражнений в условиях учебных речевых ситуаций, моделирующих реальное речевое общение.
На своих уроках английского языка я создавала ситуацию, обеспечивающую потребность нужду ученика в общении и побуждала к выражению мысли и использованию при этом определенного языкового материала. На среднем этапе обучения учитель создает ситуации, при которых происходит общение, нужную тему и языковой материал. Во время практики, я заметила, что для обучения устной речи огромное значение имеют преднамеренно созданные проблемные ситуации, способствующие возникновению мотива и потребности высказывания, активизации мыслительной деятельности у ребенка. Для создания проблемных ситуаций, которые в дальнейшем приводят к формированию навыков говорения были использованы так же различные источники (учебник, книга, газета, аудио и видео записи) и разным по своему характеру вербальным и не вербальным опорам.
Анализ учебника "English VII Английский язык 7 класс. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.", показал, что созданию ситуаций способствуют: а) организация материала по темам; б) предваряющее повторение речевых образцов и штампов, характерных для обращения разговора при встрече, в ресторане и т.д. в) введение разнообразных мыслительных задач.
На уроках английского языка были использованы ситуации вербального характера для обучения диалогической и монологической речи. Особое внимание было уделено обучению диалогической речи, перерабатывая диалоги-образцы учащиеся 7-х классов формировали умение говорения на иностранном языке.
Итак, формирование речевых умений происходит от перехода от простых маломерных единиц языка (слово, словосочетание, предложение), к более сложным и крупным (абзац, текст), и от элементарных операций к более сложным. При обучении говорению необходимо соблюдать последовательность в построении системы упражнений. Учителю, работавшему по учебнику И.Н. Верещагиной, удалось реализовать поставленные цели и обучить учащихся говорению.
В учебнике представлено огромное количество упражнений, направленных на формирование неподготовленной речи. Конечно же стоит отметить, что неподготовленная речь имеет как плюсы, так и минусы.
Неподготовленная речь предполагает выражение собственных мыслей, ситуативный характер речи, навык выстраивать логический план высказывания, наличие высокого уровня развития речевых механизмов, речевое творчество, естественный темп речи. Кроме того, неподготовленная речь может снимать психологические барьеры общения. Я пришла к заключению, что ученик охотнее вступает в общение, проявляет инициативу в диалогическом и монологическом высказывании.
Выводом по следствию проделанной работы является мое заключение, что организация деятельности учащихся направленная на овладение диалогической и монологической речи, с помощью составленного пособия по предложенной методике обучения, очень эффективна. Особенно могу отметить, что диалоги-образцы подобранные мной, представляющие из себя примеры подлинной английской речи положительно влияют на весь процесс обучения и на развитие умения участвовать в диалоге.