ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ (из опыта работы руководителя изостудии)


Боровикова Людмила Борисовна
учитель изобразительного искусства
МБОУ гимназия №1 г. Мончегорск

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ
(из опыта работы руководителя изостудии)
Искусство – средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, средство формирования мировоззрения; изобразительная деятельность – наиболее доступная для ребенка форма познания окружающего мира. Важность проживания и переживания в искусстве также велика, как и в жизни, и эту связь с жизнью мы можем сохранить благодаря искусству, развивающему эмоционально-творческую составляющую личности ребенка. Художественное воспитание подрастающего поколения является неотъемлемой составной частью воспитания гармонично развитой личности. Выполнению этой серьезной задачи, безусловно, способствуют занятия в детской студии изобразительного искусства.
Главная цель преподавания искусства – найти, поддержать, развить человека в человеке и создать в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания; не формирование личности с заданными качествами, а создание условий для выявления и развития личностных качеств учащихся и их творческих способностей.
Педагогический процесс в современной школе представляю, как единство воспитательных воздействий, развития и обучения, осуществляемых на уроке и во внеурочной деятельности.
Занятия, организуемые во внеурочное время, на мой взгляд, выполняют ряд важных педагогических функций: дают возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствуют духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени, приобретению опыта творческой деятельности, помогают снять усталость, дают детям радость от общения.
Изостудию «Радуга» ежегодно посещают более пятидесяти учащихся. Разработана Программа курса, направленная на духовное развитие личности, на формирование познавательного интереса детей к искусству, творческой активности, самовыражение.
Практическая деятельность представлена в содержательном единстве с художественным творчеством, во взаимодействии искусства с жизнью: это работа с натуры, по памяти, по наблюдению, по воображению, декоративная работа.
Выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Предусматриваю обучение приемам работы разнообразными изобразительными материалами.
В основе программы:
- создание условий для самореализации личности;
- обучение изобразительной деятельности;
- организация творческого процесса;
- активная выставочная деятельность;
- участие в конкурсах творческих работ на различном уровне.
Занятия изостудии чаще посещают дети, проявляющие повышенный интерес к изобразительному искусству и творческой деятельности, но увлечь любого ребенка, желающего обучаться в студии творчеству – это дело мастерства учителя.
Что может помочь учителю, стремящемуся исходить в образовательном процессе из природного состояния учащегося, из его самобытности, индивидуальных возможностей и потребностей, принимать его таким, каким он есть, строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с устремлениями ребенка, общаться с ним на равных, утверждая при этом в нем личность?
За основной способ организации обучения мною принято личностно-ориентированное развивающее обучение, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей и собственной учебной деятельности. 
Средства реализации - подходы, методы, формы - отобраны мною и апробированы в течение длительного времени, и, на мой взгляд, являются оптимальным для организации процесса обучения в рамках изостудии.
Деятельностный подход:
- метод поэтапных открытий;
- метод широких ассоциаций;
- метод диалога;
- метод привлечения личного опыта;
- кейс – метод
Здоровьесберегающий подход:
- методы арт - терапии;
- метод педагогической драматургии
Дифференцированный подход:
- метод разноуровневых заданий
Интегративный подход к содержанию:
- метод единства восприятия и созидания
Деятельностный подход в обучении неотрывен от теории и грамоты изобразительного искусства, в основе лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней.
Метод поэтапных открытий - обеспечивает постепенное осознание материала: от идеи к замыслу, от замысла к зарисовкам, эскизам и только затем к работе на формате. Работы учащихся получаются продуманными и интересными. Лучшие творческие работы учащихся оформляю для выставки в школьном выставочном зале или создаю экспресс - выставки в кабинете ИЗО.
Интересен в практическом применении кейс – метод: проблемно-ситуативное обучение. Конкретная реальная ситуация и варианты решения задачи привлекают учащихся тем, что они могут проявить самостоятельность, неординарность мысли и «примерить» все в жизни. В результате – творческое овладение специальными навыками, умениями в разных областях художественного творчества: ландшафтного дизайна, моды, промышленной графики и другого.
Важную роль играет метод широких ассоциаций - возможность и необходимость творческой интерпретации содержания, вариации решения одной и той же темы, выполнения работы различными художественными материалами.
С целью повышения интереса к творческому процессу знакомлю учеников с разными художественными техниками: монотипия, граттография, коллаж, батик и другие. Выполнение работ в этих техниках дело трудоемкое, поэтому, успешнее применять их именно в рамках внеурочных занятий, а творческий процесс доставит детям удовольствие, гордость за результат, повысит мотивацию к обучению, веру в свои способности. Стремлюсь, чтобы дети освоили разные художественные материалы, почувствовали их возможности и могли применять их в своем творчестве не только на занятиях или уроках. Тушь, сангина, уголь, пастель, восковые мелки, все, что рисует, пригодится нам в работе. Такие занятия – исследования своего рода творческая лаборатория. Согласна с мнением, что только творческий учитель через сотворчество и сотрудничество способен воспитать творческую личность .
Важен и метод диалога: совместно выясняем, рассуждаем, находим ответ. Мысль нужно научиться выражать и в слове, и в практической работе. Этого можно достигнуть постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, подводя ученика к свободным ассоциативным формам мышления и выражения. Поэтому, перед тем, как приступить к практической работе прошу детей написать мысленно свою будущую картину, затем рассказать о ней, передавая свой замысел и только потом приступать к изображению на бумаге. Художественно - творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным, отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. В работе с детьми младшего школьного возраста особое внимание на эмоциональное насыщение каждой темы.
Метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта учащихся – опора при изучении любой темы, выполнении любой творческой работы. Реальность и фантазия – две составляющие любого творческого процесса.
Метод коллективных и групповых работ - резерв активизации деятельности и мышления - переплетение и индивидуальной, и групповой, и коллективной работы. Чувство нужности своей работы – поднимает авторитет любого дела, формирует ответственность. 
Здоровьесберегающий подход в обучении изобразительному искусству не только обеспечивает развитие личности ребенка, но и делает обучение успешным и радостным. 
Моя работа с детьми в рамках изостудии направлена на создание ситуации успеха для моих учеников, каждого лично. Успешным ученик может стать в условиях безопасной образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для творчества, ориентирована на личность.
В мою систему органично вписались арт - терапевтические методы как средство повышения адаптационных способностей человека.
Творчество само по себе обладает целительной силой, и этот факт не требует доказательств. Арт - терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды сравнений с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. Стиль общения: учитель и ученик - равноправные партнеры: неприемлемы команды, указания, требования, принуждения; в арт - терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметку, критику; ребенок вправе работать в собственном темпе, отказаться от коллективного обсуждения, открытой вербализации чувств и переживаний. Стараюсь включать в каждое занятие элементы этой методики. Например, предоставить детям возможность «выплеснуть» свои эмоции и предложить выразить в рисунке свое настроение. Помогают снимать усталость и такие занятия, на которых творческая работа идет под музыку.
Важно и доброжелательное отношение – ученик должен чувствовать, что его любят и уважают. Для меня, как учителя, важно выявить особенность и своеобразие каждого ребенка, показать моим ученикам, что все они разные, и каждый по-своему видит мир, но каждый может быть успешным и признанным.
Метод педагогической драматургии – создание ситуации уподобления. Игра - уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала, включает в активную творческую работу. Здесь ребенок – соавтор. Он художник, декоратор, дизайнер и конечно – актер. Такие занятия интересная и увлекательная страничка в жизни ребенка – где для каждого найдется дело по душе.
На занятиях возможен и важен дифференцированный подход к заданиям. Каждый ребенок имеет возможность овладевать материалом на разных уровнях, может выбрать тот уровень сложности, который ему доступен, тот материал или технику работы, в применении которой он уверен и чувствует, что именно таким образом он способен выполнить поставленную задачу в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
В искусстве очень важно передать ребенку собственный опыт творческой деятельности, своего эстетического отношения к действительности. Приобрести таковой только упражнениями невозможно – это надо пережить, пронести через себя, затронуть струнки детской души. Развитию эмоциональной чуткости во многом способствует применение метода единства восприятия и созидания, реализуемого через интеграцию знаний. Такие занятия всегда проходят интересно и оставляют яркий след в душе ребенка, и творческие работы учащихся получаются непосредственными, идущими из души, выразительными. 
Эмоциональным и содержательным дополнением к раскрытию темы каждого занятия я считаю введение музыкального и литературного ряда. Музыка и поэзия позволяют студийцам глубже осознать создаваемый художественный образ.
Студийцы на фоне эмоционального восприятия различных произведений искусства создают свои собственные работы, при этом они размышляют, выдвигают свои гипотезы, отстаивают свои версии, догадки, предположения. Единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство. Важным считаю дать понятие схожести в приемах изображения. Пространство в музыке создается посредством нарастания или удаления звука, в живописи - усилением интенсивности цвета на первом плане и ослабление на втором, третьем плане. Мелодия как нить, характерная для главного в музыке и выделение цветом, размером, расположением - главного в живописном произведении. Использование литераторами, поэтами цветовых ощущений для передачи замысла, чувств и настроения и то же самое у художников в живописи. Точек соприкосновения много и их надо умело использовать в обучении творчеству. Стараюсь находить возможность включить в урок поэтические строки или фрагмент музыкального произведения.
Духовное развитие личности, воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости важнейшая задача, требующая от педагога большого такта и интуиции. Решение проблемы формирования и развития «зоркости души» детей я вижу в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Считаю, что такие подходы, методы и формы преподавания изобразительного искусства на занятиях ориентированы на формирование «осознанной плодоносной самостоятельности мышления учеников». 
Внеклассные занятия, посвященные изобразительному творчеству - большое «подспорье» в эстетическом воспитании детей. Преимущество и особенности студии в том, что ребята в большей степени раскрываются на занятиях, чем на уроках: здесь не ставят отметок, не дают примелькавшихся заданий, восприятие материала превращается в занятие сотворчества. Обычно лучшим примером для ученика является сам педагог – «от сердца к сердцу» - только так можно достичь желаемого результата в творчестве.
Высокая активность моих учеников, студийцев позволяет нам участвовать в жизни общества и представлять свои творческие работы широкому кругу людей: оформление школы к различным праздникам и тематическим дням, участие в конкурсах, акциях, проектах различного уровня, выставочная деятельность.
К теме каждого конкурса мы подходим как к интересному творческому заданию, осуществляя поиск неординарных решений в композиции и техниках выполнения работ, проявляя активную жизненную позицию и совершенствуя мастерство. Многие ребята становятся победителями и призерами конкурсов на различном уровне.
Следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей как «особо ценного типа образования», так как внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.








13PAGE 15


13PAGE 14115



 Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии- М., Педагогическое общество России, 2001.
 Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество- М., Педагогика, 1990
 Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности//Школьные технологии.- 2005.-
№ 1.- с.124-132
 Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.- с.40-44
 Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе//Школьные технологии.- 2000.- № 6.- с.200-205
 Казаченко Е.В. (Томск. Из опыта работы) Интеграция изобразительного искусства с предметами развивающего цикла - Система федеральных образовательных порталов - Проект «Педагогика общеобразовательной школы».
 Неменский Б.М. Принципы программы непрерывного художественного образования// Искусство в школе.- 2003.- № 1.- с.3-9



Заголовок 315