Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме: Моя семья


Приложение к комплексно – тематическому планированию по теме «Моя семья»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме "Моя семья"
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Моя семья», направленной на расширение у детей знаний и представлений о семье. В ходе работы активно применяются игровые методы и приёмы, способствующие развитию речевой активности старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп ДОУ.
Задачи:
Образовательные: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека.
Развивающие: развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь -доказательство. Формировать навыки применения диалогической и монологической речи.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье. Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал и оборудование:
- костюмы белого медведя и белой медведицы, мягкая игрушка «медвежонок»;
- обручи (на каждого ребенка);
- шкатулка на подносе;
- сердечки, вырезанные из картона;
- микрофон, диктофон для корреспондента;
- свечка в подсвечнике;
- фамильные деревья на шкафчиках каждого ребенка;
- семейные фотографии, расставленные в разных местах группы;
- музыкальный центр, диск с записью колыбельной медведицы из мультфильма "Умка", музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева;
- стенд «Говорят дети», в центре надпись «Моя семья».
Предварительная работа с детьми:
- чтение и разучивание пословиц о семье;
- составление тематических словариков «Семья», «Какое настроение?», «Мама» (какая?), Папа (какой?);
- беседа о семье;
- рассматривание семейных фотографий;
- оформление фамильных деревьев на шкафчиках детей;
- оформление речевого стенда «Говорят дети» на тему «Моя семья» (творческое сочинение детей с родителями);
- оформление стенда «Моё настроение»;
- творческая выставка «Солнышко настроения».
Предварительная работа с родителями:
- составление с ребёнком рассказа на тему «Моя семья»;
- подбор семейных фотографий для рассматривания в группе.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы ждем необычных гостей! Давайте приготовимся к встрече. (Воспитатель предлагает детям встать полукругом). - А вот и гости.
Заходят персонажи «медведь» и «медведица». «Медведица» держит плюшевого медвежонка.
Этюд «Любящие родители»
(Звучит музыкальная композиция колыбельная медведицы из мультфильма "Умка", музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева).
Мама - медведица и папа - медведь укачивают своего любимого сыночка - медвежонка. Сначала мама - медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа - медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына, и сам тоже немного покачивается. Мама - медведица передает медвежонка медведю. Затем папа - медведь качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Воспитатель: с кем мы встретились? Как, одним словом назвать всех их вместе?
Дети: семья.
Воспитатель: какая у них семья? Как ты считаешь, Катя? Егор, а как ты думаешь, какая у них семья? Я согласна с вами, что у них семья заботливая, любящая. Полина, почему так думаешь? Кирилл? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, это семья. А это – любящие и заботливые родители, и их ребёнок. Сабина и Максим, вы так старались, очень были похожи на настоящую семья. Спасибо вам! (Герои уходят).
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.
Воспитатель: ребята, у вас тоже есть семьи, но они разные, непохожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона).
Воспитатель: у меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе».
(Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье).
Воспитатель: и вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Каждый из вас говорил о семье интересно, по-своему. А вот вижу здесь музыкальную семью. (Воспитатель достаёт сердечко и делает вид, что читает). Ребята, интересно знать, а музыкальная семья какая еще может быть? Например, выразительная. А ещё какая?
Дети: дружная, весёлая, танцевальная, красивая.
Воспитатель: можно сказать про спортивную семью, что она дружная. Почему, Марк? (ответ ребёнка)
Воспитатель: я очень рада, что у вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети, когда станете взрослыми, также любили и ценили своих близких, заботились о них,.
(Воспитатель приглашает детей встать в круг).
Воспитатель: семья родилась очень давно, ребята. Её уважали всегда, поэтому народ сложил много пословиц о семье. Мне нравится одна такая пословица: «При солнышке тепло, при матери – добро». Вы тоже знаете пословицы. Давайте скажем так, чтобы услышали все. Дети передают мяч и говорят пословицы:
- «Дома и стены помогают»;
- «Дружная семья гору сдвинет»;
- «Вся семья вместе так и душа на месте»;
- «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»;
- «В родной семье и каша гуще»;
- «Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют»;
- «Дома вместе тесно, а врозь – скучно»;
- «В гостях хорошо, а дома лучше»;
- «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Воспитатель: как вы понимаете пословицу «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»? (ответы детей).
Воспитатель: почему так говорят «Вся семья вместе так душа на месте»? (ответы детей).
Воспитатель: приглашаю вас выбрать семейный круг. Каждый подойдите к тому кругу, который вам больше понравился. (Дети занимают разложенные на полу обручи).
Встаньте на середину. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза. Сядьте в середину круга.Воспитатель: к вам пришёл корреспондент. Пусть сегодня это будет Полина. Она будет брать у вас  интервью о вашей семье. Ответы должны быть полными предложениями, только тогда они запишутся на дик-то-фон.Корреспондент задаёт детям вопросы:- С кем ты живёшь?- Кто самый старший в вашей семье?- Кто самый младший в вашей семье?- Для мамы ты кто?- Для бабушки ты кто?- Маша, я знаю, ты очень любишь своих близких, а почему?- По секрету я могу сказать вам, ребята, что Кирилл очень заботливый. Хотелось     бы узнать у тебя, Кирилл, как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь   для них?- Кто о тебе заботится? - Расскажи, какая твоя мама?- Расскажи, твой папа, какой?Воспитатель: спасибо Полина, ты была хорошим корреспондентом. Ваши ответы, ребята, были интересными, было их приятно слушать. Катя, тебе чей ответ понравился? Ребята, извините, но мой диктофон не записал ответ Кирилла. Марк, напомни, пожалуйста, какой вопрос задали Кириллу. ( Марк повторяет вопрос, заданный Кириллу). Молодец, Марк, вспомнил. Дамир, ты очень внимательно слушал, выручи меня, пожалуйста, скажи, как ответил Кирилл. (Ответ ребенка). Молодец, Дамир, ты настоящий друг. (Воспитатель пожимает ему руку).Воспитатель: теперь всё интервью записано. Можно и поиграть. Покажем, какая бывает дружная семья, пальчиками.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загнуть большой палец правой руки)Этот пальчик – бабушка, (загнуть указательный палец правой руки)Этот пальчик – папочка, (загнуть средний палец правой руки)Этот пальчик – мамочка, (загнуть безымянный палец правой руки)Этот пальчик – я, (загнуть мизинец правой руки)Наша дружная семья! (ритмичное сжимание, разжимание пальцев правой руки)Воспитатель: вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут все вместе.«Собирайтесь, дети, в круг,Я твой друг, и ты мой друг,Крепко за руки возьмитесьИ друг другу улыбнитесь».
Психогимнастика «Семья»
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные? Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?  Дети: да.Воспитатель: тогда в путь. (Воспитатель приглашает детей в приемную комнату).Воспитатель: вот мы с вами и пришли в чудесный, необычный сад. (Обращает внимание детей на то, что в этом саду растут необычные деревья. На дверцах шкафчиков размещены фамильные деревья.)  

b]Воспитатель:[/b] дети, посмотрите на свои деревья, почему они необычные, чудесные? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья. (Воспитатель предлагает детям сесть).
Воспитатель: хотелось бы услышать рассказ о семье от Кати. Я знаю, у ее родителей очень интересные любимые занятия. (Рассказ ребёнка).
Воспитатель: наш Дамир придумал очень красивое слово о своей семье. Расскажи о своей семьей. (Рассказ ребёнка).
Воспитатель: а вот у Егора и папа, и мама работают на интересной работе, они пожарные. Егор, расскажи нам о своих близких. (Рассказ ребёнка).
Воспитатель: я знаю, у Полины очень интересная семья и они куда-то собираются ехать. Расскажи, Полина. (Рассказ ребенка).
Воспитатель: ребята, у вас очень интересные рассказы о ваших семьях. Но у нас мало времени. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и расскажем остальным детям нашей группы о своих семьях.
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а пламя от свечки обязательно донесёт их до ваших близких. (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…» гаснет свет, дети передают свечку друг другу).
Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся. (Включается свет.)
Воспитатель открывает стенд» Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы. Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе - целая дружная группа! Группа - ведь это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Список используемой литературы:
1. Бачина О.В., Коробова Н.В. Пальчиковая игра. М., 2007.
2. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок. М., 2010.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
Пальчиковые игры«Кто приехал?»Пальцы обеих рук складываются кончиками вместеКто приехал? /большими пальцами/Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/Мама, мама, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /указательными пальцами/Папа, папа, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /средними пальцами/Братец, братец, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /безымянными пальцами/Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /мизинцами/Все приехали? /большими пальцами/Ура! /растопыриваем пальцы вверх/Все мы вместе, да, да, да! /хлопки в ладоши/«Кто живёт у нас в квартире?» 1,2,3,4 Кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.) 1,2,3,4,5 Всех могу пересчитать. Мама, папа, брат, сестра, Кошка Мурка, два котёнка, Мой сверчок, щегол и я- Вот и вся моя семья! «Наша семья»Этот пальчик большой —Это папа дорогой.Рядом с папой - наша мама.Рядом с мамой - брат старшой.Вслед за ним сестренка -Милая девчонка.И самый маленький крепыш -Это славный наш малыш.«Птенчики в гнезде»Улетела птица-матьМалышам жучков искать.Ждут малютки-птицыМамины гостинцыВсе пальцы правой руки обхватить левой ладонью – получится гнездо, шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнездеСкороговорка «Утреннее настроение»У папы настроениеЗазавтракомчитательное,У мамы настроениеНапапуобижательное,У брата настроениеКричальнопогремучее,А у меня,А у меня –Покомнатепрыгучее.Речевое упражнение ФутболСказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фу, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол! А я ответил: - Во! Футбол! Словесная игра«Неоконченные предложения»- Моя мама работает…- Мой папа умеет…- Братик плачет потому что….- У бабушки самые…. И. т.д.План рассказа о семье1. Адрес, где проживает семья (улица ,№ дома)2. Фамилия семьи3. Кто в семье(перечисление)4.  И.О.членов семьи, где работают, чем занимаются.5. Увлечения семьи6. Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)Загадки
Кто встаёт раным-рано, в доме с ней добро, тепло.Дочку, сына одевает, да и в садик провожает? /мама/
Он машину ловко водит, в стенку гвоздик заколотит.Маме дома помогает и с детишками играет? /папа/
Кто, ребята, отвечайте, вкусно стряпает всегда? Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера? Кот- мурлыка под столом поиграл её клубком. /бабушка/
Носит медали он на груди, всем он на помощь стремиться придти.Бабушка кличет его молодцом, стар он годами, да молод умом. /дедушка/
Мне она тётя, а моей маме: (сестра)
Моему папе он папа, а мне: (дедушка)
Моему папе она жена, а мне: (мама)
Папе он родной брат, а мне: (дядя)
Маме она дочь, а мне? (сестра)
Пословицы и поговорки 
Согласие да лад - в семье клад.
При солнышке – тепло, при матери – добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
В семье разлад - то и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В гостях хорошо,   а дома лучше.
Мой дом -   моя крепость.
Не тот отец и мать кто родил а тот, кто вскормил
 
Дидактические игры
«Что такое семья?» Ответы детей: Семья - это  дом.  Семья - это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба.  Семья - это  самое  дорогое,  что  есть    у  каждого  человека. Семья - это когда живут вместе папа, мама, дети.«Назови ласково»Мама – мамочка, мамуляДочь – доченька, дочурка, дочкаБабушка – бабулька, бабулечка и т.д«Корзина добрых дел» Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.) «Составь семью из картинок» Детям предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их. (Составь семью, разместив на листе только самых близких членов своей семьи, тех кто живёт с вами в одной квартире) 
«Давайте справедливо распределим обязанности»
Отец - зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает …Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…Сын - убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит…Дочь - моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки…Бабушка - вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками…Дедушка - мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
Договаривать: папа…. ходит на работу, мама…..готовит и т.д.Игра с мячом «Кто ты мне?»-я мама, а ты мне ?-дочка, сын; я бабушка, а ты мне - внучок, внучка и т. д«Составь генеалогическое дерево»Дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушкаКто располагается на среднем ярусе древа? - мама и папа.Кто располагается на верхнем ярусе древа? - дети.«Подбери признаки»           Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и др.Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:Папа - строгий, умный, сильный:Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:Дедушка - старый, мудрый, седой:Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младшийФиз. Минутки«Семейная зарядка»Осенью, весною, (Ходьба на месте)Летом и зимой.Мы во двор выходимДружною семьёй.Встанем в круг и по порядкуКаждый делает зарядку.Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).Папа бодро приседает (приседания).Повороты вправо-влевоДелает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).А я сам бегу трусцойИ качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).Три медведя шли домой (Дети имитируют ходьбу на месте). Папа был большой – большой (Тянут руки вверх). Мама чуть поменьше ростом (Наклоняются). А малыш малютка просто. (Приседают). Очень маленький он был, С погремушками ходил (Изображают игру погремушками). Дзынь - дзынь - дзынь - дзыньС погремушками ходил. Этюд«Утреннее фото»Встань, как только солнце встанет (руки вверх)И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (руки вперёд)Ты подставь скорей ладошку (подставляют ладошки солнышку)Пусть тебя увидит мама и одетым, и обутым (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви)Пусть твой день весёлым, звонким будет (широко разводят руки)Стихи«Семья»Семья – это счастье! »Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному не возможно!Мамины профессииТёплые вещи быстро и тихоШьёт для детишек мама-портниха.Доит корову с утра спозаранкуВ чистом загоне мама-доярка.Зубки больные без всяких уколовВылечит мама – врач-стоматолог.В детском саду очень много занятий.Мама там няня и воспитатель.В школе не меньше занятий. Смотрите:Ставит оценки мама-учитель.Из корешочка растить не устанетЧудо-растение мама-ботаник.Пишет в газеты статьи и запискиМама-писатель и журналистка.Вкусной колбаски достала с витриныМама, она – продавец магазина.Плюшки и булочки кушать спешите!Их испекла нам мама-кондитер.Из самолёта прыгает с рискомСмелая мама-парашютистка.Папины профессииДрожит мостовая и воет мотор –Это к нам едет папа-шофёр.По синему небу летит самолёт.Им управляет папа-пилотДружно шагает с военными в рядВ серой шинели папа-солдат.Кто в многоборье у нас рекордсмен?Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»Уголь рубить не устал в недрах горЧёрный от сажи папа-шахтёр.Плавится сталь, из котла валит пар –Папа - рабочий, он - сталевар.Вылечит тысячи сломанных рукВ детской больнице папа-хирург.Кран установит, прочистит засорПапа-сантехник, или монтёр.Кто выступает на сцене на бис?Это известный папа-артист.«В мире ненужной профессии нет!» -Учит нас с детства папа-поэт.
Интегрированный подход при выполнении задач программы « Крымский веночек»
Тема: « Наш волшебный Крым»
Цель: Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представления о Крыме , как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья; закрепить знания детей Крымских городах курортах : Феодосии , Судаке, Алуште. Познакомить с городом Ялта, Севастополь-город герой славы. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова –определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе( морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.
Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия. Феодосия- картинная галерея, И. К. Айвазовский, А. Грин, порт. Ялта, Севастополь –памятник, слава. Морские обитатели: катран, дельфин, краб, медуза, рыба-игла, морской ёж, ставрида.
Материал: Карта Крыма, папки передвижки с достопримечательностями городов: Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь .Иллюстрации морские обитатели, картинки для разукрашивания- морские обитатели . Дидактический материал для игры « расшифруй задуманное слово по первому звуку».
Ход занятия.
1)Беседа о Крыме.
В: Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение земли.
*Много лет назад на планете были только моря .Но вот море начало волноваться ,забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.
В: дети вы догадались, как называется этот сказочный край ? (Крым).
Правильно ,ребята мы поговорим о Крыме. Скажите , как называется наш полуостров на котором мы живём? ( Крымский п-ов).
- Почему его называют полуостровом ? ( Потому что с трёх сторон омывается морями).
- Посмотрите на наш Крымский п-ов., как он расположен. На море.
- Как правильно называется полуостров?
( Автономная Республика Крым)
*Наш Крым – удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане .
Наш п-ов. Сказочно красив. Что бы передать свои впечатления от увиденного , живущие в Крыму, создают множество лирических стихотворений.
Я прочитаю вам отрывок из стих., который написал А. С. Пушкин.
«Кто выдел край , где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега.
Где на холмы под ласковые своды
Не смеют лечь угрюмые снега?
Скажите мне , кто видел край прелестней?...»
- Какими словами называл Крым А. С. Пушкин?
Чтение ст-я о Крыме.
*Крым-это здравница и это чудо-сад,
Крым-это фрукты, это сладкий виноград.
Крым-это море, это райские места,
Крым-это южных гор крутая высота.
Крым-это сказка, заглянувшая в глаза. И.Коробкина.
2)Симферополь- крымская столица.
В: В Крыму есть много городов. И самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется –этот город?
(Симферополь).
-Что означает название города Симферополь ? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, « полис» -город.).
-Как вы думаете, почему его так называют?
(Все люди, приезжают в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

Я предлагаю вам рассказать о городах родного Крыма. Представьте вы , что вы- экскурсоводы , во время путешествий мы посетим курортные города, познакомимся с достопримечательностями. У каждого будет карта путеводитель.
Наш главный город Симерополь.
*Южная красавица- белая столица
Над Салгиром ивушка в зеркало глядится
Добрым нравом славится и людьми гордится
Симферополь –город мой, - крымская столица.
*Симферополь сердце Крыма
Город сердца и тепла
Город южный, как красив ты,
Это Родина моя!
(Показ папки с фотографиями города Симферополь, краткий рассказ)
- А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма.
Мы находимся в городе Феодосия.
Ф.М. игра « мы едем, едем в далёкие края».

*Феодосия - Богом данная красота земли первозданная,
Золотым песком к ногам стелется. К небу тянется юным деревцем.
Солнцем светится винограда гроздь, зачарует ночь ароматом роз.
Красота Земли Богом данная, Феодосия- дочь желанная.
Айвазовского сердцем согретая , и стихами поэтов воспетая.
- В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского.
Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал очень много картин о море. Есть в Феодосии дом- музей Александра Грина (писателя). Шесть лет он жил в Феодосии, написал много интересных рассказов « Алые паруса» , «Бегущая по волнам», Золотая цепь».
Ф.М. Гимнастика расслабления под музыку.
- Давайте закроем глаза и представим ,что нам светит тёплое солнце, оно согревает нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза. Чем южнее мы движемся,
Тем гористее становится берег. Это горы, на какое- то мгновение закрыли солнце. Посмотрите, что за крепость?
Это- крепость символ города Судака.
-Что мы можем рассказать об этом городе?
- Судак расположен в Судакской долине. Со всех сторон его окружают живописные горы. Есть здравницы и санатории. В Судакской долине растёт виноград .Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям укрепить своё здоровье и уехать домой загорелыми , здоровыми и довольными и довольными.
*Судак увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков.
На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов.
Живу тобою наслаждаюсь , дышу твоею красотой
Ну как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной.
Какие бухты , горы, пляжи, такая чистая вода,
Такой природой , где живём мы, должны гордиться мы всегда.
- Я предлагаю путешествовать дальше.
Ф.М. Я хожу, хожу, хожу, я на месте не сижу
Я бегу , бегу , бегу, я без движенья не могу.
- На нашем пути стоит наш любимый город Алушта. Почему мы любим –этот город?
( это наш родной город ,мы здесь родились и живём)
-Что мы можем рассказать об Алуште.
(название Алушта от греческого названия Алустон.)
*Нет Алушты без ротонды
И высоких кипарисов
И каштанов и больших цветов магнолии душистых
В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает
И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает.
*Алушта – это здравница , позволяет оздоровиться, поправить здоровье,
С уникальными памятниками природы истории и культуры.
Рассказ детей о достопримечательности города Алушта.
Крымский заповедник, крепость Алустон, Профессорский уголок, памятник и музей С. Сергеева Ценского, аквариум, Крым в миниатюре, ротонда –набережная, мятники партизанам и героям В. О. В., Краеведческий музей. Танк- памятник освободителям Алушты 15 апреля.
- Мы отправляем путешествовать в Ялту.
*На встречу нам виднеется гора ,на что она похожа?
-Как она называется?
( Медведь-гора)
*Лежит себе Медведь- гора, нос прикрывает лапой,
А рядом ходит детвора, не страшен косолапый.
Не станет ведь гора реветь, хоть и зовут её Медведь.
- На побережье Чёрного моря, возле Медведь –горы находится детский оздоровительный центр « Артек», где отдыхают дети со всех уголков мира. Дети в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют. А главное все дружат.
*На юге ,у чёрного моря, весёлое царство ребят.
О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.
С лазурью его не сравниться , всех прочих морей синева
По всем городам и столицам, идёт об Артеке молва.
- Вы знаете, что такое дружба?
Напомните поговорки и пословицы о дружбе.
- Один за всех и все за одного.
- Нет друга- ищи, а нашёл –береги.
-Сам погибай. А товарища спасай.
- Крепкую дружбу и водой не разольёшь
- друг познаётся в беде.
В Артеке любят играть в разные игры давай те и мы поиграем « Мы весёлые ребята».( дети становятся в круг берутся за руки , идут по кругу и произносят: « Мы весёлые ребята , любим бегать и скакать ,ну попробуй нас догнать. Раз, два, три-лови! В середине круга стоит Ловишка и по команде ловит детей, дети убегают, и садятся на стульчики.
- Следующий город. который раскинулся на берегу Чёрного моря г .Ялта.
*Этот город – Ялта. Посмотри дружок,
Солнечное небо, жёлтенький песок.
Бьёт о борт бетонный ,сильная волна!
Будто приглашает в гости нас она.
В: - А вы знаете легенды о Ялте.
*Давным - давно из Греции отправился корабль. Уже много дней корабль был в море. Моряки устали, у них закончилась питьевая вода. Волны уносили их всё дальше и дальше. И вот однажды утром моряки увидели вдали чудесный берег.
- Ялос , Ялос !-закричали моряки увидели в дали чудесный берег. Корабль причалился к берегу. Очень понравилось здесь грекам .Они стали строить город – Ялту.
-Кто из вас был в Ялте?
- Что запомнилось вам?
( ответ детей).
Ф.М. (музыка, шум моря)
Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно,
Брызги пены , шум прибоя, а над море мы с тобою!
Мы теперь плывём над морем, и резвимся на просторе
Веселее загребай, и дельфинов догоняй.
- И вот мы приплыли, в знаменитый город славы Севастополь!!!
*Символ стойкости и славы, и величия моряков.
Севастополь- город славы , символ мужества веков.
На Малаховском кургане искры вечного огня
Застывают в сером камне, память прошлого храня.
Они помнят, как Корнилов , раненый в бою, лежал
Как, сражаясь , пал Нахимов , натиск турок удержал.
Вспоминают ветераны с болью о былых боях.
Незалеченные раны , кортик, китель в орденах.
Севастопольскую славу, и заветы старины
И великую державу, помнят славные сыны!
Севастополь- город славы, город- герой!
(дети смотрят фото - памятники Севастополя)
В: Севастополь -главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют моряки границы от незваных гостей.
В: Молодцы ребята много рассказали о Крыме. А знаете ли вы , зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму ? ( ответ детей)
Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.
Ф.М. К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз- это брас,
Одной рукой - это кроль,
Все плывём мы, как один
Все плывём мы , как дельфин
Вышли на берег морской ,
И отправились домой!
В: А вы знаете обитателей чёрного моря. Д/И «Какое слово за шифрованно».
(краб , медуза , креветка , звезда , дельфин , мидия , скат , камбала , катран , конёк , рыба игла, ёрш)
В: Чем полезны морю крабы, медузы, мидии?
( они фильтруют воду)
Назовите самых крупных обитателей Ч. М.?
(дельфины) Они добрые и умные животные , относятся к отряду млекопитающих, не могут жить без воздуха, вскармливают детёнышей молоком.
Д/И « Кто живёт в море»
- А в воде живёт индюк? Нет.
- А в воде живёт утюг? Нет.
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? Да.
- А большие мандарины? Нет.
- В Чёрном море есть дельфины? Да.
- Рыбы в нашем море есть? Да.
- Крокодилов в нём не счесть? Нет.
- Дети плещутся в воде? Да.
- Мусор плавает в воде? Нет.
В: Молодцы. Мне не удалось вас запутать , и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!
Посмотрите , сколько фотографий морских обитателей сделали подводным фотоаппаратом. Только они получились чёрно белыми, некрасивыми. Давайте их раскрасим в яркие цвета.
(По окончанию работы , дети наклеивают рисунки на плакат голубого фона)
В: Посмотрите , какая объёмная панорама у нас получилась, видно всех морских обитателей. Эта работа украсит нашу группу и будет напоминать о наших путешествиях.
Итог занятия.