Статья Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе


Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные; 4) познавательные.
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».
Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики для повышения качества образования.
Задачи:
--- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Поэтому, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
проблемно-диалогическую технологию,
технологию мини-исследования,
технологию организации проектной деятельности,
технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов),
__ ИКТ-технологию.
Ведущая технология – информационно - коммуникационная. При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся.
На уроках изучения нового материала я больше опираюсь на программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии. Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Уроки конкретизации позволяют ребенку отработать новый способ действия. Эти уроки провожу в форме уроков - путешествий, тематических экскурсий, уроков- практикумов, групповых форм работы.   Для активизации учебной деятельности на уроке, помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия. Легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а так же задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.
Обязательным считаю применение здоровьесберегающих технологий: использование физминуток (дети охотно участвуют в проведении), психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательную гимнастику. Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне добиваться глубоких и прочных знаний, а главное вызывает интерес к математике.
Уроки рефлексии позволяют ребенку самому оценить свой уровень понимания сконструированного понятия. Использую метод самостоятельности. Все допущенные ошибки анализируются.
Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся  в учебном материале, провожу с помощью как традиционных методов (контрольная, проверочная, срезовая работы, тестирование, математические диктанты), так и нетрадиционных - в виде тематических игр «Математический поезд», «Кенгуру - математика для всех», «Математические карусели», «Умка» и т. д.
Литература.

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М. «Просвещение», 2008.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В.Рубцов – М., 1987
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. «Просвещение», 2010










































Заголовок 815