Тезисы на тему Приемы смыслового чтения как способ формирования познавательных УУД у младших школьников


Приемы смыслового чтения как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Устинова Яна,
студентка 3 б группы,
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[ REF _Ref448342096 \r \h 7].
Многие авторы рассматривали важность формирования учебных действий, подробно описывая её в своих трудах. Так, в свою очередь на это указывали JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.A. Люблинская [2]. Особую роль в развитии подходов формирования универсальных учебных действий имеют положения А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской. И.А. Володарской [ REF _Ref447007401 \r \h 1].
В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия «познавательные универсальные учебные действия».
Анна Викторовна Старикова [ REF _Ref447020608 \r \h 6] отмечает, что познавательные универсальные учебные действия - это способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Познавательные универсальные учебные действия, по мнению Ларисы Ивановны Лазаревой [ REF _Ref447020489 \r \h 3], – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Вышеприведенные определения позволяют утверждать, что познавательные УУД, прежде всего, система способов познания окружающего мира, построения поиска, исследования, обработки и использования информации.
А.Г.Асмолов [ REF _Ref447007401 \r \h 1] подразделяет познавательные УУД на: общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы, что необходимо на каждом уроке в начальной школе и выделяет следующий механизм формирования познавательных УУД [ REF _Ref448741947 \r \h 1]:
первичный опыт и мотивация;
приобретение знаний;
тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
контроль.
Одним из способов формирования познавательных УУД у младших школьников могут выступать приемы смыслового чтения [ REF _Ref450506530 \r \h 4].
Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость смыслового чтения в образовательном процессе. Как отмечает Старикова А.В. [ REF _Ref450506484 \r \h 6], одной из важнейших задач речевого развития младших школьников продолжает оставаться умение осмысленного чтения.
При определении сущности приема смыслового чтения в работе Шабановой Вероники Александровны [ REF _Ref447023965 \r \h 8] было установлено, что сущность приема смыслового чтения заключается в том, что он подлежит выбору и обладает гибкостью, действует автоматически на неосознаваемом уровне, формируется в ходе познавательной деятельности, которая инициирует речевую, что обеспечивает развитие речемыслительных действий и операций. В ходе овладения приемами смыслового чтения учащийся воспринимает текстовую информацию, «вникает» в её смысл, интерпретирует её и создаёт собственное суждение. Эффективное чтение происходит в том случае, если читающий умеет выбирать и пользоваться "правильными" приёмами смыслового чтения, т.е. его стратегиями.
В толковом словаре С.И.Ожегова понятию прием дается такое определение: способ в осуществлении чего-либо. Таким образом, можно сделать вывод, что прием смыслового чтения – это способ в осуществлении навыка осмысленного чтения.
Некоторые из существующих приёмов смыслового чтения были предложены следующими авторами: О.В. Минько, М.И Омароковой, активно используется метод «Ромашка Блума».
Проанализировав учебники УМК «Перспектива» авторы Бабушкина Т.В., Горецкий В.Г., Дорофеев Г.В., Климанова Л.Ф., Новицкая М.Ю, Плешаков А.А. был сделан вывод, что на большинство познавательных УУД представлено большое разнообразие занятий, но на такие УУД, как умение работать с таблицами и графиками, на умение оформлять речевое высказывание , на умение подводить под понятие, на умение владеть рядом общих приемов решения задач. Именно этим обусловлено содержание практической части, которая включает разработанную и обоснованную систему заданий для определенного класса с использованием приемов смыслового чтения, которые направлены на осознание текста, внимательное его прочтение, составление таблиц и диаграмм и умение их читать, влияющих на формирование познавательных УУД у младших школьников.
Таким образом, использование приемов смыслового чтения позволит улучшить процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Список литературы
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. Бескорская Е. Суть умения школьников учиться. URL: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/1477-sut-uminnja-shkoljariv-uchitisja.html (дата обращения: 5.04.16)Лазарева Л.И. Формирование универсальных учебных действий.//Начальная школа, 2014, №6Люблинская А.А. Детская психология URL: http://lib.unidubna.ru/search/files/psy_lublinskaya/~psy_lublinskaya.htm (дата обращения: 5.04.16) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. 2011. Старикова А.В. Познавательные универсальные учебные действия: автореф. педагог-психолог. 2014.Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. 2010.
Шабанова В.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореф. канд.пед.наук. 2014.